Родители имеют право подачи бумажного заявления для зачисления ребенка в школу.
Согласно ч. 8 ст. 55 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Во исполнение ч. 8 ст. 55 Закона об образовании на федеральном уровне принят Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 (далее – Порядок приема).
Согласно п. 5 указанного Порядка «в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»)». В отношении формы подачи документов речи в этих исключениях не идет.
В п. 9 Порядка приема сказано: «Прием граждан в организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – ОООД) осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)… ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования…».
Тот факт, что образовательное учреждение «может» принимать документы в электронной форме, не отменяет необходимости согласия родителей на предоставление им государственной услуги по зачислению в первый класс в электронной форме. Иной подход (подача документов в школу в электронной форме как обязанность) является грубым нарушением федерального закона.
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210-ФЗ) принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
В п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ сказано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: …обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».
Любые положения нормативных актов подзаконного и регионального уровня не могут противоречить федеральному закону.
Соответственно, родители детей, поступающих в 1 класс, имеют полное право отказаться от электронной формы услуги по зачислению ребенка в школу.
Родители имеют право отказаться от оформления ИНН и СНИЛС ребенку, а также от обработки указанных данных ребенка при поступлении в школу и в процессе обучения.
2.1. Согласно п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 (далее – Порядок приема) «В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;
б) дата и место рождения ребенка;
в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка».
Это исчерпывающий перечень данных в заявлении. Кроме того, в указанном пункте Порядка приема сказано: «Для приема в ОООД:
родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка».
Согласно п. 12 Порядка приема «Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в ОООД не допускается ».
По п. 18 Порядка приема «Документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления родителям (законным представителям) детей выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в ОООД, о перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица ОООД, ответственного за прием документов, и печатью ОООД».
Итак, для поступления в школу достаточно подачи в школе бумажного заявления с указанием лишь вышеперечисленных данных, предъявления паспорта родителя, документа о регистрации ребенка по месту жительства/пребывания (при поступлении в школу на закрепленной территории) и свидетельства о рождении ребенка. Это исчерпывающий перечень. При этом согласно п. 14 Порядка приема «зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов».
2.2. Недопустимость требования СНИЛС, ИНН при поступлении в школу, а также в процессе обучения в целом доказывается также следующим.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о ПД) «персональные данные» – это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД)»; «обработка ПД» - это «любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с ПД…».
Таким образом, информация о СНИЛС и ИНН гражданина является ПД. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о ПД «обработка ПД должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка ПД, несовместимая с целями сбора ПД».
Из законодательства очевидно, что обработка данных о СНИЛС и ИНН ребенка не требуется ни для целей зачисления в школу, ни образовательного процесса в целом.
Согласно абз. 6 ст. 1 ФЗ РФ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном учете) «индивидуальный учет», который ведет Пенсионный фонд России - это «организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав …». В ст. 3 приведен закрытый (исчерпывающий) перечень целей учета, и все они касаются обеспечения пенсионных прав.
Согласно ст. 1 Закона об индивидуальном учете «застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование». Однако ребенок, который не работает, трудового стажа и выплат страховых взносов в ПФР не имеет. Это подтверждается исчерпывающим перечнем застрахованных лиц, приведенным в статье 7 ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно ст. 7 указанного закона к «застрахованным лицам относятся…:
работающие по трудовому договору… или по договору гражданско-правового характера…, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты…);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации …;
являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
священнослужители;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом».
С учетом изложенного обработка данных о СНИЛС ребенка явно не требуется для достижения операторами обработки персональных данных законных целей обработки - по оказанию «образовательной услуги» ребенку.
(По указанным причинам принципиально не имеется оснований и для принудительного присвоения СНИЛС ребенку).
Аналогичные выводы касаются ИНН. Согласно п. 7 ст. 84 Налогового кодекса ИНН присваивается налогоплательщику, то есть, функционально касается исполнения налоговых обязанностей перед государством. Более того, даже в сфере налогообложения согласно абзацу 5 п. 7 ст. 84 Налогового кодекса «Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе НЕ указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах…».
Никакого отношения к предоставлению образовательных услуг учащимся школ ИНН точно не имеет. При этом «не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных» (ч. 2 ст. 5 Закона о ПД).