«Огонёк» - это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведённых дел, разбор складывающихся взаимоотношений.
Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний «огонек». Многие считают, что никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.
Педагогический смысл «огонька» - научить детей осмыслению происходящего, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора. Даже взрослым бывает сложно выразить свою мысль, нужно этому учиться.
«Огонек» - это тесный круг друзей. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Не забывайте, что это еще и завершающее мероприятие дня. Он должен подготовить детей ко сну, а не развлечь.
I. Правила огонька:
1). Участники «огонька» садятся в круг, чтобы все могли видеть друг друга, на одном уровне. Если большинство распологается на полу, то всем стоит расположиться там же. Прекрасно подходит большой ковер, или одеяла. Сидящий за кругом не имеет право говорить.
2). Наличие живого огня (обычно в центре круга) у костра или при свечах. В последнее время часто используют гирлянду. И все же, свеча гораздо теплее.
3). Необходимый эмоциональный настрой: говорят не громко, чтобы не разрушать созданную атмосферу. Нужно избегать повышенных тонов. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы – основная задача вожатого (ведущего «огонька»). Доброжелательная обстановка – это осознание чувства доверия, уважения, защищённости, здесь тебя ждёт помощь, а не критика.
|
4). Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией, фразами, реакцией и т.д. Так же Ведущий контролирует и поведение остальных участников. Пресекает грубые, резкие высказывания, комментарии.
5). Тема огонька актуальна для большинства участников.
6). Говорим искренне, правдиво. Речь выступающего коротка и содержательна.
7). Время: не стоит затягивать, помните о возрастных особенностях.
8). Возможно наличие своих традиций огонька.
Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности). Можно записать их в уголке.
Законы огонька:
ü "Огонек идет – пока горит свеча" (если во время «огонька» свеча погасла случайно, то её зажигает тот, кто зажёг её в первый раз; если специально (шалость детей) - огонек прекращается).
ü Нельзя переходить через цент круга, или выходить из него до окончания огонька (иногда с младшими детьми возможны исключения). Так же как нельзя передавать через центр предметы.
ü "Когда говорит один – все молчат" (не перебивать говорящего, выступать только после того, как предыдущий закончил свою речь; чаще всего используют символическую вещь (значок, мягкая игрушка) передавая ее по кругу, говорит тот, у кого она в руках).
ü "Принцип здесь и сейчас" (все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы).
ü "Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки".
ü "Закон свободного микрофона" (высказаться имеют право все желающие, никто не может никого заставить говорить, сохраняется принцип добровольности)
|
II. Структура и виды огонька
Структура:
1. Приветствие, эмоциональный настрой.
2. Объявление темы, постановка проблемы.
3. Погружение в проблему.
4. Решение проблемы.
5. Песни.
6. Ритуал прощания.
Для разных видов огоньков возможна различная структура, все зависит от вашего творчества.
Огонек может включать в себя:
Обсуждение прожитого дня;
Откровенный разговор;
Время для творчества;
Приглашение гостя на огонек;
Песню;
Сюрприз для «огонька».
Виды:
1). Огонек» знакомства - проводится в организационный период.
Цели:
- знакомство детей;
- выявление интересов и способностей каждого ребенка;
- закрепление законов и правил лагеря.
Традиционная форма проведения – все ребята, по кругу, рассказывают немного о себе. Первым начинает вожатый, предлагая схему рассказа. Но, из-за скованности, разного уровня умения общаться, не адаптированности, такие огоньки проходят достаточно сухо и формально. Лучше проводить знакомство в течение дня, а на таком важном первом мероприятии, стоит заняться снятием эмоционального напряжения детей.
2). Анализ дня
Цели:
- подведение итогов дня;
- планирование следующего дня;
- эмоциональная разгрузка.
Начинает вожатый. Он напоминает, что произошло за день. Далее ребята по очереди рассказывают, как прошел день для них, оценивают его. Предложите им отвечать, например, на такие вопросы: как ты оцениваешь проведенное дело? Что сегодня в нашем отряде было хорошо? Чем понравился этот день? Кому говорим спасибо? Что было не очень хорошо и даже плохо? Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше? Что нужно учесть на будущее?
|
Последним говорит вожатый. Он подводит итог, оценивает работу и поведение отряда в течение дня.
Чтобы такие огоньки не были скучными можно воспользоваться различными формами анализа и получения обратной связи. Например, строить дом из разноцветных кирпичей, использовать «Конверт откровений», «Ромашку», «Черный и белый камушки», «Дерево» и др.
3). Конфликтный (Может быть «откровенный разговор»)
Цели:
- обсуждение возникшей конфликтной ситуации в доверительной атмосфере;
- совместный поиск способа разрешения конфликта;
- снятие межличностного напряжения, эмоциональная разрядка;
Конечно же каждый отряд, как и любой коллектив переживает конфликтные ситуации. Но не старайтесь сделать из огонька разборки, которые могут вылиться в неконтролируемую ругань и скандалы. Требуются огромный опыт и небольшая отстраненность, чтобы правильно «разрулить» накал страстей. Но и закрывать глаза, на нарастающее напряжение, тоже нельзя. К конфликту надо быть готовым. Конечно же такой огонек – это большой, откровенный разговор, чтобы каждый высказал свое мнение относительно проблемы в отряде. Позиция вожатого на таком огоньке - - честный, справедливый арбитр (к которому прислушиваются, доверяют), способный правильно повести разговор, который поможет найти выход из сложившейся ситуации. Подготовьтесь заранее, подумайте, к какому результату хотите привести, и просчитайте ходы.
И помните, нельзя замалчивать проблему. Чем раньше начнете ее решать, тем меньше последствий. Ищите причину и старайтесь ее устранить.
4). Тематический
Цели:
- в зависимости от тематики
Такие огоньки проводятся в основной период смены. Но подготовку к ним, лучше, провести ДО начала сезона. Возможные темы: дружба, любовь, верность, честь.
Эти понятия стоит подкреплять литературными образами, аргументы, логика разговора, все слова и примеры – все должно быть убедительным.
Примеры:
· Вечна ли дружба?
· Что значит «любить»?
· Верность и предательство в жизни человека.
· Вредные привычки – проблемы личные или общественные?
· Слово не воробей – вылетит не поймаешь...
· Встречают по одежке – провожают по уму...
· Подвиг – мгновение или жизнь?
· Бедность – это не порок.
Сюда же можно отнести и «Огонек легенд». На таком огоньке можно рассказать ребятам интересную легенду или реальную историю, при чем можно как проанализировать ее, так и просто, прослушав легенду, разойтись спать.
5) Прощальный
Цели:
- подведение итогов сезона (награждение всех детей);
- подготовка к расставанию (чтобы прошло наиболее безболезненно);
Традиционная форма такого огонька – расскажи мне обо мне. Каждый может услышать о себе мнение своих друзей.
Этот огонек должен стать самым запоминающимся. Задача вожатого – поддержание высокого эмоционального настроя. Должны быть высказаны все самые теплые, ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Недопустимо, чтобы этот «огонек» стал массовой истерией из-за отъезда или поводом высказать накопившиеся обиды. Пусть этот «огонек» продлится дольше обычного, начните его пораньше. Но не затягивайте до утра – режим есть режим.
Подготовьте сюрпризы от вожатых, небольшие памятные сувениры. Не сомневайтесь, они станут самым приятным подарком для них.
Советы:
1. Опыт показывает, что, проводя детский «огонек», лучше предложить фразу, с которой каждый начнет свое высказывание. Например, «Самое главное – это…», «Мне нравится, что…», «Больше всего на свете я боюсь…», «Я бы хотела, чтобы завтра…», «Я мечтаю о…», «Я хотела бы поблагодарить… за…», «Если бы я был волшебником, я бы…» и т.д.
2. Дети очень любят тайны. Начните «огонек» с какой-нибудь интересной легенды или истории.
3. Не затягивайте детские «огоньки».
4. Не забывайте учитывать возрастные особенности и особенности детей вашего отряда.
5. Придумайте свой (или подсмотрите у коллег) вариант аплодисментов. Это может быть постукивание указательным пальцем по ладошке, или потирание ладони об ладонь. Такой вариант, который не будет нарушать камерную обстановку, но и поможет ребятам высказать свое одобрение.
6. Проводите огонёк так, чтобы его отсутствие было большим наказанием для отряда.