Глава 3 апокалипсис Петров.




Второе послание Петра.

 

С ним несколько больше проблем. С одной стороны пишет Петр (Симеон), раб и апостол Иисуса Христа. В I главе речь идет о том, что автор послания присутствовал на Фаворе во время Преображения. Кажется, все ясно, пишет апостол Петр, автор послания. Но послание вошло в канон лишь в 4-м веке. До 3-го века казалось что Церковь его вообще не знала. Его нет в каноне Муратори, древне сирийский перевод Пешитто или другие древние рукописи. Но само по себе это еще не означает, что послание не могло быть написано ап. Петром, оно могло просто на какое-то время затеряться. Но в его подлинности сомневались и некоторые древние писатели - Ориген, цитируя, говорит, что многие не признают его каноничность. Еще в IV веке Евсевий Кесарийский относит его к разряду спорных посланий. Однако известно что есть древние авторы, которые однозначно говорят об авторстве Петра – это Дидим и св. Афанасий Александрийский. Благодаря признанию и принятию Александрийской Церковью, раньше чем в других церквях, это послание вошло в состав Нового Завета. Некоторые говорят, что стиль этих посланий разный. Во втором послании практически нет Ветхого Завета, а в первом пятая часть о том, как исполняется Ветхий завет в жизни Церкви. Добродетель веры – к ней призывал апостол в первом послании. Во втором же послании главная тема – познание Бога. Но во-первых эти отличия преувеличены. Во-вторых различия в содержании и богословии могут объясниться тем, что ап. Петр сознательно не хочет повторяться и говорить о том, о чем уже писал; к тому же могли измениться и обстоятельства. При написании первого послания христианам могли угрожать внешние гонения, и ап. Петр уделил большое внимание теме страданий и необходимости веры и доверия Богу; а ко времени написания Второго послания обозначилась новая опасность: внутри Церкви появились зачатки еретического учения. Возможно, также что послание было написано по поручению ап. Петра одним из его помощников, но не Силуаном (у него более возвышенный стиль написания.

Цель этого послания – двоякая. Акцент на необходимости познания Бога, апостол полемизирует со лжеучителями, которые неверно учат о целях христианской жизни. Первая цель – полемика с лжеучителями, знакомая по посланиям апостола Павла, об этом нет ни единого слова в первом послании. Вторая цель, которая заключена в III главе – подтверждение посланий, включение их в число писаний. В I главе, 14 стих, автор говорит о своей скорой кончине: Христос открыл, что он скоро должен оставить храмину земную. Это дает нам основание предполагать, что произошло это в Риме.

Послание, как и первое, обращено к Малоазийским христианам, и по всей вероятности, написано и отправлено оно из Рима в период с 64 по 67 год.

Послание состоит из трех глав, три главы имеют три отдела. Первая глава говорит о цели христианской жизни, подтверждается истинность такого учения, во второй главе мы видим полемику с лжеучителями, третья глава пророческая, в ней речь идет о будущем страшном Суде и о Павловых писаниях.

Глава 1.

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: 5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. 9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. 10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, 11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. 12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. 13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием, 14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. 15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. 16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. 17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. 19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Послание начинается с тонкого и прекрасного намека тем, у кого есть глаза, чтобы видеть и достаточно знания Нового Завета, чтобы понять его. Петр пишет "принявшим с нами драгоценную веру" и называет себя Симеоном Петром. Кто были эти люди, которым он писал? На это может быть действительно только один ответ: они когда-то были язычниками, в противоположность иудеям, которые были особым, избранным Богом народом. Те, кто некогда не был народом, а нынче народ Божий (1 Пет. 2,10), те, кто некогда были отчуждены от общества израильского, бывшие некогда далеко, стали близки... (Еф. 2,11.13). Петр выражается очень ярко, употребляя слово, которое сразу должно было затронуть струну в памяти тех, кто слышал его. Вера равно драгоценная; в греческом это изотимос; изос значит равный, а тиме значит честь. Это слово в частности употреблялось по отношению к иностранцам, которым давались равные с гражданами права в городе.

Таким образом, Петр обращается с посланием к тем, кто когда-то были презираемыми язычниками но получили равные с иудеями и даже с апостолами права гражданства в Царствии Божием. В связи с этими привилегиями, которые были предоставлены язычникам, нужно отметить два свойства.

а) Они были приняты ими, то есть они их не заслужили, не заработали, они достались им, они выпали им без всяких на то заслуг с их стороны или достоинств, как по жребию; другими словами, эти новые привилегии достались им по милосердию, по благодати Божией.

б) Они выпали им по беспристрастной справедливости Бога и Спасителя Иисуса Христа. Они выпали им, потому что Бог одинаково относится ко всем народам и нациям, Его благодать и милосердие нисходят равно на всех.

Ну, а как все это связано с именем Симеон (в греческом оригинале особая форма написания Симон), которым здесь назван Петр? В Новом Завете его часто называют Петром, довольно часто его называют также Симоном, как его звали до того, как Иисус дал ему имя Кифа или Петр (Иоан. 1,42), но лишь один раз во всем Новом Завете употреблена эта особая форма написания Симеон, а именно в рассказе о совете иерусалимской церкви в Деян. 15, постановившем широко раскрыть для язычников дверь Церкви. Иаков сказал тогда: "Симон (в этом случае тоже особая форма написания Симеон) изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое" (Деян. 15,14). В настоящем послании, начинающемся приветствиями язычникам, которым были дарованы Богом равные с иудеями и с апостолами привилегии и место в Царствии Божием, Петр назван именем Симеон. Имя Симеон (Симон) напоминает нам о том, что Петр - это человек, открывавший двери: он открыл дверь Корнилию, языческому сотнику (Деян. 10), на совете церкви в Иерусалиме он поставил свой огромный авторитет на сторону тех, кто открыл дверь всем язычникам (Деян. 15).

За обращением следует призыв 1, 3-11. Ап. Петр зовет своих читателей явить в жизни плоды познания. Исходное понятие познания (ст.3) выражено Павловым термином ε̉πίγνωσις. Речь идет, прежде всего, о познании Призвавшего нас. В словоупотреблении Нового Завета, Призвавший есть обыкновенно Отец (ср. Рим. 8, 29-30; 1 Кор. 1, 9; Галл. 1, 6; 1 Фес. 2, 12; 1 Петр. 1, 15 и др.). Но если апостол Петр и придерживается общего словоупотребления Нового Завета, то в ст. 8 ε̉πίγνωσις – распространяется на Господа нашего Иисуса Христа в Его Божественном достоинстве. Ап. Петр делает ударение на практической стороне христианской жизни.

Познание Призвавшего есть исходная точка лествичного восхождения в добре (ст.5-7). Начало восхождение есть вера, которая и приводит, через промежуточные ступени отдельных христианских добродетелей, к любви. В русском переводе ст. 5-6 слово «рассудительность» соответствует греческому слову γνω̃σις. Γνω̃σις значит «знание». В употребление этого слова слышится полемика против гностицизма. «Знанию» лжеучителей (ложному знанию), ап. Петр противополагает истинное знание и отводит ему мест в сфере практической жизни в ряду христианских добродетелей. Конечная цель восхождения есть обожение (ст.4).

Познание Петр называет целью жизни. Лествица добродетелей помогает нам понять смысл жизни. Познание не как ментальное отвлеченное изучение, на чем настаивали гностики, а как деятельное восхождение к Богу, через удаление от господствующих в мире растления и похоти. «прилагая к сему все старание, покажите в вере добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь». Любовь это высшая ступень, апостол Павел называл любовь высшим духовным даром. Цель христианской жизни познание Бога, синоним деятельного восхождения к Богу человек становится причастником Божеского естества, как сказано в IV стихе. Не надо видеть пантеизма, апостол пользуется терминами гностиков, чтобы опровергнуть гностические идеи.

(4 ст.) Причастник Божеского естества – уподобление Богу, усыновление Богу по благодати, уподобление чистоте и святости, это и есть познание Бога - говорит апостол Петр.

8 ст. «Если в вас это есть и умножается, то вы не останетесь без успехов в познании Господа нашего Иисуса Христа». Апостол Петр приводит два основания: учение его, Сам Бог послал его проповедовать «ибо мы возвестили силу и пришествие Господа Иисуса Христа не хитросплетениям и басням последуя, но быв очевидцем Его величия». Апостол ссылается прямо на Христа, и здесь несколько слов о Преображении на Фаворе. «Этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе». Его учение запечатлено в священных книгах.

Свои наставления ап Петр строит (1, 12-21) как напоминание читателям уже известного им учения (ст.12). Проповедь Петра, есть свидетельство очевидца: ст. 16-18 он ссылается на Преображения, что он был его свидетелем. Этот отрывок единственное вне евангельское свидетельство о Преображении и читается в качестве апостольского чтения на праздник. Но проповедь Петра не только свидетельство очевидца. Она опирается на пророческое слово. Пророческое слово восходит к действованию Святого Духа.

В 19-22 стихе есть параллель тому, что мы читали в первом послании, о Богодухновенности Священного Писания. Это яркие выражения, «мы имеем вернейшее пророческое слово…зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Дух Христов вдохновлял их, они движимы Духом Святым. Апостол Павел скажет: все писание Богодухновенно, полезно для научения.

Глава 2.

1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. 2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. 3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. 4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, 11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. 12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. 13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. 15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. 18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. 19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.

Вторую главу надо разбирать в параллель с посланием Иуды, о лжеучителях, которые пытаются соблазнять неустоявшихся христиан своим учением о познании Бога, их поведение соблазнительно, они будут наказаны.

Появление в Церкви лжепророков можно было вполне ожидать, потому что во все поколения именно лжепророки уводили народ Божий о пути истинного и навлекали на него беды.

Сопоставляя лжеучителей с лжепророками в прошлом. Ап. Петр говорит о них, большей частью, в форме будущего времени. После общей характеристики в ст. 1-3а, он ссылается на примеры древних, заимствованные им из Ветхого Завета, и доказывает неизбежность их наказания (ст. 3б – 22).

Положение познавших Христа и снова пененных миром с его сквернами считается особенно прискорбным. В Ветхом Завете ап. Петр останавливается на грехе ангелов (ст.4: Ии плотское смешение по Быт. 6,1 и сл., или уклонение от возложенного на них служения), на грехе допотопного мира (ст.5) и на грехе Содома и Гоморры (ст.6), которому противополагаются праведность Лота и его избавление, поучительное для современников ап. Петра, как поучительно для них и наказание грешников. Ст. 10-16 посвящены характеристике тех грехов, о которых скорбит апостол. Это похоть, дерзость, любостяжание, и а может быть и осквернение агап. По всей вероятности, в ст. 13 надо читать не α̉πάταις (русский перевод: «обманами»), а α̉γάπαις. Апостол, по-видимому, думает о тех, которые обращают вечерю любви в греховное наслаждение. Как известно, Евхаристия составляла часть Агапы. Обличая грешников, Петр еще ничего не говорит о их догматических заблуждениях. Он держится исключительно практической сферы. И в ст. 17-19 он произносит оценку. Обличаемые им грешники впадают в небытие: такой смысл имеют образы ст. 17. И свобода, которую они обещают своим последователям, есть призрачная свобода (ст.19). Мысль апостола – по всей вероятности, о гностическом либертинизме, основанном на пренебрежении плоти.

Апостол предупреждает, те, кто слушает это учение, уподобятся свинье, которая возвращается в свою лужу и псу, который возвращается на свою блевотину. «Если, избегнув скверны мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает хуже первого».

Следование лжеучителям погибельно, «ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении, обещая им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб». Они обещают свободу познания Бога, отвлеченного познания, восхождения к Богу, а сами дать не могут.

Глава 3 апокалипсис Петров.

1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. 3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям 4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. 5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. 9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? 13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. 17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, 18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

У апостола Павла, когда он говорил о конце мира, акцент был на победе над смертью, на воскресении, преображении сил, о том, что в последние времени люди будут развратны. У Петра же все традиционно: все, как написано: небеса с шумом прейдут, стихии, разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела, которые на ней, сгорят. Воспламенятся небеса, разрушатся стихии.

Он говорит об этом чтобы опровергнуть мысль лжеучителей, которые говорят, будучи наглыми ругателями, поступающими по собственным похотям: где обетование пришествия, спрашивают они, ибо с тех пор, как стали умирать отцы, все от начала творения остается так же. В самом деле, ничто не меняется и лжеучителя начинают придумывать, что второе пришествие уже было, что Бог медлит со вторым пришествием.

Ап. Петр в ответ на заявления лжеучителей, настаивает на долготерпении Божьем и объясняет им то, что обетования Божьи еще не получили исполнения. Не ограничиваясь этим ответом, Петр дает положительное учение о последних временах. Подобно тому как в воде потопа пришел конец допотопному миру, так же точно и нынешняя вселенная окончится в огне (ст. 7, 10-13). Призывая к святости жизни и благочестию, ап. Петр устремляется мыслью к новому миропорядку: он ожидает «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (ст.13). И от нас зависит ускорить (ст.12: σπεύδοντας; слав.: скорее бытии желающим») – молитвою и усилием жизни наступление этого нового порядка. Во всяком случае, из напряженности эсхатологического ожидания естественно вытекает призыв к нравственной жизни (ст.14), а указание на долготерпение Господне подкрепляется ссылкой на ап. Павла, названного в ст.15-16 по имени. Из стиха 16 неизбежно следует, что послания ап. Павла пользовались уже авторитетом Писаний. Петр предостерегает против их неправильного толкования. Замечание ст.16 есть первое по времени указание, из которого можно заключить о возникновении священного канона Нового Завета. Он возникал постепенно. Возможно, что его первоначальным ядром был канон посланий ап. Павла.

На послания Павла стали смотреть как на Писание. Заблудшие люди извращали их как и все остальное Писание.

В Павловых посланиях встречаются трудные для понимания места, которые невежественные люди могут во вред себе исказить. Неудобовразумительное, в греческом это слово дусноэтос, которым характеризовали изречения оракулов. Изречения греческих оракулов всегда носили двусмысленный характер. Есть такой классический пример: один царь собравшись пойти войной против своих врагов, спросил совета у дельфийского оракула, и получил такой ответ: "Если ты пойдешь в поход, ты разрушишь великое царство". Царь истолковал это пророчество как предсказание того, что он разрушит царство своего врага, но случилось так, что сам он был наголову разбит и в результате погибло его царство. Вот один из типичных примеров двусмысленного дусноэтос пророчества древних оракулов. И вот этим именно словом Петр характеризует послания Павла. В них есть места, которые так же трудно истолковать, как и двусмысленные изречения оракулов. Ссылаются иногда, на пастырские послания, что хочет всем спастися и в разум истины придти (1 Тим. 2,4), либо на предупреждение в послании к Тимофею, где говорится, что появились еретики, которые говорят, что воскресение уже было (2 Тим. 2, 18)

Но, говорит Петр, в посланиях Павла есть не только нечто неудобовразумительное, в них есть такие места, которые невежды могут исказить и навлечь на себя гибель. Сразу же приходят на ум три проблемы: Павлова идея о благодати была извращена и обращена в оправдание и даже в повод для греха (Рим. 6); Павлова идея о христианской свободе была обращена в оправдание угождения плоти (Гал. 5,13);

«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» - апостол Петр предупреждает о такой опасности.

2-е послание Петра заканчивается предостережением от лжеучителей. 2-е послание Петра было последним словом апостола. В ожидании смерти он считает своим долгом предупредить малоазийских христиан о распространении ересей. Было бы неправильно думать, что Петр написал 2-е послание, узнав о появлении ересей. Скорее всего 2-е послание было написано вскоре после первого. Ереси были и тогда, когда Петр писал 1-е послание, и он это знал. Но из 2-г послания ясно, что ереси еще не достигли своего полного развития. Отсюда – преобладание будущего времени. Расцвет гностических систем относится ко II веку. Но 2 Петр. есть завещание апостола. Как завещание оно и посвящено вопросу о ересях. Петр думает о будущей опасности и предостерегает от нее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: