Кэндзи Миядзава
Недетские сказки Японии
Кэндзи Миядзава
НЕДЕТСКИЕ СКАЗКИ ЯПОНИИ
Предисловие переводчика
Миядзава Кэндзи. Японский национальный поэт, сказочник, мелиоратор, учитель. Глубоко любил свою родину – префектуру Иватэ, которую часто в своих произведениях называл вымышленным именем, заимствованным из языка эсперанто, – Ихатово («райская земля»).
27 августа 1896 года в городе Ханамакиси в семье ростовщика и торговца утилем Миядзавы Сэйдзиро (1874–1957) и его жены Ити (1877–1963) родился первенец, назвали его Кэндзи. Весь род Миядзавы принадлежал к буддийской школе Истинной Чистой Земли. Семья Кэндзи обладала искренней, сильной верой в заступничество Будды и силу молитвы. У Кэндзи был младший брат Сэйроку (1904–2001) и сестры Тоси (1898–1922), Сиге (1901–1987) и Куни (1907–1981).
В 1903 году Кэндзи поступает в школу, где талантливо пишет школьные сочинения, а также увлечённо собирает коллекции камней и насекомых. За любовь к собиранию минералов он получает от родных прозвище Каменный Мальчик (Исикко Кэн‑сан). Кэндзи посещает цикл буддийских лекций «Моя Вера», которые готовит его отец вместе с единомышленниками.
В 1909 году Кэндзи поступает в старшие классы среднеобразователъной школы Мориока, живёт в общежитии. По‑прежнему он увлечён сбором минералов. Под влиянием старшего товарища и ученика той же школы Исикавы Токубоку (в будущем величайшего японского поэта) начинает писать японские пятистишия – танка.
В 1914 году Кэндзи оканчивает школу. Мечтая об университете, он неохотно работает в магазине отца. Видя страдания сына, родители разрешают ему продолжить обучение в университете.
|
В 1915 году Кэндзи поступает в Сельскохозяйственный университет Мориока (сейчас университет Иватэ, сельскохозяйственный факультет) и становится одним из лучших студентов. В 1917 году он вместе с тремя товарищами издаёт журнал «Адзариа», где публикует свои первые стихи и эссе.
В марте 1918 года Кэндзи защищает диплом и поступает в аспирантуру. Врачи признают его не годным к службе в армии. По воспоминаниям семьи, именно в это время Кэндзи начинает работать над созданием сказок.
В 1919 году любимая сестра Кэндзи Тоси заболевает туберкулёзом и ложится на лечение в токийскую клинику. Кэндзи также едет в Токио. Там он прочёл книгу великого японского поэта Хагивара Сакутаро «Воющий на луну», которая потрясла его. По выздоровлении сестры они вместе возвращаются на родину, в Иватэ.
В 1920 году Кэндзи заканчивает аспирантуру университета. В октябре того же года вступает в закрытую буддийскую школу Кокутюкай (ветвь школы Нитирен). Работает в магазине отца.
23 января 1921 года, несмотря на возражения семьи, покидает родину и становится адептом школы Кокутюкай в Токио. Живёт в общежитии, трудится в студенческой типографии, очень много работает над сказками, активно занимается уличной пропагандой учения своей школы. Пишет около 3000 листов сказок в месяц.
Повторный приступ болезни сестры Тоси заставляет его вернуться на родину. В ноябре 1921 года поступает учителем в старшие классы среднеобразователъной сельской школы города Ханамаки. В его обязанности входит преподавание английского, математики, геологии, культуры посадки и сбора урожая, климатологии и почвоведения.
|
Через год, в ноябре 1922 года, умирает его любимая сестра Тоси. В этом же году Кэндзи напечатает сказку «Переход через снега» и получит первый и последний в своей жизни гонорар за книгу – 5 йен.
В августе 1923 года под предлогом поиска рабочих мест для студентов он едет на Сахалин (тогда – часть Японии). Настоящей целью поездки был поиск общения с душой сестры Тоси. Во время путешествия им была написана серия печальных стихов, посвящённых прощанию с сестрой, – «Утро вечного расставания» и др.
В апреле 1924 года Кэндзи издаёт на свои деньги сборник набросков «Весна и асуры» (асуры – карающие боги в индуистской мифологии). Сборник был высоко оценён критиками. В школе он ставит театральные постановки с учениками по своим произведениям. В декабре опять издаёт на собственные деньги книгу сказок Ихатово «Харчевня, где всегда много заказов».
В июле 1924 года начинается переписка с литератором Кусано Синрэй, которая позже перерастает в дружбу. Стихи Кэндзи печатаются в литературном журнале Кусано «Гонг» («Дора»).
В марте 1926 года он оставляет работу в школе. Создаёт общество «Расутидзин кёкай» для ведения просветительской работы среди крестьян. В декабре того же года уезжает в Токио, где берёт уроки скоропечатания, языка эсперанто, органа и виолончели. Знакомится и активно общается с министром Финляндии, директором Академии эсперанто Рамстедтом. Вступает в японскую сельскохозяйственную партию префектуры Иватэ. Посвящает себя просветительской мелиораторской работе. В феврале 1927 года полиция предъявляет претензии к работе общества «Расутидзин кёкай» и останавливает его деятельность.
|
В июне 1928 года Миядзава едет на полуостров Идзу к Ито Нанао. Итогом поездки становятся циклы стихов – «Михара Санбу» и «Токио». Летом этого же года слабый организм Кэндзи не выдерживает огромной нагрузки работы мелиоратором, и к осени у него открывается быстротекущая форма туберкулёза. После этого он в течение двух лет находится на домашнем лечении. Создаёт цикл стихов «В болезни». Почувствовав себя лучше, в 1931 году Кэндзи возвращается к активной деятельности, но ненадолго…
Вскоре второй приступ болезни настигает его. Вернувшись домой в Иватэ, он соблюдает строгий постельный режим, при этом непрерывно работает над созданием сказок и стихов. 3 ноября того же года он заканчивает новый цикл стихов «И даже дождь меня не сломает» («Аме ни мо македзу»).
21 сентября 1933 года в возрасте 37 лет Кэндзи умирает от туберкулёза. Хочется плакать и кричать… Почему так мало, так несправедливо… Но у Бога свои законы справедливости. За свои 37 лет он успел сделать столько, что могло бы хватить другим на несколько жизней. В последний вечер жизни Кэндзи вышел к односельчанам, и до поздней ночи они обсуждали проблемы удобрения почвы. Перед смертью он оставил единственное завещание отцу: распечатать 1000 копий его любимой Сутры Лотоса («Хокэкё») и раздать друзьям, чтобы они помолились…
Миядзава Кэндзи был необыкновенным человеком. Японцы считают, что он был одним из немногих поэтов, достигших просветления при жизни. С детства Кэндзи, сын торговца, видел страдания и нищету крестьян, которые в неурожайные годы вынуждены продавать всё имущество и вести нищенское существование. Так, по‑видимому, сформировался в нём комплекс вины перед этими людьми, желание самопожертвования, ведь его семья относилась к зажиточному классу торговцев. Также нельзя не отметить огромное влияние буддизма на жизнь и творчество Кэндзи. В 18 лет он впервые услышал Сутру Лотоса, которая глубоко затронула его сердце. Именно под впечатлением от силы этой молитвы он поступил в школу Кокутюкай, принципы которой отличались от устоев буддийской школы отца, что внесло немало разногласий в семью Миядзавы.
Жертвование всем ради обездоленных и презрение к сильным мира сего были основными чертами школы Кокутюкай, что было близко душе Кэндзи. Смерть сестры Тоси, которая понимала его в семье лучше всех, навсегда оставила след лёгкой грусти в произведениях писателя.
Произведения Миядзавы Кэндзи, наполненные гуманизмом и любовью к природе, шагают из страны в страну. Они не могут и не должны знать границ.
В ЧАЩЕ
– Наши предки птицы, все как один, когда впервые спустились с неба, были совершенно белыми ‑ так обратилась ко мне одна престарелая сова, одиноко сидевшая в чаще леса на ветке низенькой сосны в безветренный тихий вечер, когда золотой серп уже висел на восточном небосклоне.
Однако я особенно не доверяю особам, подобным совам.
Посмотришь на неё, как она раздувает щёки, разговаривает неохотно, а если и говорит, то голос её звучит зычно, весомо, или как она широко раскрывает глаза во время разговора и правдиво поворачивает свою толстую шею в тёмно‑синей тени деревьев, то кажется, что сердце у неё такое же ‑ прямое и бесхитростное. Да, сова своим видом могла обмануть кого угодно. Поэтому я ей нисколечко не доверял. Однако однажды, в самый обычный вечер, я, вдыхая серебряный лунный свет, пошёл послушать, что же теперь расскажет эта большая сова. Мне показалось, что она хочет поведать известную историю о покрасочной мастерской коршуна.[1]Что же, ничего плохого в том нет, что я спокойно выслушаю её рассказ и оценю, достаточно ли он логичен, нет ли в нём обмана. Так что я, сделав, по возможности, серьёзное лицо, обратился к сове:
– Сова, говорят, что птицы спустились с неба ‑ ноги поджали и спустились. А ещё говорят, что они все были белыми. Это правда? Если это так, то почему же сейчас они такие разноцветные: кто трехцветный, кто пепельный, кто красный – кто во что горазд.
Сова, услышав начало моего обращения, мгновенно широко открыла глаза:
– Ага, попался на удочку!
Однако моё упоминание о трёхцветных птицах резко испортило ей настроение.
– То, что вы говорите, совершеннейшая ерунда. Трёхцветной может быть только кошка. Птица не может быть трёхцветной. Я обрадовался, что сова попалась в расставленные мною сети, и спросил:
– Так что, выходит, среди птиц не было кошек?
Услышав это, сова как‑то нехорошо заёрзала на ветке. «Вот он, нужный момент», – подумал я и добавил:
– Где‑то всё‑таки я слышал, что кошки входили в разряд птиц. И козодой мне говорил об этом, и ворона, кажется, говорила то же самое.
Сова горько рассмеялась, пытаясь сбить меня тем самым с толку, и добавила:
– Однако у вас большие связи.
Но меня так просто с толку не собьёшь.
– И тем не менее это правда. К тому же об этом говорил мне ваш друг козодой.
Сова поёрзала на ветке ещё какое‑то время и потом проронила:
– Это была кличка.
Сказала как отрезала и отвернулась.
– Так это была кличка? Чья? Чья? Эй, сова, послушай! Кошка – чья это была кличка?
Сова немного приподнялась на ветке, обратив свой прозрачный взгляд к луне, – весь её облик выражал затруднение. Ничего не поделаешь, видно было, что разговор подходил к развязке. Сова сделала как могла интересное лицо и выпалила признание:
– Это была моя кличка.
– Ах вот как! Это была ваша кличка. Ваша кличка – Кошка. Хотя вы совсем не похожи на кошку – так я говорил, с интересом разглядывая совиное лицо, а сам про себя думал: «Ну вылитая кошка».
Сова, поморгав глазами, как бы страдая от яркого солнечного света, отвернула лицо в сторону. Казалось, она вот‑вот заплачет. Это не входило в мои планы. Я так неумело пошутил над ней, что довёл её до слёз. Мне было жаль её. Сначала ведь у неё было такое хорошее настроение, она обратилась ко мне со своей историей, а я так подтрунил над ней, что отбил у неё всякое желание разговаривать. Я был расстроен и начал поспешно оправдываться:
– Ведь так много разных видов птиц. Я так понимаю, что раньше у них были различные форма тела и голос, а цвет перьев был одинаковым, он был у всех белым. Однако сейчас всё изменилось, правда ведь? Хотя и сейчас есть совершенно белые птицы, например цапля или аист. Они не изменились, не так ли? – Пока я это говорил, сова постепенно поворачивалась в мою сторону, а к концу моего объяснения она уже согласно кивала головой, как бы вторя моим речам.
– Это великолепная трактовка. Птицы действительно сначала все были полностью белыми, что являлось причиной страшной неразберихи. Очень часто бывало, что фазан или какая‑нибудь горная птица со спины окликнет другую: «Госпожа большая синица, добрый день», на что эта птица, сделав нехорошее лицо, молча обернётся, и окажется, что это чиж. Или, например, маленькая птица сидит на ветке, и вдруг ей кто‑то издалека кричит: «Господин чиж, заходите в гости», а оказывается, что это длиннохвостая овсянка. Тогда овсянка начинает думать, что её любят меньше, чем чижа, ведь звали в гости не её, разозлится и перелетит подальше. Всё это в действительности приводило не только к тому, что больно ранило чьи‑то чувства, но и к тому, что в делах возникала страшная путаница и даже суд строгого господина грифа Кордона не мог решить эти проблемы.
– Да, похоже, вы совершенно правы. Действительно неудобно. И что же случилось потом?
А‑а, лист дерева на дубе сверкает и колышется. Но почему‑то только один лист. Почему он колышется? – так, думая совершенно о другом, задал я вопрос сове.
Однако сова совсем не обиделась, а, наоборот, с радостью продолжила разговор:
– И здесь все птицы, все без исключения, пришли к негласному соглашению, которое они хоть и не произносили, но глубоко в сердце все разделяли. Соглашение это касалось того, что надо что‑то делать, надо, применяя смекалку, как‑то изменить ситуацию. Иначе, если дело так и дальше пойдёт, цивилизация птиц остановится в своём развитии.
– Да, это так. Без перемен никак нельзя. У нас, у людей, тоже. Разговор, правда, немножко о другом – касательно языков была такая же проблема. Ну так что же было дальше?
Было решено срочно обратиться к коршуну, чтобы он открыл свою покрасочную мастерскую.
Я подумал, что разговор привёл нас, как я и предполагал, к покрасочной мастерской коршуна, и невольно рассмеялся. Это оказалось несколько неожиданным для совы, и тогда я, оправдываясь, поспешно добавил:
– Вот ведь как. Коршун открыл свою покрасочную мастерскую.
Наверное, у него были такие длинные руки, что ими было очень удобно подхватывать окрашенный материал и складывать в чан.
– Вы совершенно правы, – ответила сова.
– Этот коршун был страшный ловкач. Без сомнения, он открыл покрасочную мастерскую, предварительно просчитав всю выгоду от неё. Действительно, у этого коршуна были длинные руки, и ему было очень удобно помещать птиц в чан с краской.
– А‑а, – вскрикнул я, – так окрашиваемым материалом было само тело птицы! Какая, однако, это была опасная затея! – Я невольно вскрикнул, но сразу осёкся, потому что испугался, что это опять обидит сову. Однако сова не обиделась, а даже, наоборот, с удовольствием продолжила свой разговор.
В этот вечер в лесу ветра не было, тишина была как в омуте. На восточном небосклоне уже висел золотой серп. Дуб железистый и сосна стояли тихо, словно мёртвые. А единственным неспящим существом, внимательно слушавшим совиный рассказ, был я. Вся эта обстановка приводила сову в необыкновенно хорошее настроение.
– Да, сложно передать словами, какова была радость птиц.
Особенно велика была радость воробьев, синиц, крапивниц, белоглазок, длиннохвостых овсянок и мухоловок – птиц, которых постоянно все путали. Они кричали от радости, кружились, прыгали, взявшись за крылья, и скорее неслись в покрасочную мастерскую коршуна.
«Интересные вещи она рассказывает», – подумал я.
– Вот ведь как это было. Да, теперь понятно. Выходит, все птицы отправились на покраску?
– Да, все пошли. И орлы, и страусы, и даже большие птицы ‑ все, не спеша, отправились к коршуну. Заказы у всех были разные. Одна говорила: «Покрасьте меня как‑нибудь, без особых прикрас», а другая: «А меня покрасьте тщательно, избегайте дурных тонов, в крайнем случае я могу допустить мышиный цвет».
Коршун с самого начала работы был в необыкновенном расположении духа, хватался за работу и красил всех направо и налево. На крутом берегу реки из красной глины он вырыл круглую яму и залил туда краску. Он брал птицу в клюв и, широко расставляя ноги, опускал её в чан с краской. Конечно же, самым сложным делом была покраска головы и лица. Смотреть на это было просто больно. Голова – ещё терпимо, её можно было покрасить, свесившись головой вниз. А при покраске лица приходилось клюв птицы помещать в воду, что, конечно же, доставляло всем ужасное мучение. Если по невниманию во время покраски какая‑нибудь птица делала вдох, то весь желудок, все кишки прокрашивались и становились либо красными, либо чёрными.
Зная это, птицы, перед тем как поместить лицо в краску, делали глубокий вдох. После погружения в груди у них оставалось много дурного газа, который надо было выдохнуть. Тяжелее всего было маленьким птицам, ведь у них и лёгкие были маленькими. Когда они не могли больше переносить погружения, говорят, они поднимали своё личико и так страшно кричали, будто умирают. Ну и тогда, понятно, лицо оставалось непрокрашенным. Например, у белоглазки вокруг глаз остались белые непрокрашенные места, а у длиннохвостой овсянки остались не погруженными в краску обе щеки.
Тут я решил подтрунить над совой:
– Вот как. Вот как. Вот оно что. А я думал, что белоглазка и овсянка сами попросили, чтобы им не окрашивали эти белые пятнышки.
Сова немного растерялась и, переведя взгляд в глубину леса, куда‑то в темноту, ответила:
– Нет, здесь ваше мнение ошибочно. Это всё произошло из‑за их маленьких лёгких.
Тут я решил, что пришло время вставить своё замечание:
– Если всё так, как вы говорите, то почему же и у белоглазки, и у овсянки с обеих сторон симметрично белые пятнышки одинаковой формы и в одинаковых местах? Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Если бы им не хватило воздуха и они прервали покраску, то белое пятно осталось бы, скорее всего, либо с одной стороны у глаза, либо сверху на лбу.
Сова на какое‑то время закрыла глаза. Лунный свет спускался на лес подобно свинцу – тяжёлому, но светлому. Сова наконец‑то открыла глаза, голос её звучал несколько ниже обычного:
– Наверное, они красили обе половинки лица отдельно.
Я рассмеялся:
– Если бы они красили обе половинки лица отдельно, то получилось бы ещё хуже, не так ли?
Сова с чувством достоинства отвечала:
– Ничего здесь странного нет. Размер лёгких был одинаково маленький, как в начале покраски, так и в конце, и поэтому в одно и то же время у них ощущалась нехватка дыхания.
– Да, похоже, что так, – сказал я вслух, а про себя подумал: «Хитрая бестия, логично придумала, удалось тебе улизнуть».
– Вот какие дела, – оборвала сова свою речь на полуслове.
«Да, сейчас я проиграл», – подумал я раздражённо, и у меня пропало всякое желание разговаривать.
Однако мне опять стало стыдно перед совой, и я решил продолжить разговор:
– Ах вот, оказывается, в каком духе всё это происходило. И в завершение такие птицы, как журавль или цапля, так и остались неокрашенными.
– Нет, это всё было по заказу, по личному заказу журавля. Господин журавль сам приказал покрасить только самый краешек хвоста в чёрный цвет. Его покрасили согласно собственному приказу, – ответила сова и удовлетворённо рассмеялась.
Уже в который раз отметил я про себя, как ловко эта бестия использует то, что сказал собеседник, но вслух ничего не ответил, помня о том, что изначальной причиной, побудившей меня продолжить разговор, было желание порадовать сову.
И сова продолжала:
– Однако коршун становился всё наглее и наглее. Деньги у него появились, социальный статус вырос. Ходил он теперь с важным лицом: я, дескать, среди птиц и есть самый первый труженик. И как следствие – совершенно перестал работать. Себя он покрасил в такую жёлто‑синюю, эффектную полоску, чем очень хвастался. Таким образом, прошло два или три дня, манера его работы становилась всё вальяжнее и вальяжнее. Просит его, например, птичка сделать узор, состоящий из пятнышек коричневого, белого и чёрного цвета, а он чёрный забудет положить; или попросят его сделать элегантную черно‑красную полоску, а он сделает какую‑нибудь раскраску попроще, вроде как у ласточки. Другими словами, стал он работать спустя рукава. Хотя птиц‑то неокрашенных к тому времени осталось не так‑то много. Ворона, цапля и лебедь – всего‑то три птицы и осталось.
Ворона каждый день приходила в покрасочную коршуна и устраивала скандал: хочу, дескать, чтобы меня именно сегодня покрасили. А коршун ей неизменно отвечал: «Да, обязательно завтра покрашу». И так продолжалось ежедневно. Ворона разозлилась и в один прекрасный день решилась дать отпор коршуну. Пришла она к нему и стала кричать: «Ты, вообще, о чём думаешь? Ты сделал вывеску покрасочной мастерской, к тебе птицы поэтому и приходят. Если ты не работаешь, не порядочнее ли тогда отказаться от вывески? Сколько дней подряд всё прихожу и прихожу, а слышу в ответ только „завтра“ да „завтра“. Если ты продолжаешь работать, то покрась меня сегодня же. Если ты не сделаешь ни того ни другого, то я объявляю тебе войну».
Коршун и в этот день, как всегда, сидел, уставившись в одну точку, с утра изрядно напившись масла, но, услышав такое откровение, призадумался: «Даже если я закрою покрасочную мастерскую, то с деньгами у меня проблем всё равно уже не будет, однако с именем так расставаться не хочется. С одной стороны, работу бросать ещё не хочется, а с другой стороны, работать уже не нужно». Так он раздумывал и отвечал: «Да, вы правы. И как же вы хотите, чтобы я вас покрасил?»
Ворона несколько охладила свой гнев и сделала заказ: «Хочу быть в таких больших чёрно‑фиолетовых пятнах, таких стильных, как на японском кимоно типа юдзэн».[2]
Эти слова задели коршуна за живое. Он резко встал и сказал:
– Ну, приступим же к покраске. Вдохните поглубже воздух.
Ворона тоже встала, обрадовалась, расправила грудь и наполнила её воздухом.
– Всё? Готова? Теперь закрой глаза.
Коршун взял ворону крепко в клюв и опустил её со всего размаху в чан с чернилами. Всю опустил, с головой. Ворона поняла, что фиолетовых пятнышек при таком способе покраски ей не видать, и в панике забила крыльями. Но коршун её крепко держал. Тогда она стала плакать и кричать и в конце концов выбралась из чана. Но к тому времени она уже была совершенно чёрная. Она страшно разозлилась и как была, чёрная, выбежала из покрасочной мастерской.
Ворона побежала к своим друзьям, птицам, и рассказала им о тех безобразиях, что вытворяет коршун. Однако к тому времени все птицы уже имели зуб на коршуна. Собравшись все вместе, они пошли в мастерскую, схватили коршуна и засунули его в чан с чернилами.
Коршуна держали в чане с чернилами, пока он не потерял сознание. Тогда птицы вытащили потерявшего сознание коршуна из чана, а потом разорвали на маленькие кусочки вывеску покрасочной мастерской. Через какое‑то время коршун пришёл в себя, но к тому времени он был чёрным не только снаружи, но и внутри. Вот в результате чего и вышло, что журавль и цапля так и остались неокрашенными.
Сова закончила свой рассказ и отвернулась, молчаливо наблюдая лик госпожи Луны.
– Вот как. Теперь я понял, как всё было. Как я вижу, вам повезло, и вас покрасили в числе первых. Так детально, хорошо вас покрасили, – так я говорил, поднимаясь и прощаясь с совой, спрятавшейся от ртутного, тяжёлого света госпожи Луны в тёмной тени деревьев.
КРАСНОГОЛОВЫЙ ЖУРАВЛЬ И ХРИЗАНТЕМЫ
На самой вершине фруктового холма росли две жёлтые хризантемы,[3]ростом высокие, почти с подсолнух, и красная хризантема, ростом даже выше, чем две её подруги. Эта красная хризантема хотела стать королевой всех цветов. Что бы ни случилось – пронесётся ли мимо южный ветер, осыпая цветы и деревья большими каплями дождя, или, оборвав с маленького каштанового дерева, растущего на холме, зелёные колючие плоды и маленькие ветки, зло и громко смеясь, бросит их вниз, – наша бравая троица стоит спокойно, слегка склонив друг к другу головы, и только красивее становится.
Сегодня, впервые в этом году, прилетел господин Матасабуро – северный ветер. Подул в свою свирель в голубое небо, потрепал торопливо листья тополя Сиболди,[4]растущего у подножия холма, сорвал и бросил на землю груши, растущие во фруктовом саду. А три хризантемы, видевшие это, лишь слегка усмехнулись. Одна жёлтая хризантема, обратив к бледно‑голубому южному небосклону своё сердце, задумчиво обронила:
– Госпожа Солнце, похоже, сыплет сегодня кобальтовую стеклянную пудру несколько больше обычного.
С любовью глядя на подругу, сказала вторая жёлтая хризантема:
– Ты сегодня выглядишь несколько бледнее, чем обычно. Наверняка и я выгляжу так же.
– Да, похоже, что это так, – отвечала ей первая и, обращаясь к красной хризантеме, продолжала:
– А ты сегодня выглядишь просто великолепно. Мне кажется, что ты сегодня запылала, как огонь.
Красная хризантема подняла своё личико к голубому небу и, сверкая в солнечных лучах, смеясь, отвечала:
– Но для меня этого слишком мало. Жизнь была бы для меня совершенно невыносима, если бы не моя вера в то, что я своим светом смогу заставить небо пылать огнём. Ах, как меня это всё раздражает.
Но вот, наконец, солнце зашло, закатилось бледное небо цвета цитрина,[5]чётко проступили контуры звёзд, и небосвод стал подобен тёмно‑синему омуту.
Послышалось пение: «Пи‑то‑ри‑ри. Пи‑то‑ри‑ри». И, освещённая сиянием звёзд, пронеслась внизу тень красноголового журавля.[6]
– Эй, журавль, послушайте, ведь я правда красивая? – обратилась к нему красная хризантема.
– Да, красивая, красная такая, – ответил красноголовый журавль, растворяясь в темноте, удаляясь по направлению к дальнему болоту, своему дому. По дороге журавль глухо поприветствовал одну‑единственную ослепительно‑белую хризантему, растущую на болоте:
– Добрый вечер.
Белая хризантема застенчиво засмеялась.
Горы заволокли парафиновые облака, наступило утро.
Вскрикнула, удивившись, жёлтая хризантема:
– Ой, какой ты стала красивой. Вокруг тебя как будто нимб цвета персика.
– Да, точно. Как будто из радуги в этот нимб художник выбрал только красные тона, – согласилась с ней её жёлтая сестра.
– Да так я не зря говорю, как меня всё это раздражает. Мне бы хотелось своим собственным светом сделать небосвод огненно‑красным. А иначе мне жить нестерпимо скучно. А госпожа Солнце всё больше и больше сыплет серебряной пудры, – капризно отвечала красная хризантема. Жёлтые сестры обе как‑то сразу смолкли, крепко закрыв свои ротики.
Вслед за золотым жарким полднем пришёл вечер, прозрачный и свежий, словно кианит.[7]Под сверкающим звёздным небосводом пронёсся взъерошенный журавль.
– Эй, журавль, постой, я ведь сильно сияю. Не так ли?
– Да, ты прилично сияешь.
Журавль, медленно погружаясь в далёкое молочное облако, глухо прокричал ещё раз белой хризантеме:
– Добрый вечер! Как настроеньице?
Звёзды сделали свой круг по небосклону, Марс допел свою последнюю песню, и небо окрасилось серебром наступающего утра. Солнечные лучи наплывали и волновались, подобно янтарным волнам.
– Ой, как ты красива. Сегодня ореол сияния вокруг тебя в пять раз больше, чем обычно, – хвалила красную подругу жёлтая хризантема.
– Ой, и вправду. Я даже проснулась сразу. Смотри, твой свет стал такой сильный, что до дальнего каштана достаёт, – вторила ей сестра.
– Да, я вижу, это действительно так. Но всё равно мне этого мало. Пока ещё никто не называет меня королевой, – отвечала им красная хризантема.
Услышав это, жёлтые хризантемы печально переглянулись и перевели взгляд на тёмно‑синюю гряду восточных гор.
Подошёл к концу солнечный, тёплый осенний день, выпала роса, звёзды вышли на небосклон, и всё тот же журавль молча кружил над тремя хризантемами.
– Журавль, а журавль, как я тебе сегодня? – спросила его, как всегда, красная хризантема.
– По‑моему, даже очень ничего. Хотя темно уже, плохо видно.
Журавль, пролетая к себе на дальнее болото, бросил, как всегда, вниз белой хризантеме:
– Здравствуйте. Сегодня славный вечер, не так ли?
Начало рассветать, и в этом колокольчиковом мареве жёлтые хризантемы заметили что‑то в силуэте красной подруги, что заставило их в испуге, встретившись глазами, вдруг замолчать. Закричала красная хризантема:
– Меня всю колотит от злости. Сегодня как я выгляжу, как? – И тогда одна жёлтая хризантема, осторожно выбирая слова, ответила:
– Наверняка ты красная, как огонь. Однако, как нам кажется, ты выглядишь не краснее, чем раньше.
– Ах, как, как я выгляжу? Скажите, не томите меня.
Тогда другая хризантема, несколько стесняясь, добавила:
– Это только так нам кажется. Не принимай близко к сердцу. Нам кажется, что у тебя по телу пошли какие‑то тёмные пятнышки.
– Ах, перестаньте же. Это плохой разговор, я не хочу его продолжать.
Опять солнце светило весь день, и половина яблок на яблоне с фруктового холма налилась алым цветом. Тогда вновь опустилась молочная завеса, пожелтел небосклон и пришёл вечер.
– Пи‑то‑ри‑ри. Пи‑то‑ри‑ри, – прокричал, пролетая, журавль.
– Господин журавль, добрый вечер. Меня хорошо видно? – окликнула его, как всегда, красная хризантема.
– Сложно что‑либо сказать. Плохо видно, – поспешно выпалил журавль, направляясь к болоту.
Журавль, как обычно, поприветствовал белую хризантему:
– Сегодня выдался тёплый вечер, не так ли?
Наступило утро. В бледно‑голубом, пахнущем яблоками мареве был слышен голос красной хризантемы:
– Скажите, скажите скорее, как я сегодня выгляжу?
Но жёлтые хризантемы, как ни вглядывались в красную подругу, не видели ничего, кроме чернеющей жалкой тряпочки.
– Ещё не рассвело. Ничего нельзя толком разглядеть, – отвечали они.
Красная хризантема уже готова была расплакаться.
– Скажите правду, прошу вас, скажите, – умоляла она, – я вижу, вы от меня что‑то скрываете.
– Я почернела? Почернела, да?
– Да, похоже, несколько потемнела. Однако ещё темно и плохо видно.
– Однако как мне это всё неприятно. Только представить такое: на красном – и вдруг чёрные пятна.
Вдруг, откуда ни возьмись, появился человек маленького роста с жёлтым заострившимся лицом и в странной треугольной шляпе. Он остановился, взглянул на красную хризантему и воскликнул:
– Так это же фамильный герб[8]моего хозяина, один в один.
И он с хрустом переломил стебель. Красная хризантема бессильно повисла у него в руке.
– Куда ты идёшь? Куда ты идёшь? Держись за нас! Не уходи! – кричали, не переставая, вслед своей подруге жёлтые хризантемы.
Какое‑то время можно было ещё расслышать затихающий голос красной хризантемы. Но этот голос всё удалялся и удалялся и теперь уже был еле слышен у подножия горы, где он, наконец, смешался с голосом тополя Сиболди.
И тогда взошло солнце, отражаясь в слезинках жёлтых хризантем.
ПЛОДЫДЕРЕВА ГИНКГО
Верхушка неба была холодная‑холодная, как только что выкованная сталь. Там, наверху, ещё было много звёзд, но самый низ восточного небосвода уже начал окрашиваться в нежно‑фиолетовый колокольчиковый[9]цвет. Под этим холодным небом, внизу, но так высоко, что даже дневная птица не долетает, болтался острый обломок облака. Его принёс сюда ветер, который, мягко раскачивая, тащил его в южном направлении. Рассвет был так прозрачен, что даже это тихое задувание ветра было слышно дереву гинкго,[10]одиноко стоящему на вершине горы. Потревоженные этим звуком, проснулись враз все дети – плоды дерева гинкго, все до единого. Проснулись, и сердца их сжались от страха. Они поняли, что пришло время отправляться в путь. Все давно ждали этот день. Ещё вчера вечером об этом дне напоминали две прилетевшие сюда вороны.
– У меня, наверное, всё будет кружиться в голове, когда я буду падать, – сказал один мальчишка другому.
– Закрой глаза и падай себе спокойно, – ответил ему другой.
– Ой, я совсем забыл. В термос же надо было набрать воды про запас.
– А я кроме воды в термосе ещё запасся и ментоловой водичкой на всякий случай. Хочешь, поделюсь с тобой? Мама говорила, что, когда в пути станет особенно тяжело, надо отпить чуть‑чуть и тогда сразу станет легче.
– Интересно, а почему мама мне не дала этой водички?
– Ну, так я тебе дам, говорю же. Нельзя думать плохо о маме.
Да, как вы, наверное, уже догадались, это самое дерево гинкго и было для них всех мамой. В этом году мама родила тысячу златоглавых детишек, тысячу плодов дерева гинкго. Но вот настал тот день, когда все дети должны были покинуть мать, чтобы отправиться в дорогу. И настолько горевала она при мысли о расставании с детьми, что растеряла до сегодняшнего дня все свои золотые волосы формы веера.[11]
– Не знаю, куда я попаду, – тихонько промолвила одна девчушка, задумчиво подняв лицо к небу.
– И я не знаю, – ответила ей другая, – что касается меня, мне вообще никуда идти не хочется.
– А мне всё равно, что бы со мной ни случилось, лишь бы остаться здесь, вместе с мамой.
– Тебе же говорят – нельзя. Талдычил же тебе об этом ветер каждый день.
– А я всё равно не хочу, не хочу.
– Что же выходит, нам всем придётся расстаться?
– Да, придётся. Мне уже всё равно в этом мире ничего не надо.
– И мне тоже. Я была так эгоистична до этого. Простите меня, друзья.
– Нет, это я, я была такой избалованной. Вы меня простите.
А тем временем небо на востоке, бывшее когда‑то бледно‑фиолетовым, как лепестки колокольчика, пожухло и потеряло силу. Можно было заметить, что сквозь его завесу уже начало пробиваться белое сияние зарождающегося утра. Звёзды гасли одна за другой. А два плода‑мальчугана, сидящие на самом‑самом верху дерева гинкго, продолжали свой неторопливый разговор:
– Уже рассвело. Я счастлив. Я знаю наверняка, что стану золотой звездой.
– И я стану. Наверняка. Стоит нам упасть, как нас подхватит северный ветер и закружит в небо.
– Я не думаю, что это будет северный ветер, он не очень‑то ласковый. Я думаю, что в нашем случае это будут птицы.
– Да, наверное, птицы. Я их очень уважаю, потому что они могут в мгновение ока перелетать так далеко, что не будет даже видно. Если попросить, то, я думаю, они захватят нас двоих и отвезут прямо в голубое небо.
– Давай, давай попросим. Ох, скорей бы уж они прилетели.
А на том же дереве, только немного ниже, разговаривали ещё двое мальчишек:
– Я первым делом пойду во дворец абрикосового короля[12]и поймаю того дурня, что похитил абрикосовую принцессу. Этот дурень точно где‑то там прячется.
– Да уж, наверняка. Однако это очень опасно. Этот дурак, говорят, просто огромен. Он может в нашу сторону дунуть, и нас ветром снесёт.
– Не бойся, у меня припрятано кое‑что на этот случай. Так что всё будет в порядке. Хочешь, покажу?
– Так это же сеть, сплетённая из маминых волос.
– Да, так и есть, это матушкин подарок. Она говорила, что, если почувствуешь, что грозит опасность, надо скорее спрятаться в эту сеть.
Я вот что придумал. Положу волшебную сеть за пазуху и пойду к дурню. Скажу ему: «Эй, дурень, алло. Будешь меня сегодня есть или не будешь?» Он, конечно же, страшно разозлится и, без сомнения, меня проглотит. А я уж ему в животе такое устрою, что будьте любезны.
Я ему там тиф устрою, и он помрёт. Тут уж я вылезу, возьму под руки абрикосовую принцессу и поведу во дворец. Свадьбу сыграем, всё как положено.
– Вот как здорово. Если всё выйдет, как ты задумал, ты меня на свадьбу не забудешь пригласить?
– Да, конечно же, приглашу, какие тут могут быть разговоры. Я и страну сразу поделю пополам и тебе половину отдам. А матушке я буду посылать каждый день сладости.
Звёзды на небе уже совсем погасли. Восточная часть небосвода пылала белым светом. Вдруг листья на дереве гинкго зашевелились и заволновались. Кажется, пришло время отправляться в путь. Слышно было, как говорили двое мальчишек:
– Ой, мне кажется, ботинки малы. Ну их, пойду босиком.
– Не беспокойся, возьми мои, поменяемся. У меня на размер больше.
– Махнёмся. Ой, спасибо. Как раз подошли.
– Кажется, у меня тоже проблема. Я не могу найти пальто, подаренное матушкой, – говорила одна девочка другой.
– Так скорее же ищи. На какой ветке ты его оставила?
– Я не могу вспомнить.
– Да ты и вправду попала в беду. Там же будет очень холодно. Ты должна найти пальто во что бы то ни стало.