Длительность работы над опытом




Название темы опыта

Формирование основ осознанного отношения к собственному здоровью у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Актуальность опыта

Здоровье - понятие широкое. Кого можно считать абсолютно здоровым? Как сформировать у детей дошкольного возраста основы осознанного отношения к собственному здоровью?

Существует несколько истолкований понятия здоровья. Согласно определению всемирной организации здравоохранения, это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только, как чаще всего считают, отсутствие болезней и физических недостатков [4, с. 4].

Проблема формирования основ осознанного отношения к собственному здоровью у детей дошкольного возраста последние годы является особенно актуальной в связи с тенденцией к ухудшению состояния здоровья и особенно детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Учреждения образования обеспечивают охрану здоровья обучающихся в соответствии с законодательством. [1. с.46].

Большое значение, в создании благоприятных условий для формирования основ осознанного отношения к собственному здоровью у детей дошкольного играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают ряд авторов: В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич, - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни [6.с.4].

Формирование основ осознанного отношения к собственному здоровью, основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста- важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере осознанное отношение к основам здорового образа жизни [6.с.49].

Здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие представления, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой» на здоровье. Исходя из этого, все правила здорового образа жизни должны входить в сознание маленького ребенка как естественные, приятные и обязательные. Именно система строго определенных правил и действий, принятие ребенком их обязательности на эмоциональном и физиологическом уровне, а не «словесное обучение» обеспечивают успех формирования навыков здоровья у маленьких детей [5. с. 67].

Я считаю, что именно в период дошкольного возраста необходимо сформировать базу представлений и практических навыков по формированию навыков личной гигиены. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением действий при определенных условиях.

Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт существования навыка. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Развитие представлений об условиях, от которых зависит здоровье организма человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, укрепление его полноценного физического и психического здоровья.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались [3.с.302].

В работе с детьми дошкольного возраста, я столкнулась со следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективной работы по формированию основ осознанного отношения к собственному здоровью, а с другой стороны - имеет место недостаточная системность по данной теме.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия и подтолкнул меня к работе по данной теме. Таким образом, я определила цель своей работы.

Цель опыта

Использование разных видов деятельности в формировании основ осознанного отношения к собственному здоровью у детей дошкольного возраста.

Задачи опыта

- Формировать представления у детей дошкольного возраста о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых; полезная пища, свежий воздух; чистота.

- Развивать умения у детей внимательно относиться к своему здоровью.

- Развивать потребность к сохранению и укреплению собственного здоровья.

- Развивать умения детей без напоминания взрослого, осознанно перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо; после еды полоскать рот, чистить зубы, мыть свой стаканчик; причесываться; обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным [3, с.276].

Длительность работы над опытом

Над решением данных задач я работала в течение трех лет, с момента прихода детей в учреждение дошкольного образования до перехода детей на первую степень общего среднего образования.

2. Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта

Формирование основ осознанного отношения к собственному здоровью у детей дошкольного возраста позволяет закладывать основные черты личности, отношение к себе и окружающим, а этому способствует систематическая работа в разных видах деятельности.

Описание сути опыта

Свою работу над решением поставленных задач, я начала с создания педагогических условий для формирования представлений у детей о навыках личной гигиены, о здоровье. Для этого создала в группе и умывальной комнате условия, позволяющие воспитанникам поддерживать потребности в чистоте и опрятности, понимании их смысла: «для красоты», «для здоровья», «чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом», «чтобы взрослые радовались» [3, с. 276].

Уверена, что заложить основы осознанного отношения к собственному здоровью, можно организацией систематической и планомерной работы, направленной на формирование культурно – гигиенических навыков и личной гигиены, а также игр по формированию навыков здорового образа жизни.

Работу по формированию осознанного отношения к собственному здоровью у детей я построила по следующим направлениям:

- развитие интереса к поддержанию чистоты и опрятности, самопознанию;

- формирование представлений о здоровье и личной гигиене;

- взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Благодаря «сотрудничеству» с взрослым, ребенок не только знакомится с предметами и их свойствами, но и становится «испытателем», который познает мир.

Свою работу я построила так, что мои воспитанники не только имели представления о предметах необходимых для поддержания чистоты, способах применения их на практике, но и могли это объяснить, могут ответить на вопросы:

- зачем и почему надо умываться, чистить зубы, мыть руки;

-зачем надо спать, делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе, не кутаться в сто одежек;

-почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот и др.

Обследуя предметы, необходимые для поддержания личной гигиены дети накапливали новые представления и впечатления от действий с каждым новым предметом. Производя обследование предметов, я старалась вызывать у детей эмоциональный отклик на выполняемые действия с ними, так как считаю, что положительные эмоции очень важны для детей дошкольного возраста. Действуя с предметами, мы постепенно познакомились с их признаками, свойствами, назначением. Так дети знакомились с историей создания мыла, его разнообразием, полотенцем, зубной щеткой, расческой и другими предметами личной гигиены.

Общение для ребенка на каждом этапе возрастного развития имеет важное значение, поэтому я старалась как можно больше рассказать детям о личной гигиене, предметах гигиены, гигиенических процедурах с рассматриванием иллюстраций, по теме.

В процессе знакомства с предметами гигиены, а также во время проведения гигиенических процедуриспользовала художественное слово. Старалась формировать умение рассуждать детей о своем здоровье, посредством совместных бесед и бесед рассуждений с рассматриванием иллюстраций по теме: «Здоровье и личная гигиена».

Вся жизнь ребенка связана с игрой, так как она является ведущим видом деятельности. Учитывая данный аспект, я постаралась разнообразить раздел игровой деятельности играми по теме и систематизировать работу с ними.

Эффективными в решении этой проблемы являются, например, такие дидактические игры и упражнения как: «Разложи картинки по порядку», «Оденем куклу на прогулку», «Азбука здоровья», «Сделаем куклам красивые прически», «Вымоем кукол» и др.

С помощью игровых упражнений и игр - этюдов, игр - имитаций развивала умение выполнять правила личной гигиены, умение внимательно относиться к своему здоровью.

Старалась подвести к усвоению представлений, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. С этой целью систематически проводила работу по поддержанию личной гигиены. Эта работа нашла отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей (приложение 1).

Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков, использовала настольные, словесные и дидактические игры: «Водичка, водичка», «Лодочки», «Чудесный мешочек», «Хорошо - плохо», «Как вырасти здоровым», «Распорядок дня» и др.

Одним из эффективных приёмов является использование сюжетных игр и игровых ситуаций проблемного характера, решение проблемных ситуаций типа: «Что будет дальше, если…», «Как ты думаешь, если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться», «Мой день».

На протяжении всего дошкольного детства игры с куклами самые любимые детьми. Играя с куклой, мы обыгрывали назначение предметов личной гигиены, тем самым формировали навыки ухода за внешним видом, закрепляли навыки осознанного отношения к собственному здоровью. В играх с куклами: «Накорми куклу», «Вымой кукле руки», «Купание куклы», «Кукла Катя гуляла» и т. п. закрепляли с детьми сюжеты, раскрывающие процессы умывания, одевания, купания, понимания их смысла.

Работая над формированием представлений о здоровье и личной гигиене, знакомила детей с понятием «здоровье», с тем, что полезно и не полезно для человеческого организма, а также развивала умения ухаживать за собой, заботиться о своём организме, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих (приложение 2).

Включала и работу по развитию представлений у детей дошкольного возраста об условиях, от которых зависит здоровье организма человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей. Поэтому я как на занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности старалась донести данную информацию (приложение 3).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: