Александр I: 1801-1825. Внутренняя политика делится на 2 этапа.
«дней Александровых прекрасное начало…» (А.С. Пушкин)
1 этап - путь либеральных реформ.
Александр I = «благославенный» (подчеркивает либеральность начинаний)
Вступил на престол в марте 1801 г. Сын Павла I и внук Екатерины II.
Советские историки: 1801-1815 – “второй период просвещенного абсолютизма”
Личность
Сложный и противоречивый характер.
Воспитан бабушкой (EкатеринойII), оторван от семьи.
Воспитатель – Лагарп, швейцарец, умеренный республиканец.
Юность – републиканец-либерал,
Молодость – консерватор,
Зрелость – реакционер, религиозный мистик.
Не хотел быть «военным императором». Поначалу носил гражданский костюм, а не военную форму; подчеркивал, что он такой же, как все.
ЕГЭ!!!!!!!1801 г. – Непременный совет: совещательный орган при императоре.
Внутренняя политика. Реформы.
Aлександр I – окружил себя своими единомышленниками –
1801 г. – «кружок молодых друзей» = Негласный комитет-неофициальное правительство.Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов ЗНАТЬ!!!!!
Цель: коренные реформы. но реформы. кружка были поверхностными.
Решение Крестьянского вопроса (одно из направлений деятельности)
-крепостное право тормоз экономического развития
-компрометирует перед ЗЕвропой
НО крестьяне– привилегия дворянства. Не отдадим!
Александр попытался облегчить положение крестьян:
А)Запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.
Б)1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах» – позволение помещикам отпускать крестьян на волю. За землю они должны были выплатить деньги. ГДЕ ЖЕ КРЕСТЬЯНАМ ИХ ВЗЯТЬ???? Освободилось… 1,5% крестьян.
|
В) Сокращение раздачи государственных крестьян в частные руки.
Г)1801 г. – разрешение на покупку земли мещанами, купцами и крестьянами (!)
Крестьянский вопрос не был решен.
Реформы государственного управления. (одно из направлений деятельности).
1802 г. – коллегии заменялись министерствами. «министерская реформа.»
Коллегиальность заменена единоначалием. ЕГЭ!! Прямая ответственность министров перед императором. Это приводит к усилению централизации, а значит, способствует укреплению самодержавия.
Александр готов на либеральные преобразования!!!!!!
М.М. Сперанский
Из семьи священника.1807 г. Александр приближает к себе Сперанского.
С 1809 г. Сперанский подает Александру проекты государственных преобразований.
"ВВЕДЕНИЕ К УЛОЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ"
1-я главная идея: разделить власть на 3 ветви: государственную, исполнительную, судебную
2-я главная идея: создание сословно-представительного, законосовещательного органа власти = Государственная Дума.
3-я главная идея: создание при царе органа, контролирующего Три Власти = Государственный Совет.
Шаг к конституционной монархии (как в Европе). Но развития нет.
Разделение властей: реализовано частично. СЕНАТ -высший судебный орган.
ГосДума: не реализована сразу (лишь век спустя – в 1905 г.)
ГосСовет: реализована (создан в 1810 г.)
Госсовет не имел законо дательной функции, а имел лишь законо совещательную.
После создания ГосСовета против М.М.Сперанского ополчились многие высокопоставленные чиновники, окружавшие АI (в т.ч. – Аракчеев).
Самый сильный удар реформам Сперанского нанес Н.М.Карамзин.
|
Он подал АI «Записку о древней и новой России», в которой излагал историю России с древнейших времен до наших дней. В ней он показал, что во все времена Россия гибла от «разновластья» и спасалась «мудрым единоначалием»
«Самодержавие есть палладиум России. Целость его необходима для его счастья».
После Записки АI понял, что ему нужна поддержка широких кругов дворянства, а не нововведения.
АI создал условия, при которых Сперанский должен был уйти в оставку. В 1812 г.Сперанский отстранен от дел; сослан.
ВЫВОД: Россия в начале XIX в. не готова к большим социальным изменениям
3.(Одно из направлений). Политика в отношении дворян. Защита их интересов.
-полностью восстановлены все статьи " разжалованной" Павлом " Жалованной грамоты дворянству", дворяне снова стали привилег. сословием.
-подтверждена "Жалованная гр. городам"
-амнистия 12 тыс. заключенных
4.Просвещение. РЕФОРМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,-самая либеральная из всех реформ. 1802-1804г.
1. Учреждение министерства Просвещения.
2.Создание учебных округов во главе с попечителями
3.3-х ступенчатая всесословная система образования -приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты)
4. Университеты получили автономию
5. Устав университетский давал им большую свободу!!!!
Университеты старые: Москва, Петербург, Дерпт.
Университеты: Казань, Харьков.
Лицей в Царском Селе (1811 г.).
Внутренняя политика 1814-1825 гг.
Аракчеевщина.