Технологическая карта учебного занятия
Практическое занятие № 5. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
| Преподаватель | Зенькова М.Н. | ||||
| Специальность, курс | 23.02.03. То и ремонт автомобильного транспорта, 1 курс 21.02.05. Земельно – имущественные отношения, 1 курс | ||||
| Учебный курс | ОУД | ||||
| Учебная дисциплина | География | ||||
| Междисциплинарные связи | Предшествующие УД/МДК | Последующие УД/МДК | |||
| Школьный курс географии | Общепрофессиональные дисциплины | ||||
| Требования к результатам освоения темы занятия | |||||
| Раздел | Общая характеристика стран | 62ч. | |||
| Тема | 1. | Современная политическая карта мира | 14 ч. | ||
| Тема учебного занятия | Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. | ||||
| Тип учебного занятия | Учебное занятие по закреплению изученного материала. | ||||
| Форма обучения | Практическое занятие | ||||
| Регламент занятия | 90 минут | ||||
| Цели учебного занятия | Дидактическая. Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. | ||||
| Развивающая. развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы. | |||||
| Воспитательная. Воспитывать ответственность за полученный результат. | |||||
| Обеспечение занятия | Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник «Экономическая и социальная география мира», таблицы | ||||
Содержание работы
Трудовые ресурсы – это все люди трудоспособного возраста (за исключением инвалидов и других людей, неспособных к труду) и работающие, которые старше или младше трудоспособного возраста.
Среднемировой показатель возраста трудоспособного населения: 15 – 64 года
Средний мировой показатель людей трудоспособного возраста – 64%
Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения, которая работает в хозяйственном комплексе страны (занятое население) или ищет работу (безработные).
Безработица – превышение количества желающих работать над количеством рабочих мест.
Безработные – это лица трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имеют работы, занимаются ее поисками и готовы приступить к ней.
Задание № 1. Используя данные таблицы 1, рассчитайте долю населения стран в возрасте 15—64 года, которая составляет основу трудовых ресурсов государства, а также разницу между долей трудоспособного населения и долей ЭАН (по образцу). При выполнении задания необходимо выбрать 3 страны, которые отличаются уровнем экономического развития (развитая, развивающаяся, с переходной экономикой).
Доля населения стран в возрасте 15—64 года
Пример расчета для Японии:100 % - (13,11 + 26,59 %) = 60,3 %;
Вывод:
- В странах какого типа доля населения трудоспособного возраста выше?
- Почему, какие факторы влияют?
1.2. Разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН:
Пример расчета для Японии:(60,3-52)% = 7,7%.
В скобках (цифрами) после расчета задания 1.2. отметьте причины, влияющие на долю ЭАН:
1) высокий уровень развития экономики;
2) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;
3) низкий уровень развития экономики;
4) высокая доля населения среднего возраста;
5) высокий уровень безработицы,
Вывод:
- В странах какого типа разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН больше/ меньше?
- Почему, какие факторы влияют?
Таблица 1
| Страна | Населе ние | Население в возрасте 0-14 лет, % | Население в возрасте 15-64 г.,% | Население в возрасте свыше 65 лет, % | Тип воспроизводства | К какому типу стран относится | Доля ЭАН в общей численности населения, % | Разница между долей населения в возрасте 15-64 года и долей ЭАН | Часть света (региона) |
| данные на 2014 год | |||||||||
| США | 18,99 | 14,88 | |||||||
| Япония | 13,11 | 60,3 | 26,59 | I | развитые | 7, 7 (1) | Восточная Азия | ||
| Германия | 12,88 | 21,45 | |||||||
| Франция | 18,66 | 18,74 | |||||||
| Австралия | 17,9 | 15,47 | |||||||
| Россия | 16,68 | 13,61 | I | с переходной экономикой | Европа | ||||
| Польша | 14,7 | 15,67 | |||||||
| Республика Корея | 13,69 | 13,02 | II | развивающаяся страна | |||||
| Бразилия | 23,27 | 7,8 | Латинская Америка | ||||||
| Китай | 17,08 | 10,01 | |||||||
| Индия | 28,09 | 5,95 | II | Южная Азия | |||||
| Нигерия | 43,01 | 3,11 |
Задание 2. Проанализируйте данные о количестве безработных в сравниваемых странах. Сделайте выводы.
| Страна | Количество безработных (%), 2014г. | Страна | Количество безработных (%), 2014г. |
| США | 5,2 | Польша | 10,6 |
| Япония | 3,3 | Республика Корея | 3,5 |
| Германия | 4,8 | Бразилия | 6,4 |
| Франция | 9,9 | Китай | 4,2 |
| Австралия | 6,2 | Индия | 7,1 |
| Россия | 5,4 | Нигерия | 23,9 |
Данные с сайта: https://nonews.co/directory/lists/countries/unemployement
Задание 3. Сравните долю занятости людей трудоспособного (среднего) возраста сравниваемых стран в основных отраслях хозяйства (на 2014 год), сделайте выводы.
| Страна | Доля занятости в | ||
| промышленности | сельском хозяйстве | сфере услуг | |
| США | 19,5 | 1,1 | 79,4 |
| Япония | |||
| Германия | 33,4 | 2,8 | 63,8 |
| Франция | |||
| Австралия | |||
| Россия | |||
| Польша | 22,1 | 27,5 | 50,4 |
| Республика Корея | |||
| Бразилия | 23,7 | 23,1 | 52,2 |
| Китай | |||
| Индия | |||
| Нигерия |
Данные с сайта: https://www.mir-geo.ru/vse-stran/ekono/stru-zany
Вывод: назовите особенности трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства разных типов стран.