Внутренняя политика 1814-1825 гг.




Александр I: 1801-1825. Внутренняя политика делится на 2 этапа.

 

«дней Александровых прекрасное начало…» (А.С. Пушкин)

1 этап - путь либеральных реформ.

Александр I = «благославенный» (подчеркивает либеральность начинаний)

Вступил на престол в марте 1801 г. Сын Павла I и внук Екатерины II.

Советские историки: 1801-1815 – “второй период просвещенного абсолютизма”

Личность

Сложный и противоречивый характер.

Воспитан бабушкой (EкатеринойII), оторван от семьи.

Воспитатель – Лагарп, швейцарец, умеренный республиканец.

Юность – републиканец-либерал,

Молодость – консерватор,

Зрелость – реакционер, религиозный мистик.

Не хотел быть «военным императором». Поначалу носил гражданский костюм, а не военную форму; подчеркивал, что он такой же, как все.

 

ЕГЭ!!!!!!!1801 г.Непременный совет: совещательный орган при императоре.

Внутренняя политика. Реформы.

Aлександр I – окружил себя своими единомышленниками –

1801 г. – «кружок молодых друзей» = Негласный комитет-неофициальное правительство.Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов ЗНАТЬ!!!!!

Цель: коренные реформы. но реформы. кружка были поверхностными.

 

Решение Крестьянского вопроса (одно из направлений деятельности)

-крепостное право тормоз экономического развития

-компрометирует перед ЗЕвропой

НО крестьяне– привилегия дворянства. Не отдадим!

 

Александр попытался облегчить положение крестьян:

А)Запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.

Б)1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах» – позволение помещикам отпускать крестьян на волю. За землю они должны были выплатить деньги. ГДЕ ЖЕ КРЕСТЬЯНАМ ИХ ВЗЯТЬ???? Освободилось… 1,5% крестьян.

В) Сокращение раздачи государственных крестьян в частные руки.

Г)1801 г. – разрешение на покупку земли мещанами, купцами и крестьянами (!)

Крестьянский вопрос не был решен.

 

Реформы государственного управления. (одно из направлений деятельности).

1802 г. – коллегии заменялись министерствами. «министерская реформа.»

Коллегиальность заменена единоначалием. ЕГЭ!! Прямая ответственность министров перед императором. Это приводит к усилению централизации, а значит, способствует укреплению самодержавия.

 

Александр готов на либеральные преобразования!!!!!!

М.М. Сперанский

Из семьи священника.1807 г. Александр приближает к себе Сперанского.

С 1809 г. Сперанский подает Александру проекты государственных преобразований.

"ВВЕДЕНИЕ К УЛОЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ"

1-я главная идея: разделить власть на 3 ветви: государственную, исполнительную, судебную

2-я главная идея: создание сословно-представительного, законосовещательного органа власти = Государственная Дума.

3-я главная идея: создание при царе органа, контролирующего Три Власти = Государственный Совет.

Шаг к конституционной монархии (как в Европе). Но развития нет.

 

Разделение властей: реализовано частично. СЕНАТ -высший судебный орган.

ГосДума: не реализована сразу (лишь век спустя – в 1905 г.)

ГосСовет: реализована (создан в 1810 г.)

Госсовет не имел законо дательной функции, а имел лишь законо совещательную.

После создания ГосСовета против М.М.Сперанского ополчились многие высокопоставленные чиновники, окружавшие АI (в т.ч. – Аракчеев).

Самый сильный удар реформам Сперанского нанес Н.М.Карамзин.

Он подал АI «Записку о древней и новой России», в которой излагал историю России с древнейших времен до наших дней. В ней он показал, что во все времена Россия гибла от «разновластья» и спасалась «мудрым единоначалием»

«Самодержавие есть палладиум России. Целость его необходима для его счастья».

После Записки АI понял, что ему нужна поддержка широких кругов дворянства, а не нововведения.

АI создал условия, при которых Сперанский должен был уйти в оставку. В 1812 г.Сперанский отстранен от дел; сослан.

ВЫВОД: Россия в начале XIX в. не готова к большим социальным изменениям

 

3.(Одно из направлений). Политика в отношении дворян. Защита их интересов.

-полностью восстановлены все статьи " разжалованной" Павлом " Жалованной грамоты дворянству", дворяне снова стали привилег. сословием.

-подтверждена "Жалованная гр. городам"

-амнистия 12 тыс. заключенных

 

4.Просвещение. РЕФОРМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,-самая либеральная из всех реформ. 1802-1804г.

1. Учреждение министерства Просвещения.

2.Создание учебных округов во главе с попечителями

3.3-х ступенчатая всесословная система образования -приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты)

4. Университеты получили автономию

5. Устав университетский давал им большую свободу!!!!

 

Университеты старые: Москва, Петербург, Дерпт.

Университеты: Казань, Харьков.

Лицей в Царском Селе (1811 г.).

 

Внутренняя политика 1814-1825 гг.

Аракчеевщина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: