МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Тверской колледж им. А.Н.Коняева»
Методические рекомендации
по написанию и оформлению реферата
для студентов специальностей
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,
15.07.02 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»,
15.02.08 «Технология машиностроения»,
22.02.06 «Сварочное производство»,
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,
38.02.07 «Банковское дело»,
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»
Тверь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................... 4 Выполнение работы........................................................................................................ 5 Структура реферата..................................................................................................... 6 Требования к оформлению................................................................................................................... 10 Требования к презентации…………………………………………………… Образец титульного листа................................................................................................................... 19 Образец содержания............................................................................................... 20 Образец отзыва на реферат…………………………………………………… Список литературы……………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — это письменная работа студента, в которой собрана научная информация из различных источников (книг, журналов, интернет-ресурсов) по определённой теме.
|
Подготовка рефератов позволяет более обстоятельно изучить выбранную тему и помогает в дальнейшем приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.
Реферат (реферативная) работа приучает студентов к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков её ведения. Письменная работа является итогом изучения студентами дисциплины «Основы исследовательской деятельности» ивыполняется в соответствии с учебным планом. Студент выполняет письменную работу самостоятельно. Выполненная работа сдаётся для проверки.
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала, его переработки. Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Реферату должны быть присущи следующие категории:
- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);
- связность (логическая и формально-языковая);
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение);
- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная);
Цель данных методических рекомендаций - оказать помощь студентам в написании работ. Методические указания содержат советы, необходимые рекомендации, требования к содержанию и оформлению работ, а также список литературы.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Последовательность выполнения работы
|
1. Выбор темы.
2. Разработка плана.
3. Подбор и изучение основных источников по теме.
4. Разработка более подробного окончательного плана.
5. Написание реферата.
6. Оформление.
7. Подготовка к защите работы: написание текста выступления, отбор и оформление иллюстративного материала, презентации.
8. Защита реферата.
Выбор темы реферата является наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех всей работы. Студенту предоставляется право выбора темы из предложенного преподавателем списка или предложить свою собственную, которая отвечает его интересам.
План - это основа работы, и от того, как он составлен, будет, зависеть уровень всей работы. План работы тесно связан со структурой реферата.
Для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо подобрать и изучить:
1) теоретический материал по избранной теме, имеющийся
по данной проблеме;
2) статьи по избранной теме;
3) Интернет-ресурсы.
При изучении литературы рекомендуется делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т.п., при этом необходимо указывать соответствующий источник и страницу.
Написание работы. После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и обработан материал, можно приступать к написанию работы. Это весьма трудоёмкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных источников или злоупотребляют цитатами. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.
|
Грамотное изложение материала в письменной форме означает логическое, последовательное, стройное изложение каждого вопроса плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних и отрывочных положений. Работа должна быть написана хорошим литературным языком.
СТРУКТУРА РЕФЕРАТА
К структуре письменной работы предъявляются определенные требования. В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 “Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления” реферат должен иметь определенную структуру, которая включает набор обязательных и необязательных элементов.
Рекомендуется следующая структура учебной работы:
Введение (до 10%).
Основная часть (80%).
Заключение (5–10%).
Список литературы.
Приложения.
Объем реферата — 15-20 листов.
Содержание разделов реферата
Титульный лист
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:
1. Наименование вышестоящей организации.
2. Наименование организации, где выполняется работа.
3. Наименование работы (реферат).
4. Тема.
5. Сведения об авторе и руководителе (фамилия, инициалы).
6. Город и год выполнения работы.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Титульный лист оформляется по установленному образцу (См. «Образец оформления титульного листа» в конце методических рекомендаций).
Содержание
Содержание призвано раскрыть структуру работы и логику изложения материала путём обозначения выделенных в ней разделов и подразделов, имеющих название. Содержание включает введение, названия всех разделов и подразделов, заключение, список литературы, приложения в той последовательности, в какой они расположены в работе. По каждому структурному элементу содержания указывается страница. Образец оформления содержания приведён в конце методических рекомендаций.
Введение
Введение – это вступление к работе. Оно должно быть небольшим (не > 1 стр.). Главное назначение введения состоит в том, чтобы дать краткое обоснование выбора темы реферата. Во введение необходимо указать, о чём реферат, пояснить, почему была выбрана именно эта тема, чем она заинтересовала, высказать своё мнение о том, почему об этом важно знать и нужно рассказать другим.
Введение – первый раздел, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи реферата.
Обоснование актуальности работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования. Актуальность – это степень важности на данный момент; необходимость изучения и решения данной проблемы в обществе.
Обоснование актуальности темы является основным требованием к работе.
Пример обоснования актуальности темы исследования::
Этот город сыграл в исторической судьбе области особую роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.
Цель работы – модель желаемого конечного результата исследования. Цель описывается простыми словами и одним-двумя предложениями.
Примеры формулировок цели исследовательской работы:
Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать достопримечательности.
Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
Основная часть работы должна содержать материалы, отражающие сущность и результаты исследования. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 раздела. Увеличивать число разделов не следует, так как это приведёт к поверхностной разработке или значительному превышению объёма письменной работы.
Заключение содержит краткие выводы, которые вытекают из материалов письменной работы, и обоснованные предложения. Заключение должно быть небольшим: 1-2 листа.
Заключение пишется на отдельном листе. Оно завершает работу. Здесь нужно подвести итог. В этом могут помочь ответы на вопросы:
Что узнали нового?
Что выяснили?
Как выясняли?
Что было интересного в работе?
С какими трудностями столкнулись?
В заключении необходимо указать, где может быть использована работа. Это практическая значимость работы, то есть раскрытие практического значения (применения) работы. Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в... для...".
Примеры описания практической значимости работы
1. Практическая значимость моего реферата заключается в том, что работу можно использовать в учебном курсе «Обществознание».
2. Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в курсе «Этика и психология семейном жизни».
Список литературы завершает работу и оформляется по определённым правилам. Список литературы должен включать не менее 3 наименований.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Оформление текста. Текст работы следует оформлять на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) на одной стороне листа.
Требования к оформлению текста: шрифт Times New Roman, 14 пт, полуторный междустрочный интервал, поля не менее: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, форматирование текста – «по ширине».
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.
Все страницы работы, включая титульный лист, таблицы и приложения, должны быть пронумерованы сквозной нумерацией по всей работе. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер страницы проставлять внизу страницы в средней ее части без точки в конце, не заключая в дефисы. Номер страницы не должен сливаться с текстом.
Требования к стилю и языку изложения. Излагать материал следует чётко, ясно, последовательно.
В тексте академического стиля не принято делать ссылки на себя, но если это необходимо, то следует употреблять выражения в третьем лице: «автор полагает», «по мнению автора», или во множественном числе: «мы считаем», «по нашему мнению», «на наш взгляд» и т.д.
Использование в работе дословных цитат, цифровых данных, схем, формул, заимствованных из различных источников, обязательно должно сопровождаться ссылкой на источник (автора). Списывание без ссылки не допускается и является грубым нарушением научной этики.
Сокращения в тексте. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения - сокращение словосочетаний «то есть» (т.е.), «и так далее» (и т.д.), «и тому подобное» (и т.п.), «и другие» (и др.), а также употребление таких общеизвестных сокращений, как ЭВМ, АСУ, АПК и др. Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов.
Оформление списка литературы. Список литературы должен включать библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Размещается список после основного текста работы. Все использованные документы должны быть пронумерованы и описаны в алфавитном порядке. Разграничение элементов библиографического описания осуществляется с помощью обязательных условных разделительных знаков (УРЗ), представленных ниже:
. точка и тире; точка;
, запятая;
: двоеточие;
; точка с запятой;
/ косая черта;
// две косые черты;
() круглые скобки.
Пример описания книги одного автора:
Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей / В.И. Карагодин. - М.: Мастерство, 2001. – 496 с.
Пример описания книги двух или трех авторов:
Максимов, Н.В. Технические средства информатизации: учебник / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2010. – 608 с.
Пример описания книги 4-х и более авторов или под редакцией:
Электрорадиоизмерения: учебник / В.И. Нефёдов [и др.]. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004. – 384 с.
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Ю.И. Боровских [и др.] - М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1997. – 528 с.
Пример описания составной части:
Статья из сборника:
Корзин, А.Б. А.Н. Коняев и его роль в становлении профессионального образования в Твери / А.Б. Корзин // Свет Тверской земли. – Тверь, 2011. – С. 108-140.
Статья из периодического издания:
Паперный, В. Война дворцам / В. Паперный // Вокруг света. - 2010. - № 5. - С. 63 – 71.
Пример описания электронного ресурса, имеющего физическую основу:
Кожевников, В. А. Самоучитель. Проекционное черчение [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.А. Кожевников. – Электр. дан. - М.: Издательский дом «Равновесие», 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
Пример описания электронного ресурса удаленного доступа:
Туркова, К. «Преумножить» или «приумножить» — как правильно?: [Электронный ресурс] / К. Туркова // Московские новости. URL: https://www.mn.ru/society/edu/89371 (Дата обращения: 09.11.2015).
Оформление ссылок на источники. Использование в работе цитат, цифровых данных, а также мыслей и мнений, близких к оригиналу работ других авторов, должно сопровождаться обязательными библиографическими ссылками на источник информации. Цитаты следует заключать в кавычки.
Рекомендуется использовать подстрочные ссылки.