Коллекции дворца начали формироваться при первых владельцах дворца – Воронцовых. Впервые революционные годы после национализации дворца, оставшееся имущество было дополнено художественными произведениями из других южнобережных дворцов.
В настоящее время собрание музея составляет свыше 11 тыс. экспонатов. Наибольшую ценность представляют живописные произведения русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI-XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в редкой технике – черной манере, гарнитуры мебели, изготовленные английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы известного французского бронзовщика Томира и русских фирм. В частично сохранившейся мемориальной библиотеке насчитывается около 6 тыс. книг, рукописных нот, архитектурных чертежей и географических карт. Наибольший интерес представляет политическая литература периода Великой французской революции 1789 г. – издания французских писателей Дидро, Вольтера, собрание речей, произнесенных в английском парламенте, русские издания конца XVIII – начала XIX вв.
Музей в настоящее время занимает центральный, столовый, библиотечный и гостевой корпуса. Основная экспозиция создана в парадных залах первого этажа центрального и столового корпусов, сохранивших свое декоративное оформление. В экспозицию входит 8 парадных комнат, соответствующих характеру архитектурного памятника и дающих представление о дворцовых интерьерах 30-40-х гг. XIX в.
Наиболее оригинальны по отделке светлая и праздничная «голубая гостиная», где стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов; торжественная столовая со сложным декором из резного дуба; уютный китайский кабинет, стены которого украшены богатейшей резьбой по дереву и рисовой соломкой, вышитой шелком и бисером. В соответствии с декоративным оформлением и назначением комнат интерьеры дополнены произведениями живописи и скульптуры, художественной мебелью, изделиями из фарфора, бронзы, малахита, хрусталя и другими предметами прикладного искусства.
В убранство парадного кабинета, вестибюля и гостиной входит большое количество живописных портретов. В кабинете это романтические образы, ярко характеризующие эпоху войны 1812 г. (М. И. Кутузов, М. С. Воронцов), в вестибюле – торжественные парадные портреты. Наибольшую ценность представляет "Портрет Екатерины II", исполненный выдающимся русским художником Ф. С. Рокотовым, – один из вариантов коронационного портрета.
|
Небольшая ситцевая комната украшена пейзажами кисти замечательных русских мастеров И. К. Айвазовского, С. Ф. Щедрина, Н. Г. Чернецова. Неотъемлемой частью декоративного оформления парадной столовой являются живописные панно французского художника Гюбера Робера. В бывшей бильярдной, используемой как картинная галерея, выделяются натюрморты фламандского художника Питера Сиейерса, портреты Франсуа Поурбуса-старшего, Гендрика де Влита, Каспара Нетшера, пейзаж венецианца Барнардо Белотто.
Гордостью собрания музея является небольшая картина «Политик» крупнейшего представителя английского реализма Уильяма Хогарта – единственное живописное полотно этого художника на территории бывшего СССР. Зимний сад украшают беломраморные скульптуры – копии с античных образцов и оригинальные работы французских, итальянских, английских мастеров.
|
АЛУПКИНСКИЙ ПАРК
История создания
Алупкинский парк, окружающий Воронцовский дворец, по праву считается красивейшим парком Южного берега Крыма. Парк создан по принципу амфитеатра, с целью дополнить окружающую природу. Он идеально вписан в южнобережный ландшафт, на фоне нависающей и неприступной стены Ай-Петри и занимает территорий в 40 гектар.
Однако, ещё в XVIII веке, вместо парка, у побережья моря находились поселения людей. Они располагались прямо среди камней, которые часто служили домам крышами. Уже тогда путешественники романтизировали эти места, с шелковичными, персиковыми и гранатовыми садами, которые граничили со скалистыми утесами морского берега. В конце XVIII и начале XIX ландшафтное искусство пользовалось популярностью, и граф Воронцов искал место для основания грандиозного парка. Выбор, конечно, остановился на Алупке с множеством источников и живописными пейзажами.
В 1824 году было заложено основание парка. Главным садовником парка был немец - Карл Август Кебах (1799-1851), нанятый в крохотном немецком княжестве Зигмаринген. Началась очень сложная и длительная работа, которою под руководством Кебаха выполняли крестьяне. Площадка будущего парка расчищалась от камней и кустарников, а на их место привозили чернозем с южной части Украины. Из заграничных регионов активно свозили экзотические растения. Большинство растений, привезенных в Никитинский ботанический сад, сразу же отправлялись на посадку в Алупкинский парк. Растущие в этих местах деревья и кустарники выкорчевывали далеко не все. Многие из них были пересажены в другие части парка. Осталась в парке и дуб, и крымская сосна, туполистая фисташка, дерево граната. А старые и дуплистые растения использовали в качестве опоры для вьющихся растений.
|
Совершенно неожиданные результаты дали опыты по приживлению калифорнийской магнолии в открытом грунте. Высаженные в 1830 году, они уже через несколько лет превратились в деревья, цветущие на открытом воздухе, что в то время считалось сенсацией. Воронцов лично сажал их на заранее отведенных местах. И каждый, кто потом приезжал в Алупку, зная, что это будет приятно графу, докладывал ему о самочувствии растений.
К концу XIX века рисунок парка начал вырисовываться, но это было только началом. Растения развивались, и за их ростом требовалось тщательное наблюдение. Становление парка продолжалось ещё 40 лет (по 1846 год, а строительство дворца было закончено в 1837 г.), садовниками Бищенковичем и Галущенко.
Парковый стиль
Алупкинский парк планировался как ландшафтный. Это значит, что он должен был значительно отличаться от классических парков с подстриженными газонами и кустарниками, клумбами и зонами геометрических форм. Основным стремлением было показать гармоничные отношения человека и природы, их взаимодействие и сосуществование друг с другом. Парк не должен был контрастировать с окружающей местностью. Давно существовавшие здесь тропы превращались в парковые дорожки, а среди аборигенных деревьев аккуратно вкраплялись новые растения. Пруды, фонтаны, лужайки вырастали там, где позволяли ландшафт и проделанные тропки. Не природа подчинялась парку, а парк подчинялся ей.
Горная местность значительно способствовала оформлению парка. Изрезанный рельеф позволил разделить парк на несколько пейзажных зон, каждая из которых отличалась от другой.
Верхний парк имеет довольно крутой рельеф. В это части парк имеет более естественный и природный вид. Огромные деревья, тенистые тропинки, пруды, таинственные гроты, веющие прохладой. Северная часть Верхнего парка представлена большим и маленьким хаосом, между которыми находятся три красивых пруда. От прудов тропинки ведут к Воронцовскому дворцу. На пути ко дворцу расположена десятиметровая скала, названная «Лунным камнем». Западную часть парка украшает фонтан «Трильби». Композицию верхней части парка составляют Каштановая, Солнечная, Контрастная и Платановая поляны.
Нижний парк начинается более пологим рельефом. Нижняя часть парка окаймляет Воронцовский дворец и оформлена в классическом парковом стиле. Здесь расположены ровные террасы, с обилием цветов и ровно подрезанных кустарников – в лучших традициях европейских парков. Здесь же находятся аллея с китайскими веерными пальмами, розами, айвой, форзициями. Покинув придворцовую зону, гости парка снова оказываются в плену природного величия. Террасы и аллеи перерастают в тропки с источниками и водопадами, окруженные высокими соснами. Рельеф становится скалистый и обрывистый, а стиль парка снова возвращается к естественности.
Растительный мир
Растения Алупкинского парка были привезены из разных уголков мира, сегодня здесь растет около 200 видов теплолюбивых растений.
Деревья привозили из Средиземноморья, Северной Америки и Восточной Азии. Чтобы приобрести для парка дерево, изучались условия для его выращивания, а самое главное – особенности его внешнего вида. Каждое дерево должно было идеально подходить по высоте, размеру и виду кроны.
В парке растет японсикая софора, хурма, пальмы. Индийская сирень радует мелким нежно-розовым цветов в августе, а в июне можно увидеть оранжевые цветки кораллового дерева, привезенного из Южной Америки. Оттуда же прибыли в парк и чилийские араукарии. Величественные секвои, кипарисы, и сосны Монтезумы привезли из Северной Америки. Здесь также растут чинари-платаны и пробковые дубы, лавр, каменный дуб и земляничник.
В нижней части парка растут крупноцветные магнолии и химанантус. Пальмовая аллея усеяна розами различных сортов.
Фонтаны и пруды
Фонтан слез является самым известным в парке, расположенный на террасе, возле корпуса библиотеки. Это небольшой каскадный фонтан, в цвету кустарников сирени, лавра, фотини и калины. Вода спокойно и ровно перетекает из одной чаши в другую.
У подпорных стен террас расположены ещё два мраморных фонтана «Раковина» и «Фонтан амуров».
Пруды - яркие достопримечательности парка. Это искусственно созданные пруды, вполне похожие на естественные. Вокруг разбросаны каменные глыбы, а болотистые кипарисы окружают его стеной. Из-за своей красоты и атмосферы умиротворенности и спокойствия они нередко описывались в поэтических строках.
Над одним прудом нависает ствол дерева, почти примыкая к воде и отражаясь в её зеркальной глади. На другом озере живут лебеди и утки. А посреди самого большого пруда находится камень, из-под которого пробиваются струи воды.
5. "Кошки" парка
Парк Воронцовского дворца населяют кошки, но не живые. Прямо к главному входу во дворец ведет диабазовая лестница, по обе стороны которой расположились скульптуры львов. Это место часто называю «Львиной террасой». Три пары львов выполнены из белого мрамора. Каждая пара отличается по настроению.
В самом низу лестницы расположились спящие львы. Сложив лапу на лапу, они уткнулись в них мордами, и предаются сновиденьям.
Дальше находятся львы просыпающиеся. Они упираются лапами о землю, подняв свои головы вверх, и встречают посетителей парка, гордым львиным взглядом.
Возле входа во дворец находится пара бодрствующих «котят». Одной лапой они опираются на мраморный шар. Когти их выпущены, открытая пасть показывает клыки, а взгляд направлен в сторону лестницы, как бы ожидая новых гостей.
Поляны парка
Алупкинский парк, в верхней его части украшают живописные поляны. Платановая поляна находится рядом с прудами. На поляне растут не только платаны, но и секвойи 40 метров в высоту. Здесь можно увидеть прогуливающихся павлинов, которых когда-то привезли в парк.
Сразу после Платановой начинается Солнечная поляна,. Она значительно контрастирует с предыдущей поляной и озерной местностью по обилию солнечного света. Отсюда открывается наилучший в парке вид на Ай-Петри. Солнечная поляна окружена пирамидальными кипарисами, итальянскими и соснами Монтезумы.
Дальше расположены Каштановая и Контрастная поляны. Каштановая поляна завершает зону Верхнего парка итальянскими пиниями. Рядом с ней находится роща каменного дуба, которой уж более 120 лет. Свое имя Контрастная поляна получила из-за резкой смены растительности после Солнечной поляны. В центре поляны растут два вида земляничника, которые демонстрируют то оливкового, то кораллового цвета стволы, в зависимости от сезона. Здесь же расположился и гималайский кедр с раскидистой темно-зеленой кроной. Окружают поляну серебристые ели, кипарисы и дубы.
Хаос
В северной и западной частях Верхнего парка находятся удивительные природные образования – Малый и Большой хаосы. Выглядят они как нагромождения каменных валунов. Это произведение природа создала с помощью застывшей вулканической магмы, разрушившейся от влияния землетрясений более 150 лет назад.
Карл Кебах подвел границы парка к хаосам, вписав их в парковую композицию. Здесь воплощаются древние легенды, рассказывающие о сотворении мира из хаоса.
Малый хаос примыкает ко дворцу и находится на холмах со своими спусками и подъемами. Заросшие мхом каменные глыбы, гроты и лианы, вьющиеся по ним, пробуждают романтические и возвышенные чувства у отъявленных снобов и скептиков.
К Большому хаосу можно попасть по тропе, которая ведет от одного из озер. Здесь, руками садовников выложены каменные ступень и небольшие смотровые площадки. Сквозь каменные щели пробиваются земляничники, лианы, а на вершине возвышаются апеннинские сосны. Отсюда можно наблюдать чудесные пейзажи моря, дворца и всего парка.
8. Оригинальность архитектурно-планировочного решения
Оригинальность архитектурно-планировочного решения парка и его ландшафтной композиции основана на максимальном раскрытии живописных природных компонентов субтропического ландшафта Южного берега Крыма, на большом разнообразии композиционных приемов и высокохудожественной группировке декоративных деревьев, кустарников, камня и воды в сочетании с великолепным газоном.
Для восстановления всего наиболее ценного в композиции парка проведены следующие реставрационные мероприятия:
- расчищены от самосева поляны, раскрыты внешние перспективы и внутренние пейзажи;
- воссоздан газон с применением засухоустойчивых растений и проложен поливочный водопровод;
- посажены «дублеры» наиболее ценных экзотов взамен отмирающих экземпляров;
- организован индивидуальный уход за ценными вековыми деревьями, формирующими парковый пейзаж, с применением шахтного полива, внутрикорневой подкормки, обрезки сухих ветвей и периодического обмыва крон;
- отремонтированы и построены подпорные стенки и парковые лестницы из местного диабаза, устроены покрытия пешеходных аллей с использованием декоративного камня; возобновлены каптажи естественных источников, позволяющих пополнить декоративные водоемы парка, ручьи, водопады;
- вынесены за пределы парка все несвойственные ему случайные сооружения.
Работа по реставрации Алупкинского парка в 1972 г. была отмечена дипломом 1 степени на Всесоюзном смотре-конкурсе лучших парков страны.
Изучение ландшафтной основы парка позволило не только наметить правильный путь его восстановления, но и использовать отдельные принципиальные положения при реконструкции Ливадийского, Массандровского и других парков Крыма.
Эклектический характер архитектуры ансамбля не вызывает негативных ощущений, поскольку принципиальная установка эклектики на использование любых форм в любых сочетаниях реализуется здесь на такой великолепной природной основе, что представляется абсолютно гармоничной. Представляется гораздо более правильным по отношению к Алупкинскому дворцово-парковому комплексу заменить определение «эклектический» на «романтизм и историзм». Это целостный и неповторимый архитектурно-художественный ансамбль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дворцовый комплекс с его горизонтально расположенными пятью корпусами и парк, поднимающийся по бровке рельефа от берега моря, каждый по-своему, но весьма последовательно раскрывают страницы прошлого: первый - летопись средневекового зодчества, второй - европейского паркостроения. Они так тесно связаны между собой, что порой бывает трудно уловить, где заканчивается зона воздействия дворца и начинается влияние парка.
Ансамбль, занимающий площадь 40 га, замечателен не только оригинальностью дворца и парковой архитектуры, но и яркой выразительностью парковых композиций.
Алупкинский парк – это настоящий шедевр садово-паркового искусства, с богатейшей коллекцией редких растений. Каждый день он доказывает своим гостям, что природа и рукотворное произведение могут сосуществовать в полной гармонии и понимании.
Культурное значение Алупкинского парка, по мнению специалистов (А. А. Анненков, А. А. Галиченко, 1979 г.), значительно превышает бытующую сегодня среди архитекторов оценку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брагина Т.А. Васильева Н.В. Путешествие по дворянским имениям Южного берега Крыма. Симферополь: Таврия, 2001. - 224 с.
2. Волошин М.П., Косаревский И.А., Рубцов Л.И. Алупкинский парк в Крыму. -Киев: Госстройиздат, 1961. 39 с.
3. Галиченко А.А., Палъчикова А.П. Алупкинский дворец-музей. Путеводитель.- Симферополь: Таврия, 1989. 75 с.
4. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. М.: Стройиздат, 1977. -246 с.
5. Крикун Е.В. Архитектура Южнобережья. Симферополь: Крым, 1970. -96 с.
6. Лосева А. Частные лица и императорские парки // Искусствознание. -2001. № 1.-С. 275-280.
7. Митюра А.В. Архитектура южнобережья. Симферополь: Таврия, 1981. -128 с.
8. Пальчикова А.П. Алупка. Симферополь: Крым, 1965. - 69 с.
9. Попов A.M. Опыт восстановления старинного ландшафтного парка в Алупке // Строительство и архитектура. 1975. №11. - С. 17-21.
10. Рандхава М. Сады через века. М.: Знание, 1981. 320 с.
11. Родичкин ИД. Реконструкция и восстановление парков Крыма // Строительство и архитектура. 1980. №7. - С. 21-24.
12. Саймондс Д. О. Ландшафт и архитектура. М.: Стройиздат, 1965. - 194 с.
13. Тимофеев Л.Н., Царин А.П. Алупкинский дворец-музей: путеводитель. - Симферополь: Таврия, 1981. 56 с.
14. Ширяев С.Д. Алупка. Дворец и парки. Симферополь: Крымполитграфтрест, 1927.- 124 с.
15. Ширяев С.Д. Усадебная архитектура Крыма в 1820-1840 гг. // Крым. -Вып. №2 (8). -1928. С.72.
Приложение 1