Проект
Концепция
Развития муниципальной системы дошкольного образования
В Сосновоборском городском округе Ленинградской области
На 2016-2018 г.г.
Введение.
Необходимость принятия Концепции развития муниципальной системы дошкольного образования в Сосновоборском городском округе Ленинградской области на 2016-2018 г.г. обусловлена необходимостью построения целостной муниципальной системы дошкольного образования, обеспечивающей качество дошкольного образования, соответствующего современным требованиям, вариативность образовательных услуг, а также доступность дошкольного образования для всех категорий детей, независимо от места проживания, социального статуса, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Данная Концепция определяет принципы муниципальной политики по вопросам предоставления услуг дошкольного образования и воспитания на территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области.
Концепция развития муниципальной системы дошкольного образования Сосновоборского городского округа разработана на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013);
- Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»),
- Государственной программы Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» (подпрограмма «Развитие дошкольного образования детей Ленинградской области»);
|
- Гражданского Кодекса РФ ФЗ от 06.10.2003 Г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»;
- Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Муниципальной программы «Современное образование в Сосновоборском городском округе на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 17.08.2015 г. № 2069.
Состояние муниципальной системы дошкольного образования.
Муниципальная система дошкольного образования является основным звеном, исполняющим законодательные акты федерального и регионального уровней по реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»», по выполнению, связанных с политикой государства в области модернизации дошкольного образования: его обновления, развития и совершенствования.
Система дошкольного образования в городе Сосновый Бор остается стабильной и представляет собой сеть дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Дифференциация сети дошкольных образовательных организаций позволяет обеспечить родителям (законным представителям) право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка.
|
В систему дошкольного образования города Сосновый Бор входят 14 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.
До 01.01.2016 г. МБДОУ имели различную видовую направленность: 3 учреждения – Центры развития ребенка – МБДОУ №№ 2,15,19; 1 учреждение - МБДОУ № 18 - детский сад компенсирующего вида; 3 учреждения - МБДОУ №№ 5,8,12 - детские сады комбинированного вида; 7 учреждений – МБДОУ №№1,3,4,6,7,9,11 - детские сады общеразвивающего вида.
С 01.01.2016 года все ДОУ переименованы в соответствии с требованиями законодательства. 13 муниципальных дошкольных учреждений функционируют в режиме полного дня – 12 часов, 1 детский сад – 10,5 часов.
Общая численность воспитанников ДОУ составляет на 01.01.2016 г. составляет 3347 чел ., что на 441 ребенка больше, чем в 2012 году.
Одним из важных показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования, считается отсутствие очереди для детей дошкольного возраста.
В целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и обеспечения государственных гарантий прав граждан на доступное дошкольное образование на муниципальном уровне утверждена муниципальная программа «Современное образование в Сосновоборском городском округе на 2014-2020 годы» (Постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 17.08.2015 г. № 2069). Разработан план мероприятий («дорожная карта») по ликвидации очередности в дошкольные учреждения и обеспечению доступности дошкольного образования с учетом демографической ситуации на территории Сосновоборского городского округа.
|
Основными мероприятиями по обеспечению прав граждан на доступное дошкольное образование в 2013-2015 г.г. стали:
- приведение в соответствие с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 помещений ДОУ с учетом проектных мощностей учреждения,
- открытие новой группы в МБДОУ № 11 (количество мест - 20) для детей в возрасте от 2 до 3 лет за счет средств местного бюджета в размере 1 319 079,72
- открытие новой группы в МБДОУ № 2 (количество мест - 20) для детей в возрасте от 3 до 4 лет за счет средств федеральных субсидий в размере 2 900, 0
- создание в МБДОУ №№ 5,8,12,18 новых 73 места для детей раннего возраста за счет внутренних резервов учреждений и средств местного бюджета в размере 4 750, 0 руб.,
- открытие на базе МБДОУ № 18 группы для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета в размере 2 413,0 руб.,
- открытие групп для детей в возрасте от 1 года до 2 лет (38 мест) за счет средств местного бюджета в размере 5 000,0 руб. в МБДОУ №3,7.
Положительными тенденциями муниципальной системы дошкольного образования можно считать:
- приведение в соответствие с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 помещений ДОУ с учетом проектных мощностей учреждения,
- увеличение численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием до 88 % от общей численности детей данного возраста,
- ликвидация очереди для детей в возрасте от 2 до 7 лет;
- охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 7 лет – 100%, охват дошкольным образованием детей – мигрантов и вынужденных беженцев – 100 % (от количества обратившихся)
- увеличение числа педагогов дошкольных образовательных учреждений, принимающих участие в методических мероприятиях города,
- укомплектованность педагогическими кадрами – 100%; высшее образование – 194 чел., среднее профессиональное образование – 208 чел., высшая кв.категория по ДОУ – 119 чел, 1 кв.категория - 119 чел, соответствие занимаемой должности – 161 чел.; 90% прошли обучение по ФГОС ДО,
- готовность 100 % дошкольных учреждений к введению ФГОС дошкольного образования на 01.09.2015 г.,
- уровень удовлетворенности родителями воспитанников качеством дошкольного образования составляет ежегодно – 98%.
- введение единой региональной автоматизированной информационной системы электронной регистрации очереди для зачисления детей в дошкольные учреждения: «Электронный детский сад» (АИС ЭДС). Направления в детские сады осуществляется только через АИС ЭДС.
Родители детей дошкольного возраста имеют возможность подать заявление для получения места в детских садах г.Сосновый Бор в электронном виде через Портал «Образование Ленинградской области», МФЦ, РПГУ, ЕПГУ и Комитет образования, при этом проживая в любом регионе Российской Федерации.
Вместе с тем, в Сосновоборском городском округе имеется ряд проблем, которые сдерживают развитие муниципальной системы дошкольного образования:
1. сохраняется проблема доступности мест в ДОУ для детей в возрасте от 1 года до 2 лет (Законом «Об образовании в Российской Федерации определен возраст, с которого ребенок может получать дошкольное образование – с 2 месяцев).
2. Очередь детей в возрасте от 1 года до 2 лет на 01.09.2016 г. составит 200 чел.;
3. существует проблема организации на базе ДОУ Центров игровой поддержки детей раннего возраста, Лекотек или служб ранней помощи детям в возрасте до 3 лет, не получивших место в МБДОУ,
4. отсутствие на базе МБДОУ Консультативных Центров для родителей, чьи дети не посещают детские сады,
5. наличие свободных мест в детских садах для детей в возрасте от 5 до 7 лет (в количестве 56 мест, уменьшено с 1 ноября 2015 года на 50 мест)),
6. высок показатель пропусков одним ребенком по болезни и по другим причинам (из 6 месяцев каждый ребенок пропускает 2-3 месяца),
7. количество воспитанников, находящихся в МБДОУ в период с 17.30 до 19.00 составляет от 10 до 20 человек (дети старшего дошкольного возраста получают дополнительные услуги вне стен детских садов),
8. подмена оздоровительной работы на лечебную в МБДОУ № 5 (в оздоровительных группах);
9. сдача в аренду помещений, предназначенных для групповых помещений в МБДОУ № 5;
10. 40% детей, имеющих диагноз «пищевая аллергия», не получают диетпитание в ДОУ (диагноз «пищевая аллергия» самый распространенный среди воспитанников ДОУ, имеющих различные заболевания);
11. не в полной мере организованы условия для удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья,
12. неэффективное использование имеющихся ресурсов, направленных на привлечение дополнительных внебюджетных средств для развития учреждения,
13. 38% педагогических работников не имеют I или высшей квалификационных категорий,