Психология (материал для повторения), 31-сп. 32-сп.




Возрастная психология - одно из направлений психологии, имеющая свою специфику, области применения, методы, историю возникновения.

Как наука возникла в конце 19-го века и направлена была на выявление возрастных особенностей человека и динамики развития в течении жизни.

Предметом явл. изучение фактов и закономерностей псих. развития в онтогенезе.

Задачей науки явл. раскрытие предпосылок, условий и движущих сил псих. развития с момента рождения до старости, описать динамику развития псих. процессов и свойств.

Возрастная психология дает характеристику каждому периоду жизни человека и раскрывает взаимосвязь возрастных этапов с др. периодами.

Возрастная психология имеет свои разделы, к-е изучают развитие на след возрастных этапах. (табл. Из книги Волкова).

Возрастная психология тесно связана с рядом наук:

- с общей психологией (возрастная псих. изучает развитие псих. процессов на разных возрастных этапах);

- с педагогикой (педагогика рассматривает особенности организации обучения и воспитания ребенка, а психология изучает возрастные особенности ребенка, когда пед. воздействие будет целесообразным);

- с психологией личности (возрастная псих. рассматривает, когда и как личностные характеристики человека развиваются (мотивация, самооценка)

 

Говоря о методах науки, следует отметить уже известные методы (наблюдение, анкетирование, опрос), но свою специфику приобретает Формирующий эксперимент – один из вед. методов в отечественной псих. школе (Л.Ф.Обухова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

Формирующий эксперимент направлен на создание и апробирование новых форм и методов работы.

 

-Факторы психического развития-

Проблема псих. развития - одна из центр. в психологии.

Под понятием «развитие» принять понимать закономерную смену этапов, на каждом из которых происходит количественно-качественные преобразования внутреннего мира, поведения и отношений человека. Это динамически сложный, скачкообразный процесс изменения психических и физических возможностей человека.

Так, известен факт, что процесс перехода человека на новую, более сложную ступень сопровождается неравномерным соотношением между, например, ростом и созреванием псих. функций (подросток: физ. развитие во многом опережает интеллектуальное, личностное; ранний возраст: познават. активность не сочетается с процессом развития моторики, глазомера).

Подобное несоответствие и дает толчок к процессу развития человека, которое имеет время своего начала и завершения.

В процессе развития человека выделяют «сензитивные периоды»- периоды особой чувствительности человека ко всякого рода воздействиям со стороны окружающих. На этих этапах велика роль обучения, которое способно повлиять на функции, к-е интенсивно развиваются. С помощью обучения можно достичь максимальных результатов в развитии речи, движений как никогда ранее (1,5-3 лет – речь, 3-6 – развитие псих. процессов, 5-6 лет – координация движений).

 

Традиционно, к основным факторам псих. развития относят: среда, наследственность и активность самого человека.

Рассмотрим роль среды и наследственности. Существует несколько направлений: биологизаторское, к-е рассматривает ребенка исключительно как существо природное, биологическое, весь процесс развития которого заранее предопределен природой. В этом подходе подчеркивается роль наследственности – способности живого организма воспроизводить себе подобного

В рамках этого подхода сложилась и теория рекапитуляции Э.Геккеля: «онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Т.Е., каждый человек в своем развитии повторяет путь развития всего человечества.

Социологизаторское, согласно которому ведущую роль в развитии играет среда, от которой зависит процесс развития.

Понятие «среда» принято разделять на «макросреду»(общество) и «микросреда» (семья, детский сад, школа), взаимодействие которых и влияет на процесс развития человека.

И, наконец, теория конвергенции двух факторов (В. Штерн), согласно которой оба фактора, и среда, и наследственность влияют на процесс развития человека. Когда эти факторы пересекаются, происходит конвергенция.

Эта теория наиболее популярна. Так, Л.С. Выготский признавал единство наследственных и соц. моментов. Он считал, что наследственность присутствует в развитии всех псих. Процессов.

Под активностью принято понимать целенаправленные воздействия человека по освоению окр. мира. Психика человека развивается только при активном процессе освоения окр. мира в разных видах деятельности. Взрослый может много объяснять и показывать ребенку предметы окр. мира, но только самост. попробовав этот предмет, ребенок может составить представление о нем.

В развитии активности взр. играет огромную роль. Взрослым следует помнить о том, что активность ребенка не следует ограничивать, т.к. это может привести не только к развитию. отрицат черт личности (упрямство, негативизм), но и к задержке развития. При этом страдает:

- произвольность (установка взрослых блокирует самост. детей);
- познават. активность;
- эмоциональность.

Следует помнить основной принцип психологии: Формирование психики ребенка происходит в совместной деятельности ребенка со взрослым, где большая роль принадлежит обучению и воспитанию.

 

-Соотношение обучения и развития как одна из проблем возрастной психологии-

 

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к данной проблеме.

Так, Ж. Пиаже полагал, что развитие происходит спонтанно, по своей логике, а обучение должно «идти» за развитием (педагог учитывает уровень развития и подбирает соотвеств. методику обучения).

Дж. Брунер полагал, что обучение не зависит от развития, т.е. любому ребенку на любой ступени развития можно предлагать для изучения любой предмет, все будет зависеть от методики обучения.

Представители бихевиоризма считали, что обучение и развитие идут паралельно, т.е. шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

Данный подход, как и предыдущие критиковал выдающийся отечеств. Психолог Л.С. Выготский, к -й сказал, что «развитие не следует как тень за обучением».

Самим ученым был сформулирован один из главных принципов психологии:

«обучение ведет за собой развитие», обучение – одно из движущих сил развития.

«Развитие – процесс формирования человека, происходящий путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащийся в готовом виде на ранних этапах».

Это цитата Л.С. Выготского показывает вед. роль обучения в развитии человека.

Но вот насколько впереди должно идти обучение? Чтобы ответить на это вопрос, были сформулированы положение о Зоне актуального развития (ЗАР) и Зоне ближайшего развития (ЗБР).

Зона актуального развития - уже существующие особенности псих. функций. Это то, что достиг ребенок к началу обучения.

Зона ближайшего развития («завтрашний день») – то, что может сделать ребенок при сотрудничестве со взрослым. В этой зоне находятся еще не созревшие, но только формирующиеся псих.процессы, где большую роль играет руководство взрослого, процесс обучения. Эта зона может быть объектом диагностики.

По словам Л.С. Выготского, «обучение тогда хорошо, когда идет впереди развития».

По мнению ученого, обучение всегда опирается на ЗБР, на «завтрашний день развития»,т.к. тогда обучение может вести развитие вперед. Те формирующиеся психические функции, навыки, находящиеся в зоне ближайшего развития, могут совершенствоваться, изменяться и переходить на новый уровень развития в следующем возрастном этапе. Иными словами, опираясь на ЗБР, ребенок может условно подняться «выше себя».

Если же обучение опирается на уже сформированные навыки, на ЗАР, то это будет низший порог обучения.

Возникает вопрос: как же можно узнать, например, уровень актуального развития ребенка? Это можно выяснить, замечая, насколько успешно ребенок может выполнить поставленную задачу, а также помогают в этом диагностические данные. Во многом диагностические данные об актуальном уровне развития (познавательных процессов) позволяют сказать и о «завтрашнем дне ребенка».

Приступая к процессу обучения, важно помнить об особенностях ребенка (данные тестов о ЗАР), учет которых делает возможным обучению быть действительно развивающим.

Иными словами, обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития, что в свою очередь, будет стимулировать развитие новых возможностей!

Педагогам всегда нужно помнить о законе развития: «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь».

 

- Отечественная психология о развитии-

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский в качестве основного источника развития человека видел обучение и главную роль он отводил среде и отношениям ребенка в среде, т.к. полагал, что человек – существо социальное.

Это объясняется тем, что ученый придерживался общественно-исторического принципа развития, согласно которому, у человека нет врожденных форм поведения, а любая новая форма поведения приобретается при помощи присвоения человеком исторически выработанных форм поведения. Таким образом, ребенок признается как активный субъект, к-у следует приложить усилия по освоению новой формы поведения, контролирует ход выполнения действий.

Тогда как биологический принцип развития закл. в простом приспособлении человека при помощи наследственности, а значит человек здесь – пассивен.

Иными словами, развитие ребенка возможно только при взаимодействии со взрослым! А движущая сила развития – обучение.

Именно взрослый играет роль посредника между предметным миром и миром культурных действий (ложка и процесс еды), который показывает образцы действий и которые ребенок затем самостоятельно осваивает («

Делает своими»).

Например, ребенка учат кушать ложкой. Сначала взрослый показывает как это делать, т.к. самостоятельно ребенок не может научиться использовать этот предмет по назначению. Затем взрослый помогает ребенку пользоваться ложкой, т.к. ребенок уже самостоятельно готов «пробовать» этот предмет, ну а затем ребенок может самостоятельно кушать ложкой.

На этом примере показан основной закон развития ребенка: Процесс развития – процесс присвоения культурно заданных форм поведения, где главная роль принадлежит взаимодействию со взрослым.

Любая функция сначала существует во внешнем плане, социальном. Затем она переходит во внутренний план и становится индивид. достоянием человека. В основе этого процесса лежит процесс интериоризации.

Данное положение основано на «культурно-исторической концепции».

Суть этой концепции в том, что деятельность человека носит опосредованный характер при помощи своеобразных «псих. Орудий» (язык, сенсорные эталоны, математические символы), к-е явл продуктом исторического развития общества. Усвоение данных продуктов возможно только благодаря общению, совместной деятельности ребенка со взрослым, в ходе которого и происходит передача опыта.

В целом, понятие «среда» - бесконечное понятие: это и игрушки над кроваткой ребенка и взаимодействие с ними. Поэтому важно не просто описать среду, в которой находится ребенок, но и выделить те компоненты, с которыми у ребенка складываются определенные отношения. Человек, по мнению ученого, не может существовать без взаимодействия с другими людьми, без выстраивания с ними контактов. Поэтому, автор вводит термин «социальная ситуация развития» - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с соц. Действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с др. людьми.

Каждый новый возрастной период начинается со своей ССР. По мнению ученого процесс развития – есть система отношений человека со ССР.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: