Живописная История Надежды Егоровны Воробьёвой




Плаксина Н. Е., заместитель директора Национальной галереи Республики Коми

Наивное искусство – это, прежде всего, сознание, особый взгляд на мир. Его мировоззренческой основой служит ощущение гармоничности, целостности восприятия мира и бытия, слитности с мирозданием, осознание значимости собственного «я», в какой-то степени, ощущение собственной миссии на земле. Поэтому так важно знать наивного художника «в лицо», знать его биографию, его жизненный путь, чтобы понимать особенности его мышления и истоки его творческого своеобразия.

Надежда Егоровна родилась в 1935 г. в деревне Изваиль Ухтинского района Коми АССР в большой крестьянской семье Уляшовых. Рисовать любила со школы, однако о художественном образовании даже не было мысли - надо было зарабатывать, помогать большой семье. Окончив среднюю школу в поселке Вой-Вож Сосногорского района, сразу начала работать - сначала счетным работником на машинно-счетной станции Вой-Вожа, затем в Изваиле заведующим клубом. Чтобы заработать квартиру с 1981 г. и до самой пенсии 10 лет проработала на Дежневском заводе строительных материалов оператором пульта управления по производству кирпича. Однако всегда и везде находила время для творчества, красочно оформляла стенгазеты и фотоальбомы.

Мечту о художественном образовании Надежда Егоровна осуществила только в 40 с небольшим лет, в 1982 г. окончив с отличием факультет изобразительного искусства Заочного Народного университета искусств им. Н.К. Крупской (ЗНУИ) в Москве. Полученные во время учебы навыки работы в технике масляной живописи позволили реализоваться природному дарованию Надежды Егоровны в таком сложном жанре как сюжетная картина, ощущать себя сложившимся художником, знакомым с секретами профессионального мастерства. Н.Е. Воробьева - интуитивный колорист, тонко чувствующий нюансы и гармонию цвета, что признают даже профессионалы. В ее картинах, написанных в стенах маленькой ухтинской квартиры, есть пленэрное начало, световоздушные вибрации. Однако самое главное, что дала Надежде Егоровне учеба – это возможность достоверно и реалистично изображать все то, что она считает важным отразить в своих картинах, поскольку основная миссия ее искусства - визуализация Памяти как способ ее сохранения и передачи будущим поколениям.

Сюжетная картина маслом - именно тот формат, который позволяет Надежде Егоровне передать свои размышления о вещи, человеке, мире, отразить наиболее важные моменты в потоке жизни. За свою долгую и плодотворную творческую жизнь Надежда Егоровна написала сотни картин на очень разные темы. Однако едва ли не самая интересная часть ее творчества - та, что посвящена истории малой родины - деревни Изваиль, где родилась и выросла художница. Надежду Егоровну по праву можно назвать художественным летописцем, «хронографом» Изваиля. Она досконально изучила историю Изваиля, знает всех его жителей со времени основания деревни в 1840-х гг. С дотошностью топографа Н.Е. Воробьева фиксирует все улицы и тропинки, дома и амбары Изваиля, многие из которых уже исчезли с лица земли. Виды деревни развернуты на зрителя, высокая линия горизонта вмещает все, что помнится с детства. Улицы продолжаются из одного холста в другой, складываясь в панорамы села. Несмотря на стремление к документальной достоверности, воплощенный художницей мир деревни абсолютно идеален, в нем нет примет разрушительного воздействия времени. Большие добротные, выписанные до бревнышка, избы, ровные, без изъянов, изгороди. Во всем добротность, основательность, порядок и чистота. Так воплощается в творчестве художницы один из основных культурных архетипов наивного искусства - архетип «золотого века», «утраченного рая».

Каждая картина Н.Е. Воробьевой – это целая история, живо и в деталях рассказанная художницей. Часто только художественных средств не достаточно, и тогда на помощь приходит слово: изображения сопровождаются авторским пояснением – либо в самой картине, либо на ее обороте. Функция слова - объяснить, «договорить», донести до зрителя то, что не может запечатлеть кисть. В картинах Надежды Воробьевой запечатлены события как из далекого, так и совсем недавнего прошлого Изваиля и Ухтинского района. Целый цикл произведений посвящен изваильским партизанам, история которых стала близкой благодаря дневнику отца – свидетеля тех страшных событий. Многие картины посвящены семье и роду Уляшовых. Детально, начиная с самого рождения, реконструирована личная история, в которой нашли воплощение наиболее яркие впечатления жизненного пути – тяжелое военное детство, радостная весть о Победе и скорая смерть отца, послевоенная юность, любовь, женская судьба, трудовые будни, выход на пенсию, радость Творчества. Присутствие самого автора в картине узнается по красному цвету в одежде – крошечный младенец в красной рубашонке во дворе большого дома, девочка в красном платьице, бегущая навстречу отцу с радостной вестью о Победе, красивая женщина в красной шали на плечах.

Надежда Егоровна Воробьева - энергичный и деятельный человек, активно участвующий в общественной и культурной жизни Ухты. Она занимается краеведческими исследованиями, участвует в ветеранском движении, в художественной самодеятельности, поет в ансамбле «Визув Ю», выезжает вместе с ансамблем на гастроли по деревням и городам республики. Ее стенные росписи украшают многие общественные интерьеры Ухты - Центра коми культуры, детских садов и школ, комнаты отдыха в цехе № 1 Дежневского завода строительных материалов. Интересную грань ее творчества представляют фотоальбомы ветеранского движения, красочно оформленные художницей. В свое время по просьбе односельчан Надежда Егоровна написала маслом портреты для надгробных памятников захоронения семьи изваильского партизана А.И. Уляшова, которые стали своеобразной достопримечательностью деревни Изваиль.

Н.Е. Воробьева очень активно выставляется в коллективных и персональных выставках, и не только в родной Ухте, но и за пределами Республики Коми. В 1977 г. она принимала участие в выставке-конкурсе, посвященном 60-летию образования СССР при Заочном народном университете в Москве. Среди последних значимых событий, представляющих ее творчество на всероссийском уровне - персональная выставка в Постоянном Представительстве Республики Коми в Санкт-Петербурге (2016), а также участие в Московском Международном фестивале наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2010». Две картины Н.Е. Воробьевой экспонируются в Московском Музее современного искусства на выставке «Сотворение мира», открывшейся 2 февраля 2017 г. в рамках V Московского международного фестиваля наивного искусства.

2017г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: