Мераб Константинович Мамардашвили




ФИ­ЛОСО­ФИЯ — ЭТО СОЗ­НА­НИЕ ВСЛУХ

(из книги «Как я пониманию философию»

Я хо­чу под­чер­кнуть, что фи­лосо­фом яв­ля­ет­ся каж­дый че­ловек — в каком-то за­та­ен­ном угол­ке сво­ей сущ­ности. Но про­фес­си­ональ­ный философ вы­ража­ет и экс­пли­циру­ет осо­бого ро­да сос­то­яния, ко­торые под­да­ют­ся пе­рес­ка­зу лишь на фи­лософ­ском язы­ке. Ина­че они ос­та­ют­ся той са­мой лас­точкой Ман­дель­шта­ма, ко­торая вер­ну­лась в «чер­тог теней», не най­дя сло­ва.

Я хо­чу оп­ре­делить фи­лосо­фию как соз­на­ние вслух, как яв­ленное созна­ние. То есть су­щес­тву­ет фе­номен соз­на­ния — не во­об­ще вся­кого созна­ния, а то­го, ко­торое я бы наз­вал обос­трен­ным чувс­твом соз­на­ния, для че­лове­ка судь­бо­нос­ным, пос­коль­ку от это­го соз­на­ния че­ловек, как жи­вое су­щес­тво, не мо­жет от­ка­зать­ся. Ведь, нап­ри­мер, ес­ли глаз ви­дит, то он всег­да бу­дет стре­мить­ся ви­деть. Или ес­ли вы хоть раз вку­сили свободу, уз­на­ли ее, то вы не мо­жете за­быть ее, она — вы са­ми. Ины­ми сло­вами, фи­лосо­фия не прес­ле­ду­ет ни­каких це­лей, по­мимо высказывания вслух то­го, от че­го от­ка­зать­ся нель­зя. Это прос­то уме­ние от­дать се­бе от­чет в оче­вид­ности — в сви­детель­стве собс­твен­но­го сознания. То есть фи­лософ ни­кому не хо­чет до­садить, ни­кого не хо­чет оп­ро­вер­гнуть, ни­кому не хо­чет уго­дить, по­это­му и го­ворят о за­даче филосо­фии: «Не пла­кать, не сме­ять­ся, но по­нимать». Я бы ска­зал, что в це­поч­ке на­ших мыс­лей и пос­тупков фи­лосо­фия есть па­уза, яв­ля­юща­яся ус­ло­ви­ем всех этих ак­тов, но не яв­ля­юща­яся ни­каким из них в отдельнос­ти. Их внут­реннее сцеп­ле­ние жи­вет и су­щес­тву­ет в том, что я наз­вал па­узой. Древ­ние на­зыва­ли это «не­де­яни­ем». В этой же па­узе, а не в эле­мен­тах пря­мой не­пос­редс­твен­ной ком­му­ника­ции и вы­раже­ний осущест­вля­ет­ся и соп­ри­кос­но­вение с родс­твен­ны­ми мыс­ля­ми и состояни­ями дру­гих, их вза­имо­уз­на­вание и сог­ла­сова­ние, а глав­ное — их жизнь, не­зави­симая от ин­ди­виду­аль­ных че­лове­чес­ких субъ­ек­тивнос­тей и яв­ля­юща­яся ве­ликим чу­дом. Удив­ле­ние это­му чу­ду (в се­бе и в дру­гих) — на­чало фи­лосо­фии (и…люб­ви).

Фи­лосо­фию мож­но оп­ре­делить и так: фи­лосо­фия есть та­кое за­нятие, та­кое мыш­ле­ние о пред­ме­тах, лю­бых (это мо­гут быть пред­ме­ты физической на­уки, проб­ле­мы нравс­твен­ности, эс­те­тики, со­ци­аль­ные проб­ле­мы и т. п.), ког­да они рас­смат­ри­ва­ют­ся под уг­лом зре­ния конечной це­ли ис­то­рии и ми­роз­да­ния. Сей­час я рас­шифрую, что это значит. Ко­неч­ный смысл ми­роз­да­ния или ко­неч­ный смысл ис­то­рии явля­ет­ся частью че­лове­чес­ко­го пред­назна­чения. А че­лове­чес­кое предназна­чение есть сле­ду­ющее: ис­полнить­ся в ка­чес­тве Че­лове­ка. Стать Че­лове­ком.

Те­перь я вы­ражусь ина­че. Пред­назна­чение че­лове­ка сос­то­ит в том, что­бы ис­полнить­ся по об­ра­зу и по­добию Божь­ему. Об­раз и по­добие Божье — это сим­вол, со­от­не­сен­но с ко­торым че­ловек ис­полня­ет­ся в качес­тве Че­лове­ка. Сей­час я по­яс­ню, что зна­чит этот сим­вол, пос­коль­ку в этой слож­ной фра­зе я ввел в оп­ре­деле­ние че­лове­чес­ко­го пред­назна­чения ме­тафи­зичес­кий от­те­нок, то есть ка­кое-то свер­хо­пыт­ное пред­став­ле­ние, в дан­ном слу­чае — Бо­га. Но на са­мом де­ле я го­ворю о прос­той ве­щи. А имен­но: че­ловек не соз­дан при­родой и эво­люци­ей. Че­ловек соз­да­ет­ся. Неп­ре­рыв­но, сно­ва и сно­ва соз­да­ет­ся. Соз­да­ет­ся в ис­то­рии, с учас­ти­ем его са­мого, его ин­ди­виду­аль­ных уси­лий. И вот эта его неп­ре­рыв­ная созда­ва­емость и за­дана для не­го в зер­каль­ном от­ра­жении са­мого се­бя сим­во­лом «об­раз и по­добие Божье». То есть Че­ловек есть та­кое су­щес­тво, воз­никно­вение ко­торо­го неп­ре­рыв­но во­зоб­новля­ет­ся. С каж­дым индивиду­умом и в каж­дом ин­ди­виду­уме.

Мне ка­жет­ся су­щес­твен­ной та­кая связ­ка. Фак­ти­чес­ки я го­ворю, что целью фи­лосо­фии яв­ля­ет­ся са­ма фи­лосо­фия (я имею в ви­ду «ре­аль­ную фи­лосо­фию» как конс­трук­тивный эле­мент ре­жима, в ка­ком мо­жет осущест­влять­ся жизнь на­шего соз­на­ния). Так же, как уже ска­зано, что цель по­эзии — са­ма по­эзия. По­эзия из­би­ра­ет средс­тва, ко­торы­ми мож­но от­кры­вать и экс­пли­циро­вать по­этич­ность. Она су­щес­тву­ет не­зави­симо от язы­ка. Так же и ре­аль­ная фи­лосо­фия су­щес­тву­ет, и лю­ди, са­ми не зная, ею за­нима­ют­ся — не­зави­симо от удач или не­удач, не­зави­симо от уров­ня их фи­лософ­ско­го язы­ка. Но ког­да этот уро­вень есть и что-то мыс­лится по его за­конам, то тог­да «ре­аль­ная фи­лосо­фия» и «фи­лосо­фия уче­ний» как бы со­еди­нены в од­ном че­лове­ке. В фи­лосо­фе. Со­от­не­сен­ность с изначаль­ным жиз­ненным смыс­лом у ве­ликих фи­лосо­фов всег­да существу­ет. И да­же на по­вер­хностном уров­не тек­ста. (Она мо­жет затмевать­ся в уни­вер­си­тет­ской или ака­деми­чес­кой фи­лосо­фии, ко­торая за­нята в пер­вую оче­редь пе­реда­чей тра­диции и язы­ка этой тра­диции — там этот из­на­чаль­ный смысл мо­жет вы­вет­ри­вать­ся.) Язык ве­ликих понятен, и че­ловек обыч­ный, не фи­лософ, мо­жет в от­вле­чен­ных понятиях, ко­торые фи­лосо­фы стро­ят по не­об­хо­димос­ти язы­ка, уз­нать их из­на­чаль­ный жиз­ненный смысл. И тем са­мым в язы­ке фи­лосо­фа уз­нать са­мого се­бя, свои сос­то­яния, свои проб­ле­мы и свои ис­пы­тания.

В свое вре­мя Бор­хес го­ворил о по­эзии, что она, по оп­ре­деле­нию, таинс­твен­на, ибо ник­то не зна­ет до кон­ца, что уда­лось на­писать. То есть по­эзия со­дер­жит неч­то в прин­ци­пе не до кон­ца зна­емое и са­мим автором. От­ку­да и по­яв­ля­ет­ся фе­номен мно­гих ва­ри­аций од­но­го и то­го же. Ва­ри­ации есть фор­ма про­яв­ле­ния сим­во­лич­ности. Сим­вол (не знак!) всег­да есть то, что мы не до кон­ца по­нима­ем, но что есть мы са­ми как понима­ющие, как су­щес­тву­ющие. И на­ши философ­ские про­из­ве­дения, и их чте­ние есть фор­ма су­щес­тво­вания это­го до кон­ца не­пони­ма­емо­го, его бес­ко­неч­ной дли­тель­нос­ти и родс­твен­ной са­мосог­ла­сован­ности. Бы­тие про­из­ве­дений и есть по­пыт­ка ин­тер­пре­тиро­вать их и по­нять, под­став­ляя в ви­де ва­ри­аций тек­ста на­ши же собс­твен­ные сос­то­яния, ко­торые есть тог­да фор­ма жиз­ни про­из­ве­дения. Нап­ри­мер, мож­но ска­зать так: то, что я ду­маю о Гам­ле­те, есть спо­соб су­щес­тво­вания Гам­ле­та.

Фи­лософ­ские проб­ле­мы ста­новят­ся та­ковы­ми, ес­ли они ста­вят­ся под луч од­ной проб­ле­мы — ко­неч­но­го смыс­ла. Для че­го во­об­ще все это? Для че­го ми­роз­да­ние? Для че­го «я» и мои пе­режи­вания? А эти воп­ро­сы задают­ся имен­но по­тому, что в этом ми­роз­да­нии жи­вет су­щес­тво, которое не соз­да­но, а соз­да­ет­ся. Неп­ре­рыв­но, сно­ва и сно­ва. Да и мир не за­вер­шен, не го­тов.

Фи­лософ ра­бота­ет пу­тем «зап­ре­дели­вания» та­кого ро­да си­ту­аций. То есть он стро­ит по­нятия, пос­редс­твом ко­торых эти си­ту­ации и эти связ­ки мож­но пред­ста­вить в пре­дель­но воз­можном ви­де и за­тем мыс­лить на этом пре­деле, мыс­лить, так ска­зать, «в идее». Ну, ска­жем, ес­ли он хо­чет про­думать проб­ле­му го­сударс­тва, то обя­зан пред­став­лять го­сударс­тво в ви­де пре­дель­но осу­щест­вля­емой идеи го­сударс­тва. Вся слож­ность состоит в том, что при этом фи­лософ не ут­вер­жда­ет, что эти пре­дель­ные опи­сания яв­ля­ют­ся изоб­ра­жени­ем ка­ких-то ре­аль­ных пред­ме­тов в ми­ре. Фи­лософ зна­ет, что пре­дель­ное опи­сание есть средс­тво мыш­ле­ния. Поэто­му, нап­ри­мер, Пла­тон, ког­да у не­го спра­шива­ли, что он име­ет в виду под иде­аль­ным го­сударс­твом — то, ко­торое на его ро­дине? — отвечал: нет, не его, не его ус­тро­ение имел я в ви­ду, а то го­сударс­тво, которое су­щес­тву­ет внут­ри и в мо­мент та­кого го­воре­ния о нем в напряжен­ном соз­на­нии.

Су­щес­тву­ет та­кое стран­ное оп­ре­деле­ние бы­тия в фи­лосо­фии: бы­тие — это то, че­го ни­ког­да не бы­ло и не бу­дет, но что есть сей­час. Как ни странно, воп­ре­ки ло­гике язы­ка и наг­лядно­му пред­став­ле­нию.

Че­лове­чес­кие ве­щи, нап­ри­мер со­ци­аль­ные ин­сти­туции, не есть та­кие, ко­торые, воз­никнув, мог­ли бы по­том, как ка­мень, длить­ся и существовать. Они за­ново рож­да­ют­ся. Нап­ри­мер, Пас­каль про­из­нес замеча­тель­ную фра­зу: «У люб­ви нет воз­раста, она всег­да в сос­то­янии рож­де­ния». Ес­ли она есть, то она сей­час, и в ней нет сме­ны вре­мен­ных сос­то­яний, она аб­со­лют­но но­ва. Это очень от­вле­чен­ное по­ложе­ние, созер­ца­тель­ная ис­ти­на. Та­ково и ут­вер­жде­ние фи­лосо­фии: бы­тие — это то, че­го не бы­ло и не бу­дет, но что есть сей­час, или всег­да, что то же самое. Здесь вре­мен­ные нак­ло­нения, сло­ва, их обоз­на­ча­ющие, пу­та­ют, по­тому что они при­над­ле­жат обы­ден­но­му язы­ку. А дру­гих слов у нас нет. Ка­кие бы сло­ва мы ни изоб­ре­тали, все рав­но мы на­ходим их в обы­ден­ной ре­чи. И они тя­нут за со­бой шлейф ма­нии че­лове­ка пред­став­лять все наглядно и пред­метно.

Фи­лософ­ский акт сос­то­ит в том, что­бы бло­киро­вать в се­бе на­шу манию мыс­лить кар­тинка­ми. И ког­да мы уби­ра­ем кар­тинки и предметные ре­ферен­ции из на­шего соз­на­ния, мы на­чина­ем мыс­лить. Это оз­на­ча­ет, что на­ше мыш­ле­ние всег­да гра­нич­но или на пре­деле. Я пояс­ню: то что фи­лосо­фы на­зыва­ют смыс­лом смыс­лом ис­то­рии или смыс­лом ми­роз­да­ния, — это то, что ни­ког­да не ре­али­зу­ет­ся в пространстве и вре­мени. И ни­ког­да не ис­полня­ет­ся в ви­де ка­кого-ни­будь со­бытия или сос­то­яния, нап­ри­мер го­сударс­твен­ной кон­сти­туции, которая бы­ла бы при­мером это­го смыс­ла. Смысл (а он всег­да пол­ный) не есть пред­мет, на­ходи­мый в ми­ре, — так же как гра­нич­ный ко­нец ис­то­рии не есть часть ис­то­рии, со­бытие в ней. Ко­нец вре­мени не есть часть времени. Мы всег­да дол­жны мыс­лить пос­редс­твом тех ве­щей, ко­торые по­меща­ем на гра­ницу, соп­ря­гая на ней ре­аль­ные со­бытия, и ни­ког­да не по­мещать их внутрь ми­ра, не ожи­дать их внут­ри ми­ра, в сос­та­ве его событий. Прос­то от это­го воз­можны та­кие-то со­бытия и не­воз­можны какие-то дру­гие.

К со­жале­нию, в на­шем обы­ден­ном мыш­ле­нии, в том чис­ле и в социаль­ном, мы всег­да со­вер­ша­ем ро­ковую ошиб­ку. То, что в действитель­нос­ти яв­ля­ет­ся пре­дель­но соп­ря­га­ющим по­ля на­ших уси­лий, мы по­меща­ем в мир в ви­де ис­ко­мого в нем со­вер­шенно­го об­разца и ходяче­го иде­ала. Нап­ри­мер, мы го­ворим: по­кажи­те нам впол­не справедли­вый кон­крет­ный за­кон, и тог­да мы бу­дем жить по за­кону. Но был ли ког­да-ни­будь и где-ни­будь та­кой кон­крет­ный за­кон, при примене­нии ко­торо­го всег­да тор­жес­тво­вала бы спра­вед­ли­вость? Покажи­те при­мер иде­аль­но­го или со­вер­шенно­го об­щес­тва. И ког­да мы не мо­жем это по­казать (а по­казать нель­зя — это­го нет), то тор­жес­тву­ет ни­гилизм. Из не­пони­мания то­го, как ус­тро­ены мы са­ми, как ус­тро­ена наша нравс­твен­ность. Ни­гилизм сна­чала есть тре­бова­ние то­го, что­бы было «вы­сокое». Вто­рой шаг — об­на­руже­ние, что ис­тинно вы­соко­го никог­да не бы­ло: ну, по­кажи­те мне ис­тинно чес­тно­го че­лове­ка! У каждого мож­но най­ти ка­кой-то не­дос­та­ток, ка­кую-то ко­рысть. Тре­тий шаг ут­вер­жде­ние, что все вы­сокое — это сплош­ное прит­ворс­тво, лицемерие, воз­вы­шен­ное пок­ры­тие весь­ма низ­менных ве­щей. И по­том зна­мени­тое: «Все доз­во­лено, раз Бо­га нет».

Ес­ли мы нас­тро­ены на то, что­бы быть де­мок­ра­тами толь­ко при том ус­ло­вии, что нам бу­дет по­казан чис­тый об­ра­зец де­мок­ра­тии — и тог­да бу­дем мы де­мок­ра­тами и бу­дем ви­деть в этом для се­бя лич­но смысл, — мы прос­то ни­гилис­ты. По­мимо все­го про­чего, не по­нимая то­го, как устро­ена на­ша со­ци­аль­ная жизнь. На­ша со­ци­аль­ная жизнь про­низа­на пог­ра­нич­ны­ми соп­ря­жени­ями и тре­бу­ет от нас ци­вили­зован­ной грамотности.

Что­бы нам быть граж­да­нами, то есть жить со­ци­аль­но гра­мот­но, нам нуж­но по­нимать ка­кие-то от­вле­чен­ные ис­ти­ны от­но­ситель­но са­мих се­бя, сво­их пре­дель­ных воз­можнос­тей.

И вот здесь, в этих от­вле­чен­ностях и их вы­яв­ле­нии, я и ви­жу призвание Фи­лосо­фа, ко­торо­го так ждет на­ше об­щес­тво се­год­ня, по­тому что мы на­ходим­ся в пе­ри­оде уже за­тянув­ше­гося оди­чания соз­на­ния.

Мы ока­зались ин­фантиль­ны­ми. Ин­фантиль­ность — это те же ласточки Ман­дель­шта­ма, вер­нувши­еся в «чер­тог те­ней». Инфантильность — это пе­рерос­тко­вое сос­то­яние, с упу­щен­ным моментом взрос­ле­ния. Упус­тив его са­ми, мы те­перь оза­боче­ны проблемой мо­лоде­жи, хо­тя в дей­стви­тель­нос­ти «это о нас го­ворит сказка». Мы ждем от мо­лоде­жи зер­каль­но­го отоб­ра­жения са­мих се­бя. Мы же­ла­ем, что­бы мо­лодежь, нап­ри­мер, за­нима­ясь при­нуди­тель­ным, наз­на­чен­ным тру­дом или доб­ро­детель­но си­дя за по­учи­тель­ны­ми книжка­ми (хо­тя из это­го ни­чего нель­зя уз­нать о се­бе и пов­зрос­леть), под­твержда­ла бы нам то пред­став­ле­ние, ко­торое мы име­ем о са­мих се­бе, о сво­их воз­можнос­тях. Но са­ми-то мы хо­дим на по­мочax, ждем инструкций, ука­зок, ни­чего не зна­ем о се­бе, по­тому что о се­бе мы мо­жем уз­нать толь­ко на от­ветс­твен­ном по­ле де­ятель­нос­ти, где к че­лове­ку возвра­ща­ют­ся пос­ледс­твия его дей­ствий и пос­тупков.

Че­лове­ку очень важ­но, что­бы счастье, как и нес­частье, бы­ло результатом его собс­твен­ных дей­ствий, а не вы­пада­ли ему из таинственной, мис­ти­чес­кой да­ли пос­лу­шания. Важ­но соз­на­ние зависимос­ти про­ис­хо­дяще­го в ми­ре — и в уда­че, и в не­уда­че — от то­го, что сам че­ловек мог бы сде­лать, а не от по­тус­то­рон­не «выс­шей» (анонимной или оли­цет­во­рен­ной) иг­ры, не­пос­ти­жимы­ми пу­тями выбрасыва­ющей ему да­ры и иж­ди­вение или, на­обо­рот, злые на­каза­ния и не­милос­ти. Ска­зал же од­нажды один сво­бод­ный че­ловек: «Ми­нуй нас пу­ще всех пе­чалей и бар­ский гнев, и бар­ская лю­бовь!»

А мы жи­вем в си­ту­аци­ях, ког­да все ни­как не мо­жем приз­нать достоинс­тво че­лове­ка. Жи­вем в си­ту­аци­ях, ког­да ни­какая мысль не привива­ет­ся. Не прос­то по глу­пос­ти. А по­тому, что до­думы­вание ее до кон­ца ста­вит под воп­рос нас са­мих. И ни­ког­да не из­вле­ка­ем опыт. Все заново и за­ново пов­то­ря­ет­ся, раз сох­ра­ня­ем се­бя про­тив все­го то­го, что не мо­жем вмес­тить, не из­ме­нив­шись са­ми. Ска­жем, ан­ти­ал­ко­голь­ная кам­па­ния в стра­не се­год­ня ве­дет­ся те­ми же сло­вами (мы толь­ко не зна­ем об этом), ка­кими она ве­лась и сто лет на­зад. Как же это мо­жет быть? А все очень прос­то. Лю­ди не про­ходи­ли путь до кон­ца, не из­вле­кали опыт, не раз­ре­шали смысл. Ос­та­вались деть­ми, ес­ли жи­ли вне от­ра­ботан­ной гра­мот­но струк­ту­ры соз­на­ния.

Оче­вид­но, не слу­чай­но в Рос­сии дол­гое вре­мя не бы­ло ав­то­ном­ной фи­лософ­ской тра­диции, где бы­ла бы фи­лософ­ская мысль, не за­виси­мая, ска­жем, от ди­лем­мы: царь — на­род, са­модер­жа­вие — кре­пос­тные. Она воз­ни­ка­ет с по­яв­ле­ни­ем Ча­ада­ева, но он был изо­лиро­ван­ной фи­гурой. По­том уже, пос­ле Вла­дими­ра Со­ловь­ева, по­явил­ся фе­номен — я парадоксаль­но ска­жу — свет­ской ав­то­ном­ной фи­лосо­фии (хо­тя я го­ворю это о фи­лосо­фии, ко­торая бы­ла мак­си­маль­но ре­лиги­оз­на). Но под «светскостью» я имею в ви­ду то, что она выр­ва­лась из этих за­дан­ных про­тивос­то­яний: царь — на­род и т. д. и соз­да­ла прос­транс­тво ав­то­ном­ной ду­хов­ной жиз­ни, не­зави­симой фи­лософ­ской мыс­ли. Это прос­транс­тво мы по­том сно­ва по­теря­ли по раз­ным при­чинам. Сей­час мы не мо­жем жить ци­вили­зован­ной об­щес­твен­ной жизнью, не вос­ста­нав­ли­вая эту авто­ном­ную ду­хов­ную сфе­ру не­зави­симой мыс­ли. Соз­на­ние на­ше жи­вет в нап­ря­жен­ном по­ле, очер­ченном пре­дель­ны­ми гра­ница­ми смыс­лов, и яс­ность в нем воз­можна толь­ко тог­да, ког­да мы вла­де­ем язы­ком этих смыс­лов, то есть по­нима­ем их от­вле­чен­ность, их гра­нич­ную при­роду, уме­ем чи­тать то, что они нам го­ворят о на­ших воз­можнос­тях и при­роде, и ког­да са­ми дос­та­точ­но раз­ви­ты для это­го. В том чис­ле и в по­ле символов — «че­ловек», «смерть», «смысл жиз­ни», «сво­бода» и т. д. Это ведь ве­щи, про­из­во­дящие са­ми се­бя. Да­же созна­ние, как и мысль, мож­но оп­ре­делить как воз­можность боль­ше­го соз­на­ния. Или, нап­ри­мер, свобода. Для че­го нуж­на сво­бода и что она? Сво­бода ни­чего не производит, да и оп­ре­делить ее как пред­мет нель­зя. Сво­бода про­из­во­дит толь­ко сво­боду, боль­шую сво­боду. А по­нима­ние то­го, что сво­бода произво­дит толь­ко сво­боду, не­отъ­ем­ле­мо от сво­бод­но­го че­лове­ка, свобод­но­го тру­да. То есть сво­боден толь­ко тот че­ловек, ко­торый го­тов и име­ет ре­аль­ную си­лу на труд сво­боды, не соз­да­ющей ни­каких ви­димых про­дук­тов или ре­зуль­та­тов, а лишь вос­про­из­во­дящей са­му се­бя. А уже за­тем она — ус­ло­вие дру­гих ве­щей, ко­торые мо­жет сде­лать сво­бод­ный че­ловек. Но нет та­кого пред­ме­та в ми­ре, на­зыва­емо­го «сво­бода», который внеш­не до­казу­емым об­ра­зом мож­но ко­му бы то ни бы­ло показать и пе­редать. Сво­бода не­дока­зу­ема, со­весть не­дока­зу­ема, смысл не­дока­зу­ем и т. д.

Вот в ка­кой сфе­ре вра­ща­ет­ся мысль фи­лосо­фии и в ней же вра­ща­ет­ся на­ша ду­шев­ная жизнь в той ме­ре, в ка­кой она осу­щест­вля­ет­ся, уда­ет­ся нам и мы в ней ис­полня­ем­ся. Пос­коль­ку ос­новная страсть че­лове­ка, как я по­нимаю, — это ис­полнить­ся, осу­щес­твить­ся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: