Обзор лекций по казначейству
история:
Казначейство – специальный гос. фин. орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящей в состав МФ РФ.
В 15 веке были организованы так называемые казённые палаты – губернский орган, который был учреждён 7 ноября 1775 года императорским указом Екатерины 2. В подчинении КП находились все казённое имущество: денежная казна, гербовая бумага, наличные вино и соль, а также губернские казначеи (самая низшая должность в 3 года).
В 1780 году были созданы два главных казначейства в Москве и Петербурге, в которые поступали все доходы государства.
В 19 веке были прописаны новые функции казначейства: все статьи казначейских. доходов, в котором бы отдельные управлении не состояли и из каких бы источников не поступали, считать принадлежащим казначейству точно так же, как бы и действительно там они находились.
В 1821 году в составе МФ был учреждён Департамент гос. казначейства до 1 ноября 1918 года.
В 1992 году было введено казначейское исполнение федерального бюджета, ставшее для Правительства приоритетным.
Структура и организация органов ФК:
Структура состоит из 3 уровней:
1. Главное управление ФК, Артюхин
2. Управление ФК по субъектам РФ
3. Отдельные ФК по городам
Полномочия ГУФК:
1. Осуществление сводного учёта доходов и расходов ФБ
2. Управление движением средств на счетах казначейства
3. Доведение информации о результатах исполнения бюджета
Полномочия УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений об формировании доходной и расходной части ФБ
Полномочия ОФК:
1. Формирование доходной части ФБ на соответствующей территории
|
2. Обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям
3. Предоставление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении ФБ
Действия по исполнению бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения ФБ.
Организация фин. контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления:
БК РФ определяет основные формы фин. контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджетов.
Фин. кон. может быть предварительным, текущим и последовательным за ведением операций с бюджетных средств главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Фин. кон., осуществляемый МФ: организует проверки и ревизии бюджетных учреждений и организаций, контроль за исполнением бюджетных средств распорядителей и получателей.
Фин. кон., осуществляемый главными распорядителями за получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств.
Фин. кон., осуществляемый финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджетов.
Цели исполнения бюджетных средств утверждаются бюджетом, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.
Исполнение бюджета по доходам:
Доходы – денежные средства, поступающие в бюджет налоговыми и неналоговыми путями, а также безвозмездными поступлениями, за исключением средств, являющихся источником покрытия дефицита бюджета.
|
Этапы исполнения бюджета по доходам:
1. Зачисление на единый счёт бюджетных доходов от распределённых налогов и иных поступлений в бюджет
2. Перечисление излишне распределённых сумм, возврат излишне уплаченных или взысканных сумм
3. Перечисление ФК излишне распределённых сумм, необходимых для осуществления излишне уплаченных или взысканных сумм в порядке, установленном МФ РФ
Задачей исполнения бюджета по доходам является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов в виде налогов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Исполнение бюджета по расходам:
Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год.
Расходы ФБ сформированы, исходя из потребительского содержания и развитии экономики по следующим принципам:
1. Территориальный – расходы для субъектов РФ
2. Отраслевой – расходы министерств и ведомств
3. Функциональный – расходы на социальные нужды и другие целевые программы
4. Обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня и территориальных органов
5. Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах
Этапы исполнения бюджета по расходам:
1. Составление и утверждение бюджетной росписи МФ РФ и доведение годового объёма бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств
2. Утверждение и доведение до главных распорядителей смет доходов и расходов
3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств
|
4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств
Орган казначейства может отказать подтверждать денежные обязательства в следующих случаях:
1. При блокировке расходов в случае нецелевого исполнениях средств или из-за невыполнения бюджетных обязательств
2. При несоответствии принятых бюджетных обязательств закона о бюджете, а также о утверждённой смете доходов и расходов
3. При образовании в ходе исполнения ФБ экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов ФБ
4. При несоответствии принятых денежных обязательств требованиям, предъявленные к документам для совершения расходования средств
Казначейство на современном этапе в РФ:
Казначейство – специальный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфин РФ.
В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ, включающая Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.
Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами, органы казначейства не имеют права. Федеральное казначейство в процессе исполнения федерального бюджета, выполняя функции главного распорядителя бюджетных средств, будет обязано соблюдать все бюджетные требования, которые распространяются и на всех других участников бюджетного процесса.
Основными функциями органов ФК РФ являются:
1. обеспечение кассового обслуживания исполнения федерального бюджета;
2. предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;
3. осуществление распределения доходов между бюджетами бюджетной системы;
4. кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы;
5. составление отчётности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
В части контрольных функций Федерального казначейства следует отметить, что они реализуются посредством предварительного и текущего контроля за участниками бюджетного процесса. В этом направлении задача состоит в максимальном применении технических средств контроля на стадии принятия от главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств расходных расписаний в части контроля за непревышение доведённых до них от Минфина РФ лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования.
За решение этой проблемы и целого ряда других проблем, в том числе, связанных с кассовым обслуживанием исполнения бюджетов федерального уровня, отвечает формирование единообразного подхода к казначейским процедурам исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны
Лицевые счета бюджетополучателей органов казначейства:
Исполнение ФБ по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств. Лицевые счета – регистры аналитического учёта органа казначейства, предназначенные для отражения в учёте лимитов бюджетных обязательств бюджетополучателей, созданные для учёта операций по финансированию расходов на содержание учреждений и организаций, а также по федеральным программам, дотациям, компенсациям, субвенциям, субсидиям и ссудам.
При открытии лицевых счетов, орган федерального казначейства присваивает им в установленном порядке номер. Каждому виду лицевого счета присваивается один из следующих кодов:
— 01 – лицевой счёт распорядителя средств;
— 03 – лицевой счёт получателя средств;
— 09 – лицевой счёт иного получателя средств.
Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов:
— 1 и 2 разряды – код лицевого счета;
— с 3 по 10 разряд – учётный номер клиента;
— 11 разряд – резервный разряд.
Для открытия лицевого счета получателя средств получателем средств в орган федерального казначейства представляются следующие документы:
— заявление на открытие лицевого счета;
— копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально;
— копия документа о государственной регистрации, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию и другие.
Орган федерального казначейства отказывает в приёме платёжного документа, если:
— форма платёжного документа, подписи или надписи на документе будут признаны им не соответствующими образцам;
— показатели бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платёжном документе, не соответствуют проводимой операции;
— суммы, указанные в расчётно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отражённых на его лицевом счёте получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования;
— получателем средств нарушены требования.
При оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключённый в любой предусмотренной для совершения сделок форме.
Ежемесячно, не позднее третьего числа месяца, следующего за отчётным, органы федерального казначейства осуществляют сверку операций по движению лимитов бюджетных обязательств, объёмов финансирования и кассовых расходов, учтённых на лицевых счетах получателей средств и лицевых счетах иного получателя средств.