МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Тверской колледж им. А.Н.Коняева»

 

 

Методические рекомендации

по написанию и оформлению реферата

для студентов специальностей

 

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,

15.07.02 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»,

15.02.08 «Технология машиностроения»,

22.02.06 «Сварочное производство»,

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,

38.02.07 «Банковское дело»,

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

09.02.07 «Информационные системы и программирование»

10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»

 

Тверь

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение..................................................................................................................... 4 Выполнение работы........................................................................................................ 5 Структура реферата..................................................................................................... 6 Требования к оформлению................................................................................................................... 10 Требования к презентации…………………………………………………… Образец титульного листа................................................................................................................... 19 Образец содержания............................................................................................... 20 Образец отзыва на реферат…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………………….    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — это письменная работа студента, в которой собрана научная информация из различных источников (книг, журналов, интернет-ресурсов) по определённой теме.

Подготовка рефератов позволяет более обстоятельно изучить выбранную тему и помогает в дальнейшем приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.

Реферат (реферативная) работа приучает студентов к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков её ведения. Письменная работа является итогом изучения студентами дисциплины «Основы исследовательской деятельности» ивыполняется в соответствии с учебным планом. Студент выполняет письменную работу самостоятельно. Выполненная работа сдаётся для проверки.

Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала, его переработки. Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Реферату должны быть присущи следующие категории:

- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);

- связность (логическая и формально-языковая);

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение);

- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная);

Цель данных методических рекомендаций - оказать помощь студентам в написании работ. Методические указания содержат советы, необходимые рекомендации, требования к содержанию и оформлению работ, а также список литературы.

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Последовательность выполнения работы

1. Выбор темы.

2. Разработка плана.

3. Подбор и изучение основных источников по теме.

4. Разработка более подробного окончательного плана.

5. Написание реферата.

6. Оформление.

7. Подготовка к защите работы: написание текста выступления, отбор и оформление иллюстративного материала, презентации.

8. Защита реферата.

Выбор темы реферата является наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех всей работы. Студенту предоставляется право выбора темы из предложенного преподавателем списка или предложить свою собственную, которая отвечает его интересам.

План - это основа работы, и от того, как он составлен, будет, зависеть уровень всей работы. План работы тесно связан со структурой реферата.

Для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо подобрать и изучить:

1) теоретический материал по избранной теме, имеющийся

по данной проблеме;

2) статьи по избранной теме;

3) Интернет-ресурсы.

При изучении литературы рекомендуется делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т.п., при этом необходимо указывать соответствующий источник и страницу.

Написание работы. После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и обработан материал, можно приступать к написанию работы. Это весьма трудоёмкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных источников или злоупотребляют цитатами. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.

Грамотное изложение материала в письменной форме означает логическое, последовательное, стройное изложение каждого вопроса плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних и отрывочных положений. Работа должна быть написана хорошим литературным языком.

СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

К структуре письменной работы предъявляются определенные требования. В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 “Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления” реферат должен иметь определенную структуру, которая включает набор обязательных и необязательных элементов.

Рекомендуется следующая структура учебной работы:

Введение (до 10%).

Основная часть (80%).

Заключение (5–10%).

Список литературы.

Приложения.

Объем реферата — 15-20 листов.

Содержание разделов реферата

Титульный лист

Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:

1. Наименование вышестоящей организации.

2. Наименование организации, где выполняется работа.

3. Наименование работы (реферат).

4. Тема.

5. Сведения об авторе и руководителе (фамилия, инициалы).

6. Город и год выполнения работы.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (См. «Образец оформления титульного листа» в конце методических рекомендаций).

Содержание

Содержание призвано раскрыть структуру работы и логику изложения материала путём обозначения выделенных в ней разделов и подразделов, имеющих название. Содержание включает введение, названия всех разделов и подразделов, заключение, список литературы, приложения в той последовательности, в какой они расположены в работе. По каждому структурному элементу содержания указывается страница. Образец оформления содержания приведён в конце методических рекомендаций.

Введение

Введение – это вступление к работе. Оно должно быть небольшим (не > 1 стр.). Главное назначение введения состоит в том, чтобы дать краткое обоснование выбора темы реферата. Во введение необходимо указать, о чём реферат, пояснить, почему была выбрана именно эта тема, чем она заинтересовала, высказать своё мнение о том, почему об этом важно знать и нужно рассказать другим.

Введение – первый раздел, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи реферата.

Обоснование актуальности работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования. Актуальность – это степень важности на данный момент; необходимость изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности темы является основным требованием к работе.

Пример обоснования актуальности темы исследования::
Этот город сыграл в исторической судьбе области особую роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

Цель работы – модель желаемого конечного результата исследования. Цель описывается простыми словами и одним-двумя предложениями.

Примеры формулировок цели исследовательской работы:

Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать достопримечательности.

Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

Основная часть работы должна содержать материалы, отражающие сущность и результаты исследования. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 раздела. Увеличивать число разделов не следует, так как это приведёт к поверхностной разработке или значительному превышению объёма письменной работы.

Заключение содержит краткие выводы, которые вытекают из материалов письменной работы, и обоснованные предложения. Заключение должно быть небольшим: 1-2 листа.

Заключение пишется на отдельном листе. Оно завершает работу. Здесь нужно подвести итог. В этом могут помочь ответы на вопросы:

Что узнали нового?

Что выяснили?

Как выясняли?

Что было интересного в работе?

С какими трудностями столкнулись?

В заключении необходимо указать, где может быть использована работа. Это практическая значимость работы, то есть раскрытие практического значения (применения) работы. Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в... для...".

Примеры описания практической значимости работы

1. Практическая значимость моего реферата заключается в том, что работу можно использовать в учебном курсе «Обществознание».

2. Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в курсе «Этика и психология семейном жизни».

Список литературы завершает работу и оформляется по определённым правилам. Список литературы должен включать не менее 3 наименований.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Оформление текста. Текст работы следует оформлять на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) на одной стороне листа.

Требования к оформлению текста: шрифт Times New Roman, 14 пт, полуторный междустрочный интервал, поля не менее: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, форматирование текста – «по ширине».

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.

Все страницы работы, включая титульный лист, таблицы и приложения, должны быть пронумерованы сквозной нумерацией по всей работе. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер страницы проставлять внизу страницы в средней ее части без точки в конце, не заключая в дефисы. Номер страницы не должен сливаться с текстом.

Требования к стилю и языку изложения. Излагать материал следует чётко, ясно, последовательно.

В тексте академического стиля не принято делать ссылки на себя, но если это необходимо, то следует употреблять выражения в третьем лице: «автор полагает», «по мнению автора», или во множественном числе: «мы считаем», «по нашему мнению», «на наш взгляд» и т.д.

Использование в работе дословных цитат, цифровых данных, схем, формул, заимствованных из различных источников, обязательно должно сопровождаться ссылкой на источник (автора). Списывание без ссылки не допускается и является грубым нарушением научной этики.

Сокращения в тексте. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения - сокращение словосочетаний «то есть» (т.е.), «и так далее» (и т.д.), «и тому подобное» (и т.п.), «и другие» (и др.), а также употребление таких общеизвестных сокращений, как ЭВМ, АСУ, АПК и др. Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов.

Оформление списка литературы. Список литературы должен включать библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Размещается список после основного текста работы. Все использованные документы должны быть пронумерованы и описаны в алфавитном порядке. Разграничение элементов библиографического описания осуществляется с помощью обязательных условных разделительных знаков (УРЗ), представленных ниже:

. точка и тире; точка;

, запятая;

: двоеточие;

; точка с запятой;

/ косая черта;

// две косые черты;

() круглые скобки.

 

Пример описания книги одного автора:

Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей / В.И. Карагодин. - М.: Мастерство, 2001. – 496 с.

Пример описания книги двух или трех авторов:

Максимов, Н.В. Технические средства информатизации: учебник / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2010. – 608 с.

Пример описания книги 4-х и более авторов или под редакцией:

Электрорадиоизмерения: учебник / В.И. Нефёдов [и др.]. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004. – 384 с.

Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Ю.И. Боровских [и др.] - М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1997. – 528 с.

 

Пример описания составной части:

Статья из сборника:

Корзин, А.Б. А.Н. Коняев и его роль в становлении профессионального образования в Твери / А.Б. Корзин // Свет Тверской земли. – Тверь, 2011. – С. 108-140.

 

Статья из периодического издания:

Паперный, В. Война дворцам / В. Паперный // Вокруг света. - 2010. - № 5. - С. 63 – 71.

 

Пример описания электронного ресурса, имеющего физическую основу:

Кожевников, В. А. Самоучитель. Проекционное черчение [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.А. Кожевников. – Электр. дан. - М.: Издательский дом «Равновесие», 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.

 

Пример описания электронного ресурса удаленного доступа:

Туркова, К. «Преумножить» или «приумножить» — как правильно?: [Электронный ресурс] / К. Туркова // Московские новости. URL: https://www.mn.ru/society/edu/89371 (Дата обращения: 09.11.2015).

Оформление ссылок на источники. Использование в работе цитат, цифровых данных, а также мыслей и мнений, близких к оригиналу работ других авторов, должно сопровождаться обязательными библиографическими ссылками на источник информации. Цитаты следует заключать в кавычки.

Рекомендуется использовать подстрочные ссылки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: