Вайшак, Вайсакха (апрель-май)




Праздники Индии

Индийский календарь — это непрерывная череда различных праздников и фестивалей: государственные праздники, отмечаемые по всей стране, региональные и религиозные. Индийские праздники имеют древнюю историю и являются частью богатой индийской культуры. Большинство из них рассчитываются по лунному календарю и имеют подвижную дату. Год начинается с конца марта (месяц Чаитра).
Индийские праздники хороший пример гостеприимства, привлекающего людей со всех уголков мира. Одни и те же индийские праздники, отражающие бесчисленные легенды, отмечаются в различных регионах под разными названиями. Праздники Индии — это красочный калейдоскоп, именуемый Индия.
Кухня, музыка, театрализованные представления, танцы, традиционная праздничная одежда, пёстрая гамма красок, яркая иллюминация — всё это праздники Индии.

Чаитра (март-апрель)

Чаитра Шуклади — Новый год в Северной Индии, отмечаемый в первый день месяца чаитра. Согласно "Брахма Пуране", в это день творец Брахма создал наш мир.

Гуди Падва — Новый год в штате Махараштра. Празднуется в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Угади (букв. "начало эпохи") — Новый год в штатах Южной Индии, Карнатаке, Тамил-Наду, Андхра-Прадеше. Отмечается в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Васанта Наваратри — весенний праздник, посвященный поклонению и прославлению Божественной Матери. Он начинается на амавасью (новолуние) в начале месяца Чаитра. Первые три дня почитают Богиню Дургу в Ее гневных формах. Ее просят об уничтожении внутренних демонов, о разрушении несовершенства и невежества. Следующие три дня почитают Лакшми, дарующую удачу и благополучие. Последние три дня посвящены Богине Сарасвати. Именно она дарует знание и мудрость.

Рама Навами — день явления Рамы, героя древнеиндийского эпоса "Рамаяна", которому поклоняются как седьмой аватаре Вишну. Праздник отмечается на 9-ый день растущей луны месяца Чаитра и знаменует собой окончание девяти дней Васанта Наваратри. Торжества проходят по всей Индии, в том числе в Айодхье — городе, где родился Господь Рама. Богослужение начинается с утра пением Ведических мантр и предложением цветов и фруктов Божеству. В некоторых штатах Индии, особенно в Бихаре и Уттар-Прадеше, на общественных собраниях проводятся Сатсанги (чтение священных писаний, в частности "Рамаяны"— сказаний, прославляющих Господа Рамачандру). Люди всех каст и вероисповеданий участвуют в этих встречах. Верующие постятся целый день, прерывая пост только в полночь фруктами. Рама Навами достигает своей кульминации в полночь под звук колокольчиков и раковин.

Хануман Джаянти — день явления Ханумана, бога-обезьяны, великого преданного Рамы. Праздник отмечается в полнолуние (пурнима) месяца Чаитра.

Вайшак, Вайсакха (апрель-май)

Вайшак (Байсакхи, Байшакхи) — день, знаменующий собой начало нового солнечного года. Он приходится на 13-е апреля. Один из немногих праздников индийского календаря, имеющий статичную дату. Вайшак — это также древний праздник сбора урожая в Северной Индии, особенно в районе Пенджаба.

Буддха Джаянти (Буддха Пурнима, Весак) отмечается в день полнолуния месяца Вайшак. Буддха Пурнима имеет важное значение для буддистов т. к. в этот день празднуется сразу три события: явление Будды, просветление Будды и его уход (смерть). Особо торжественно праздник отмечается в Лумбини (совр. Непал) — месте его рождения и в Бодхгае — месте, где принц Гаутама достиг просветления, сидя под священным деревом Ашватта (дерево Бодхи), и стал известен как Господь Будда.

Джешта (май-июнь)

Ганга Дашахара (Ганга Пуджа, Ганга Душера) — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге. Это день явления матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю. Существует древнее предание, повествующее о том, как Ганга сошла с небес.
Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга. Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды. Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. Так Ганга, дочь Химавана, снизошла в это мир.
Ганга Дашахара начинается с Амавасьи (новолуния) месяца Джешта и длится 10 дней. Поклонение сопровождается пением мантр и подношением огненных светильников. По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге.

Ват-Савитри Пурнима (Свитри Пурнима, Ват- Савитри Врат, Ват- Савитри Пуджа) — очень популярный фестиваль в Индии, который отмечается по всей стране и особенно в штатах Махараштра, Бихар, Уттар-прадеш и Орисса. Он празднуется женщинами в полнолуние месяца Джешта. В этот день женщины молятся о благополучии и долгой жизни своих мужей. Значение Ват-Савитри Пурнимы связано с историей из "Махабхараты" о Савитри и Сатьяване, в которой рассказывается как наделенная всеми добродетелями и преданная своему мужу Савитри, вернула своего умершего мужа из обители Ямы (Бога смерти). И сейчас сила Савитри и ее преданность остаются примером для индийских женщин. Накануне Ват-Савитри Пурнимы женщины постятся, а утром, совершив омовение и надев новую одежду, они приходят к священному дереву баньян. Полив дерево и совершив пуджу — подношение цветов и фруктов, они посыпают священный баньян красным порошком кумкума. Женщины обвязывают ствол дерева красной хлопковой нитью и, обходя его семь раз, совершают парикраму.

Ашадха (июнь-июль)

Ратха-ятра, или Праздник колесниц проходит ежегодно в Пури (штат Орисса). Он связан с Господом Джаганнатхой (одной из форм Кришны). Фестивальпроводится на второй деньмесяца Ашадха, и символизирует путешествие Кришны из Гокула в Матхуру. Джаганнатх (Кришна), его брат Балабхадра (Баларама) и сестра Субхадра восседают на своих огромных колесницах (ратхах). Главная колесница Джаганнатхи сооружается в четырнадцать метров высотой. Она стоит на шестнадцати колёсах. Четыре тысячи мужчин, служителей храма, тянут колесницы за толстые канаты, прилагая огромные усилия. Толпы паломников приходят на этот праздник. Божества на колесницах везут в Гундича Мандир, где они остаются на целую неделю до их возвращения в Храм Джаганнатхи.

Гуру Пурнима — день почитания духовного учителя, отмечается в день полнолуния (пурнима) месяца Ашадха. Также является днем рождения Вьясы — легендарного мудреца,считающегося составителем (редактором) Вед, Пуран и знаменитого эпоса "Махабхарата".

Шравана (июль-август)

Наг Панчами — праздник поклонения змеям. Его празднуют на пятый день светлой половины лунного месяца Шравана. В этот день люди предлагают молоко и серебряные украшения кобрам, чтобы защитить себя от всех бед. Разноцветные изображения змей вешают над входом в дом, и это делают не только в знак уважения к змеям, но и для сохранения благополучия домашнего очага.

Махалакшми-врата — поклонение, совершаемое замужними женщинами ради обретения благословений Махалакшми — Богини благополучия и богатства. Этот праздник проводится в пятницу перед полнолунием месяца Шравана. В этот день женщины убирают свои дома и украшают дворики красочными рисунками ранголи. Затем, надев красивые одежды и украшения, приступают к совершению враты.
Калаш (калаша) — украшенный свастикой ритуальный горшочек, сделанный из золота, серебра, бронзы или меди, у простонародья из глины, иногда обёрнутый пёстрой тканью, наполняют рисом и водой. Сверху кладут листья манго и бетеля. На листья ставят, смазанный куркумой и убранный тканью кокос.
Пуджа начинается с поклонения Господу Ганеше — слоноголовому Богу удачи и мудрости. Позже, Богиня Махалакшми призывается в калаш. Ей предлагают девять разновидностей изысканных блюд, включая сладости и острую пищу. Женщины поют гимны в честь богини Махалакшми и возносят ей свои молитвы.

Ракша-бандхан (Ракхи Пурнима) — сердечный, радостный праздник, отмечаемый в Северной Индии. День празднования уз любви между братом и сестрой приходится на полнолуние месяца Шравана. Главный ритуал праздника состоит в завязывании сестрой освященного шнура «ракхи» на запястье брата. Этим сестра желает благополучия и процветания своему брату. Старший брат в свою очередь предлагает подарок для своей сестры и клянется защищать ее от всех бед и помогать во всем. По обычаю, брат и сестра кормят в этот день друг друга сладостями.
В западной Индии, а именно в Махараштре и Гуджарате, этот день празднуется как Нариял Пурнима. Жители этих штатов, бросая в море кокосы, совершают подношение Богу вод Варуне.
В южной и центральной Индии, включая штаты Керала, Андхра-Прадеш, Тамил Наду, Махараштра и Орисса, брахманы совершают обряд упакарман — замена старого священного шнура на новый.

Кришна Джанмаштами — день явления Кришны — аватары Господа Вишну, который отмечается на восьмой день (аштами) уходящей луны в месяц Шравана. Джанмаштами с особой пышностью празднуется в тех местах, где почитают Кришну, особенно в Матхуре и Вриндаване.

Бхадрапад (август-сентябрь)

Ганеш Чатуртхи — праздник в честь явления слоноголового Бога удачи и мудрости Ганеши, сына Шивы и Парвати. Празднования начинаются на четвертый день пребывающей луны месяца Бхадрапад и длятся 10 дней. Ганеш Чатуртхи отмечается по всей Индии, но особенно пышно он проходит в штатах Махараштра, Гуджарат, Карнатака и Андхра-Прадеш. Господу Ганеше подносят фрукты, молоко, цветы, кокосовые орехи и сладости. В Махараштре и Тамил Наду к этому дню из глины делают множество изображений Ганеши, которые украшают цветочными гирляндами, порошком кумкума и сандаловой пастой. После 10 дней поклонения Божество погружают в океан.

Онам — крупнейший праздник урожая риса, отмечаемый в южно-индийском штате Керала. Празднование Онам начинается в день Атхам и длится 10 дней. Женщины украшают двор перед домом ковром из цветов, называемым пуккалам. Последний день праздника — Тхирувонам является наиболее важным, т.к. он символизирует возврвщение в Кералу могущественного царя асуров Бали (Махабали), внука Прахлады и правнука Хираньякашипу, в период правления которого, согласно Пуранам, эта местность достигла наивысшего процветания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: