Петр Михайлович Дружинин и Бежецк




Есть люди, чья судьба незаменима,

Есть люди, жизнь которых нелегка,

Но дело их историей хранимо

И памятью отмечено в веках.

Кто Бежецку отдал любовь и силы,

Осуществил заветную мечту,

Тот не уснет под бременем могилы,

Он будет славить жизни красоту.

Сверкнув как метеор, уходят люди,

А время равнодушное летит…

Своих героев память не забудет

И никогда забвенья не простит.

А посудить – какие годы были!..

Какою силой дышат имена!

Они в судьбы зигзагах не застыли,

Их помнить будем мы и письмена.

Любви достойны люди без амбиций,

Трудом измерив свой короткий век. …

Читать приятно прошлого страницы,

Когда делами славен человек!

Геннадий Ершов

 

Петр Михайлович Дружинин Бежецкий светописец. В конце XIX – начале XX веков одной из заметных и уважаемых фигур в России, особенно в небольших городах, крупных селениях, промышленных поселках, железнодорожных станциях становится фотограф. Благодаря неутомимой деятельности этих специалистов многие виды провинциальной архитектуры: храмы, учебные и административные здания, торговые ряды, вокзалы, а также портреты местных жителей – попадают в объективы фотокамер и на многие десятилетия становятся ценнейшими документами давно ушедшей эпохи. К таким, бесспорно, выдающимся фотолетописцам относится бежецкий фотограф Петр Михайлович Дружинин.

Он родился в 1880 году в деревне Новая Слобода. Это селение, как писал тверской публицист В.И. Покровский, посетивший эти места в начале 1870-х годов, «состояло из двадцати пяти домов, расположенных в одну прямую улицу. Дома стоят не тесно, перед некоторыми посажены березки». Деревня находилась недалеко от села Княжево, в двух километрах от Бежецка. Местные жители имели «наклонность к торговой жизни и постепенно отвыкали от крестьянских дел». Большинство свои луга и пашни отдавали в аренду, оставив себе огородничество – выращивали картофель и капусту. Продукты продавали на местном рынке. Почти всё население занималось отхожими промыслами: одни были коробейниками, другие – приказчиками, третьи служили дворниками в городе, четвертые были извозчиками. Женщины занимались прядением.

В 1874 году на крестьянских землях деревни работали две маленькие спичечные фабрики. Отец будущего фотографа Михаил Алексеевич Дружинин помимо огородничества вел мелкую торговлю. Потом он решил заняться производством спичек. Для этой цели в километре от Бежецка купил участок 54 земли и вскоре построил на нем небольшое производственное помещение для хранения бревен, лесоматериалов и изготовления спичек. Товар выпускался в небольших коробках с надписью: «Безопасные спички. В гор. Бежецке Тверской губ. при дер. Слобода». Фабрика не давала больших доходов и впоследствии была продана. Кроме Петра в семье было еще три брата: Василий, Иван и младший Алексей. К сожалению, о судьбе старших нам почти ничего не известно. Первоначально на выбор профессии Петра оказали влияние семейные традиции. Его дед по материнской линии был священником в одном из приходов близлежащего уезда. Мальчик часто ездил к нему в гости и по его настоянию вынужден был поступить в Бежецкое духовное училище. В те годы в этом учебном заведении были довольно высокие требования к учащимся, поддерживалась строгая дисциплина и непростой была методика обучения. После нескольких лет учебы и конфликта с одним из преподавателей юноша решил покинуть стены училища.

Инцидент заставил Петра более основательно определить круг своих интересов, и он выбрал для себя довольно необычную, редкую, но престижную профессию фотографа. Что заставило молодого Дружинина сделать такой шаг, неизвестно. В это время в Бежецке уже существовали два фотоателье. Одно из них находилось на Кашинской улице, недалеко от рынка, на первом этаже дома с мезонином. Его хозяином был Леонид Васильевич Молвыгин. Это фотоателье появилось в конце 1880-х годов и существовало до начала 1900-х. Дом был уничтожен пожаром в 1920 году. Снимки, сделанные в этой мастерской, до сих пор хранятся у некоторых бежечан. Другое фотоателье было открыто в 1894 году бывшим крестьянином Ярославской губернии Александром Афанасьевичем Лопатиным. Оно находилось на втором этаже двухэтажного каменного дома на углу Постоялой улицы и Воздвиженского переулка (ныне ул. Красноармейская, 18). Это фотоателье было хорошо оснащено технически: установлено специальное оборудование, поставлены различные экраны. Фотографии, сделанные у А.А. Лопатина, по своему качеству почти не отличались от работ столичных мастеров, что получило большое признание у местного населения.

Не вызывает сомнения, что П.М. Дружинин, прежде чем сделать свой первый шаг к освоению профессии, интересовался работой местных фотографов и неоднократно посещал их ателье. Эта сфера деятельности показалась ему привлекательной, и он в начале 1900-х годов едет в Петербург и несколько лет учится у частного фотографа. В это время в городе на Неве работало свыше 300 фотоателье, из них около 70 были расположены на Невском проспекте. В городе 55 трудилось большое количество высококвалифицированных фотографов, издавались необходимые книги, журнал «Фотограф-любитель», были организованы курсы, проводились фотовыставки. Бесспорно, учеба и особая атмосфера в одном из крупнейших центров фотографического искусства способствовали тому, что молодой человек получил очень много профессиональных сведений. После завершения учебы П.М. Дружинин возвращается в Бежецк. К этому времени его родители переехали из деревни в город. Они купили дом на Постоялой улице, 127. Около этого дома Дружинин построил небольшое деревянное помещение, в местном обиходе получившее название «будка». В ней Петр Михайлович разместил свое первое фотоателье. На оборотной стороне его первых снимков появилась печать с надписью «Петербургская фотография П.М. Дружинина в Бежецке Твер. губ.» Самая ранняя из известных нам карточек имеет надпись «1905 год». Постоялая улица, дом 127 Петр Дружинин.

Однако новое фотографическое заведение, находившееся на окраине города, в стороне от главных дорог, не пользовалось большой популярностью среди местного населения. Бежечане предпочитали фотографироваться у А.А. Лопатина. Тем не менее, посетители у молодого фотографа были. Скопив немного денег, П.М. Дружинин решил жениться. Его избранницей стала уроженка города Углича Александра Петровна. Девушка была моложе будущего мужа на шесть лет. По свидетельству близко знавших ее людей, она была доброй, приветливой женщиной, хорошей хозяйкой. Вскоре Петр Михайлович покупает небольшой участок земли на Старой Угличской дороге, на улице Мещанской (ныне Нечаева), недалеко от Спасского (ныне Октябрьского) переулка. На этом месте он построил небольшой дом, но прожил в нем недолго.

Вероятно, в это время П.М. Дружинин познакомился с очень деловым и энергичным купцом Петром Феофановичем Рудаковым, торговавшим галантереей и конфекционом, то есть готовым женским платьем и бельем. Товар он привозил из Варшавы, поэтому на домах, где он торговал, была вывеска «Варшавский магазин». Автор рукописи «Описание фотографий города Бежецка до 1917 года», старожил, краевед В.С. Анкудинов (1913-1982) сообщает об этом купце: «П.Ф. Рудаков приехал в Бежецк в 90-е годы XIX века, арендовал помещение на Рыбинской улице (между Постоялой и Кашинской улицами) и открыл торговлю. Немного разбогатев, он арендовал первый этаж дома купца Белова (угол Большой и Садовой улиц). Видимо, торговля шла вполне успешно», так как уже в 1913 году он построил собственное двухэтажное здание на Большой улице (ныне в нем находится офис главы администрации города). П.Ф. Рудаков – один из первых в Бежецке купцов, получивший право на издание открытых писем и издававший их типографским способом (до него открытки издавал фотограф А.А. Лопатин). На первом выпуске открыток имеется надпись: «Изд(ание) П.Ф. Рудакова», на других – «Издание Варшавского магазина».

Петр Феофанович довольно быстро оценил профессиональные способности молодого фотографа и, как рассказывает В.С. Анкудинов, «именно ему, Рудакову, мы обязаны возможностью видеть большинство этих снимков. Это он в 1906 году заказал фотографу Петру Михайловичу Дружинину сделать снимки видов города, а затем издал их в Санкт-Петербурге и Варшаве большим тиражом, и разошлись виды Бежецка в виде почтовых открыток... по всей Российской империи». Благодаря этим заказам и помощи П.Ф. Рудакова П.М. Дружинин решил переселиться на более выгодное для фотографа место. Он покупает земельный участок на Введенской улице, напротив колокольни, 57 и строит по своему проекту новый дом. Временно его фотоателье находится на Большой улице. После завершения строительства он переезжает в свой дом на Введенской ул., 34 (сгорел несколько лет назад). На первом этаже живет его семья и находится приемная для посетителей, на втором, в специальной постройке – оборудованная студия со стеклянной крышей. Автор комментариев к рукописи В.С. Анкудинова краевед Б.П. Тарасов вспоминал: «Фотостудия без всяких кавычек у Дружинина была великолепной, с большим выбором декораций, оттеняющих экранов. Одно там было неудобно: очень крутая лестница на 2-й этаж». Современное техническое оснащение, удобное для местных жителей расположение, мастерство хозяина сделали его фотоателье одним из лучших в городе. Бежечане предпочитали фотографироваться у этого добродушного увлеченного своим делом человека.

Необходимо отметить, что с первых шагов работы П.М. Дружинина его верным помощником и учеником несколько лет был младший брат Алексей, который в 1912 году открыл свое собственное фотоателье на втором этаже небольшого кирпичного здания на Большой улице. (Ныне д. 57 а. В 1980-е годы в нем находилась льносемстанция.)

Всё же Петр Михайлович не был единственным фотографом в городе. Немало бежечан пользовались и отменным фотоателье А.А. Лопатина. Хотя фотографы относились друг к другу с большим уважением, между ними всё равно установилось некое негласное соперничество. Невольно произошло распределение некоторых сфер деятельности. Оба имели разрешение на съемку видов Бежецка: А.А. Лопатин выпускал стереофотографии, а П.М. Дружинин занимался изданием открытых писем. В этой ситуации необходимо было постоянно совершенствовать свое мастерство, быть на гребне современной фототехнической науки. Для этой цели Петр Михайлович выписывает специальные журналы, книги, знакомится с искусством других фотографов и особенно – с работами профессиональных живописцев, поскольку их выработанное веками умение видеть мир и лаконично, образно отражать его на холсте чрезвычайно ценно и для фотографа. Через несколько лет П.М. Дружинину представился случай познакомиться с профессиональным живописцем. В 1913 году в Бежецк приехал уже сложившийся замечательный художник, воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик знаменитого Аполлинария Михайловича Васнецова Иван Малахиевич Костенко. В городе он стал преподавать рисование в женской гимназии и реальном училище. Вскоре пути местного фотографа и зрелого художника пересекутся, и Петр Михайлович уже на совершенно другом уровне будет осваивать законы композиции и брать уроки рисования. Через некоторое время это занятие станет важной частью его жизни, и значительная доля свободного времени будет посвящена воссозданию на холсте живописных бежецких пейзажей.

Занятия живописью способствовали тому, что снимки П.М. Дружинина существенно отличались от работ других фотографов не только особым качеством, но и емким художественно-выразительным стилем. Видно, что он тщательно продумывал все детали портрета, пытаясь раскрыть внутренний мир своего современника. Его фотографии печатались на специальной бумаге. На обратной стороне снимка был рисунок с изображением мольберта с установленной на нем картиной, палитрой с кистями, фотокамеры на штативе, веточек вербы и цветов. Все эти предметы символизировали круг интересов фотографа. На палитре разместилась красивая художественная, уже знакомая нам надпись: «Петербургская фотография П.М. Дружинина». Внизу сообщался адрес фотоателье: «В Бежецке Твер. Губ. Введенская площадь против старой колокольни собственный дом».

Другим важным увлечением Петра Михайловича была музыка. Он приобрел рояль, поставил его в фотоателье и научился неплохо на нем играть. Впоследствии он даже сочинял для себя и своих знакомых небольшие музыкальные пьесы. Семейная жизнь Петра Михайловича Дружинина складывалась удачно. Его жена родила ему троих детей – двух мальчиков и девочку. Она нашла себе достойное дело: занималась изготовлением женских летних головных уборов, поэтому на обороте некоторых снимков Петра Михайловича была надпись: «При фотографии мастерская дамских шляп». Разнообразие и великолепие изделий, изготовленных в этой мастерской, мы имеем возможность увидеть и сейчас, благодаря объективу фотокамеры.

Во второй половине 1910-х годов бежечане стали отдавать предпочтение мастерству П.М. Дружинина. Он становится первоклассным специалистом. На его работу обращают внимание и приходят фотографироваться люди разных сословий: дворяне, купцы, служители церкви, именитые граждане города, крестьяне, мещане. Его приглашают фотографировать наиболее важные события городской жизни, такие как поднятие колокола на колокольню Введенской церкви (18 октября 1910 г.), похороны городского головы И.А. Петухова (май 1913), прибытие в Бежецк чудотворной иконы святого Николая Мирликийского из Николо-Теребенской пустыни (1910-е гг.), парад Бежецкого добровольного пожарного общества на Соборной (ныне Советской) площади. Фотограф делает снимки преподавателей и выпускников женской гимназии, высшего, начального городского, частного реального и духовного училищ, а также работников различных заведений, предприятий, организаций. На своих фотографиях П.М. Дружинин запечатлел черты давно ушедшего местного быта. Так, на одном из снимков можно увидеть водовозный плот на реке Остречине. На нем две повозки с бочками. В начале XX века в городе еще не было водопровода, поэтому воду черпали из реки специальным «черпаком» (ведро, закрепленное на ухвате с длинным шестом), сливали в отверстие бочки и отвозили всем крупным потребителям: в пекарни, трактиры, квасные, больницы. На другой фотографии П.М. Дружинин запечатлел центральную дорожку липового бульвара и прогуливающихся по нему горожан. При внимательном рассмотрении снимка можно заметить, что деревья окружает изгородь из жердей. Появилась она потому, что бульвар был устроен у западной стороны Бежецкого женского Благовещенского монастыря. Чтобы поздно вечером или ночью по бульвару не прогуливались влюбленные парочки или не расхаживали озорные молодцы, вводящие в соблазн молодых послушниц, и было решено часть бульвара, расположенного у монастыря, огородить и местных жителей пускать только в дневное время, а на ночь эта территория закрывалась и охранялась полицией. В работах П.М. Дружинина можно видеть и другие важные особенности бежецкой жизни первого – второго десятилетий XX века. Фотограф шаг за шагом отражал труд, торговлю и отдых жителей города. Его фотографии иногда использовались для иллюстрации небольших книг, в частности, брошюр протоиерея И.А. Хильтова «Историческая записка о Бежецком Благовещенском монастыре» (Бежецк, 1915), «Преподобный Нектарий Бежецкий» (Петроград, 1915). Кроме того, фотограф принял участие в изданиях открыток уже упомянуПоднятие колокола на колокольню Введенской церкви 18 октября 1918 года 61 того П.Ф. Рудакова, В.А. Иванова (Ярославль), В.А. Гагина (Бежецк), контрагенства А.С. Суворина (Санкт-Петербург) и сам выпустил немалое количество открытых писем.

В общей сложности благодаря П.М. Дружинину было выпущено свыше 150 открыток с видами Бежецка. После Октябрьской революции выпуск открытых писем был прекращен. Новая власть не хотела больше видеть фотографии храмов, поскольку было объявлено, что религия есть «опиум для народа». Не желала она любоваться и дворянскими и купеческими особняками. Так, один из большевиков в феврале 1918 года, проходя вместе с манифестантами мимо дома сенатора Ф.Ф. Иванова, воскликнул: «Вы думаете, что этот дом стоит на фундаменте? Нет, он стоит на наших костях. А эти колонны? Вы думаете, что они из дерева? Нет, они из наших мозгов». Дом самого П.М. Дружинина несколько раз обыскивали, искали драгоценности и следы контрреволюционной деятельности. Трое суток его продержали в тюрьме, но в доме ничего не нашли. В такой атмосфере фотографу приходилось заниматься изготовлением портретов и групповых снимков, фотографировать общественные мероприятия: митинги, демонстрации, заседания.

В 1921 году на семью П.М. Дружинина обрушилось несчастье. Рассказывает старожил города Бежецка, бывший врач-окулист Регина Петровна Белкова: «В те годы дети очень любили играть в песочной яме. Там был очень сыпучий, липкий песок. Из него было очень удобно строить дома, улицы, город. Однажды у края ямы сорвалась огромная глыба песка и засыпала детей. Об этом сообщили моей матери Лидии Ильиничне Орловой. Думали, что в беду попал мой брат, которому было семь лет. Но оказалось, что погиб сын Петра Михайловича Дружинина и еще один мальчик. После этого случая нас играть в песочную яму не отпускали».

В 1930-е годы фотоателье П.М. Дружинина стало называться фотографией «Осоавиахима» (Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству), а Введенская улица, где находилось это заведение, была переименована в улицу Лассаля. На оборотной стороне многих фотографий этих лет выделяется чернильная печать с адресом и названием фотоателье, а на некоторых есть еще и другой оттиск – призыв «Крепите оборону страны. Вступайте в члены Осоавиахима». На некоторых, вероятно более удачных снимках, есть печать «Работа фотомастера Дружинина».

В конце 1930-х годов Петр Михайлович стал фотографом ателье «Труд – инвалид». Его работы по-прежнему вызывают интерес у бежечан. Вспоминает врач-пульмонолог Евгения Григорьевна Новосадова, урожденная Серова, с детских лет знавшая П.М. Дружинина: «Наша семья дружила с Петром Михайловичем. Он был очень эрудированным человеком, прекрасно играл на пианино. У него была прекрасная библиотека. Мы все ходили к нему фотографироваться».

На протяжении всей плодотворной, творчески активной жизни П.М. Дружинин тщательно собирал и сохранял фотонегативы, но судьба их сложилась печально. Из рассказов Б.П. Тарасова известно, что в 1940-е годы в фотомастерскую Петра Михайловича пришли сотрудники НКВД и разбили все хранившиеся у него негативы – стеклянные пластинки, покрытые светочувствительным слоем. Их осколки были утоплены в ближайшем пруду. Такое варварское отношение к фотодокументам прошлого, вероятно, было вызвано тем, что эти пластинки хранили портреты неугодных власти репрессированных людей, а также виды красивых храмов, две трети которых было разрушено.

В годы Великой Отечественной войны семью П.М. Дружинина постигло еще одно несчастье: на фронте погиб его сын. Он тяжело переживает эту потерю, но по-прежнему много работает, а в свободное время делает зарисовки бежецких пейзажей. В 1940-1950-е годы он принимает участие в ряде художественных выставок в Москве и Калинине (Твери). Рассказывает внучатый племянник П.М. Дружинина И.В. Малиновский: «За свою жизнь дядя написал около 680 картин. Все они представляют огромный интерес для любителей искусства. В основном они украшают частные дома».

В последние годы жизни П.М. Дружинин был дружен с преподавателем истории одной из школ Бежецка, художником Виктором Николаевичем Луговским. «Я приехал в Бежецк, – вспоминает В.Н. Луговской, – в 1959 году и жил недалеко от дома П.М. Дружинина. Однажды я рисовал колокольню Введенского монастыря и ко мне подошел незнакомый мужчина, посмотрел на мое полотно и спросил: – А Вы давно рисуете? Он был высокого роста, худощавый, лицо слегка красноватое. Внешне он был опрятен, носил толстовку, серые брюки и белую рубаху.. Я рассказал ему, что занимаюсь живописью с детских лет, еще в годы жизни в детском доме, где моим наставником был ссыльный художник Владимир Иванович Максимов. За рисунок с изображением И.В. Сталина его сослали в город Чкалов, ныне Оренбург, и он у нас был учителем рисования. В педагогическом училище этот предмет нам преподавал художник-график Андрей Иванович Селиванов. После окончания училища я служил на флоте и, бывая в Ленинграде и Риге, посещал филиалы студии М.Б. Грекова, входил в группу художников- маринистов. Уроки нам давал Эдгар Калныньш. Потом я работал в Москве, в Политуправлении морских сил и посещал студию А.А. Пластова. После моего монолога П.М. Дружинин сказал, что он тоже немного балуется живописью и пригласил меня к себе. Около его дома мы шли по дорожке, покрытой битым кирпичом. В его мастерской мы долго говорили о живописи. Он показал мне свои работы. Я скептически принял его зарисовки. Его манера писать отличается от моей. Спорным было наложение красок. Оно отличалось от той закономерности, которую мы привыкли видеть. Но его живописные произведения были далеки от примитивизма, однако иногда наблюдалось нарушение перспективы. Возможно, это происходило из-за плохого зрения. У него было много очков, он очень долго их подбирал и носил двойные. У него дома была хорошая библиотека: книги А.П. Чехова, И.С. Тургенева, В.Г. Короленко. На стенах висело много картин и фотографий. Он мне показывал журнал, кажется, он назывался «Нива», в котором еще до революции были опубликованы его фотографии. Мы с ним подружились. Я неоднократно пил чай у него дома, и мы вместе с ним ходили на зарисовки. Рисовали мостик через Остречину, березы. В последние годы он плохо видел. В его картинах был очень силен фиолетовый тон. Потом я понял, что причина скрывается в его зрении и, вероятно, в том, что он очень долго работал фотографом».

В 1969 году у П.М. Дружинина умирает жена. После этой трагедии его дочь Мария Петровна, после замужества переехавшая в Кишинев, забрала отца к себе. Вдали от родных мест он вскоре закончил свою земную жизнь. Но в памяти своих земляков он навсегда останется человеком, запечатлевшим дела и портреты людей, живших в начале – середине XX века. Эти неоценимые документы, разлетевшиеся по всей стране в виде открыток и фотографий, в настоящее время приобретают особую ценность и становятся важным свидетельством прошлого.

Подолгу разглядывая старые фотографии, задумываешься - как им удалось пережить минувшие времена, сохранить образы давно ушедших людей, до неузнаваемости изменившиеся виды городов, поруганные и уничтоженные храмы? С печалью сознаешь, что мы так много растеряли из нашего славного наследства. И огромная благодарность тем, кто оставил нам лики наших предков, виды родного города. Хочу надеяться, что в нашем городе Бежецке еще помнят фотографа Петра Михайловича Дружинина, еще хранятся в семейных архивах и альбомах его снимки.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: