ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время стремительно возрастает роль краеведения в современном образовательном процессе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением в учебный процесс различных видов краеведческой образовательной деятельности, и среди них – поисковые отряды.
Изучение краеведения является одним из основных источников получения обучающимися знаний о родном крае, способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала школьников, формированию гражданской позиции. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью гимназии, обеспечивает межпредметные связи в процессе обучения.
Изучение истории родного края, культуры, обычаев и традиций народов малой родины, родословной своей семьи, гимназии, её учителей и учеников позволяет обучающимся узнать больше информации о своем родном регионе, глубже понять его исторические, природно-географические и культурные особенности.
Реализация программы будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию обучающихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края. Программа определяет основные пути развития деятельности музея истории гимназии и работы группы «Поиск», позволяющие формировать патриотическое сознание обучающихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, родных и близких, своей гимназии. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы.
И музей истории гимназии и кружок Группа «Поиск» обладают большим потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.
Участие в поисково-собирательской работе, встречи с выпускниками и учениками школы разных поколений, интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают обучающимся углубить свои знания по истории страны, родного края, гимназии. Понять, как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру, образование родного края, страны, частью которого является семья и гимназия.
Это воспитывает уважение к памятникам прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию. Без чего невозможно воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Занятия в кружке позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Это, прежде всего, воспитание патриотизма. Благодаря любви к Родине и преданности нашего народа своему Отечеству, Донецкая Народная Республика смогла выстоять и победить.
Общая деятельность заинтересованных людей создаёт атмосферу товарищества, единства.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребёнка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализацию их устойчивого интереса к исторической науке. Приобретённые в ходе поисковой и музейной работы знания и навыки будут полезны обучающимся, какую бы профессию в будущем они ни избрали.
Образовательный процесс данной программы определяют и регламентируют действующие нормативно-правовые документы:
· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»;
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
· Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая Приказом Министерства образования и науки от 16.08.2017 г. № 832.
Основные направления деятельности:
· Просветительское
· Организационно-массовое
· Учебно-воспитательное
· Исследовательское
· Оформительское
· Проектное
· Экскурсионное
Основные цели:
· Сохранение истории гимназии, её учащихся, учителей.
· Формирование у учащихся уважения к учительскому труду, истории родного края
· Развитие деятельности гимназического музея
· Формирование познавательной потребности в освоении исторического материала
· Расширение и углубление знаний о родном крае
· Формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий,
оформления экспозиций
· Воспитание нравственных качеств
Задачи программы:
· Воспитание интереса к истории страны и формирование у учащихся знаний по истории прошлого и настоящего родного края
· Обучение учащихся методам и приёмам поисковой и исследовательской работы
· Сбор материала о родных учащихся и учителей, участниках Великой Отечественной войны для сохранения их имён и военных подвигов в истории гимназии; истории Донецкой Народной Республики
· Пробуждение интереса к истории своей малой Родины
· Просветительская работа по истории родного края среди учащихся гимназии
· Научить учащихся самостоятельно работать с литературой, добывать знания
· Формирование навыков общения, публичных выступлений, оформления творческих работ
· Формирование навыков оформления полученных материалов в экспозициях музея гимназии
· Воспитание в детях понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни
· Воспитание уважения к традициям своего народа и чувства гордости за историю родного края.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – 13 - 16 лет. Наполняемость группы – 15 человек.
Сроки реализации программы –2 года, по 306 часов в год.
Формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная (работа по подгруппам).
Методы обучения:
· словесные методы: объяснение, рассказ, беседа;
· наглядные методы: демонстрация фотографий, материалов, плакатов, макетов, схем, кино и видео фильмов;
· практические методы: встречи с выпускниками, учителями, жителями микрорайона, воинами ДНР, участие в работе группы «Юный экскурсовод», проведение экскурсий, работа с музейными экспонатами и документацией, активное участие в жизни гимназии.
Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа 4 раза в неделю: понедельник, вторник, среда, четверг, 1 час – пятница.
К концу второго года реализации программы учащиеся должны знать:
· историю малой Родины
· историю становления Донецкой Народной Республики
· историю гимназии
· родословную своей семьи
· принципы поисковой работы
· принципы работы с архивными материалами, документами
· историю жизни старшего поколения, для того, чтобы не терять свои корни, гордится своими предками, земляками, что воспитывает у обучающихся чувство Родины. Уважение к своему народу, его истории, культуре
· углубить знания по истории страны, родного края, гимназии, чтобы понять, как много сил и души вложили предки в экономику, культуру, образование родного края, страны, частью которого является семья и гимназия
К концу второго года реализации программы учащиеся должны уметь:
· собирать поисковый материал по истории гимназии, микрорайона гимназии
· организовывать проведение массовых мероприятий патриотического направления
· составлять текст и проводить экскурсии по экспозиции музея истории гимназии
· участвовать в тимуровском движении «Никто не забыт – ничто не забыто»
· овладеть методами поисковой и исследовательской работы по сбору достоверных сведений по истории гимназии, родного края
· работать с краеведческой литературой, справочниками, документами
· использовать в работе воспоминания старожилов, свидетелей исторических событий
· систематизировать и структурировать исторический материал;
· определять историческую ценность окружающих предметов;
· вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоре тичес ких | практ ическ их | |||
1. | Раздел 1. Вступительная часть | |||
1.1 | Вступительное занятие. Задачи и содержание деятельности кружка | |||
2. | Раздел 2. История гимназии. Поисковая работа | |||
2.1. | Знакомимся с историей гимназии от открытия десятилетней школы № 21 в 1935 году до МОУ «Гуманитарная гимназия № 33» в 2019году | |||
2.2. | Сбор материалов, фотографий, экспонатов по истории гимназии, посещение всех мероприятий в течение учебного года | |||
3. | Раздел 3. Музейная работа. Поисковая работа | |||
3.1. | Работа с экспонатами музея, обновление. Реставрация, расположение на стендах новых экспонатов | |||
3.2. | Работа с запасниками музея, разбор сохранившихся материалов, документов, фотографий | |||
3.3. | Подбор материалов и участие в праздновании 85-летия гимназии | |||
3.4. | Работа группы «Юный экскурсовод» | |||
3.5. | Сбор материалов для Книги Памяти «Бессмертный полк Донецкой гуманитарной гимназии № 33» | |||
4. | Раздел 4. Участие в работе районной группы «Поиск». Поисковая работа | |||
4.1. | Участие в районных мероприятиях, организованных районной группой «Поиск» | |||
4.2. | Участие в районном шахматном турнире на приз Героя Советского Союза Масловского В.Н. | |||
4.3. | Литературный конкурс знатоков книги А.Гайдара «Военная тайна» | |||
4.5. | Литературный конкурс знатоков книги Б.Васильева «А зори здесь тихие» | |||
4.6. | Районный конкурс инсценированной песни «Нам дороги эти позабыть нельзя» | |||
4.7. | Участие в районном слёте поисковых отрядов | |||
5. | Раздел 5. Участие в городских и Республиканских мероприятиях | |||
6. | Раздел 6. Живём жизнью гимназии | |||
6.1. | Участие в общегимназических мероприятиях | |||
7. | Раздел 7. Итоговое занятие | |||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ І
Вступительная часть (4часа)
Вступительное занятие. Знакомство с задачами, деятельностью кружка, составление плана работы на год, выходя из целей и задач обучающей программы.
РАЗДЕЛ 2