бюджетное нормирование расходов в образовании




Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

бюджетное нормирование расходов в образовании

    Студентки 4 курса группы ЕСС 429  
  Селюковой Дарьи Андреевны  
  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»    
  Научный руководитель:  
  кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин  
  Костенко О.А.  
     
   
   
   
   
         

 

Ессентуки, 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1. Состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования...........................................................................................Стр. 4

Глава 2. Анализ финансирования образовательных учреждений ……..Стр. 12

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 16

Список литературы……………………………………...………………....Стр. 19

 

 

Введение.

Образование - это инвестиция в человеческий капитал, в свое будущее. Знания - это основа современной экономической системы.

Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач. Белорусская система образования должна быть конкурентной, ориентированной на потребности рынка труда.

В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям общереспубликанским стандартов по различным предметам. Те знания и навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за дополнительную плату. Ее вносят родители или она поступает и иных негосударственных источников.

Кроме того, актуальность данной темы заключается в том, что в нашей стране создана правовая база для деятельности благотворительных фондов, но отсутствуют действенные экономические стимулы для перераспределения доходов коммерческих организаций и граждан в пользу таких фондов. В развитых странах государство не только предоставляет налоговые льготы коммерческим организациям и гражданам, финансирующим благотворительные фонды, но и само напрямую вносит существенный вклад в них.

 

 

Глава 1. Состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования.

Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Расходы на образование включают расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:

1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка всех направлений деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством;

2) общее образование (расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и др.;

3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);

4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения);

7) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры, докторантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления;

8) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

9) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

10)проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

11)издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

12) государственные программы в области образования;

Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно.

Согласно целевому назначению доходы из бюджета подразделяются: для обеспечения образовательного процесса; для развития научной деятельности; для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т.п.).

По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи:

  • расходы на оплату труда;
  • начисления на фонд оплаты труда;
  • трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.);
  • приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
  • расходы на командировки и служебные разъезды;
  • оплата транспортных услуг;
  • оплата услуг по связи;
  • оплата коммунальных услуг;
  • прочие текущие расходы на закупки товаров;
  • приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
  • капитальный ремонт.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.

Нормативы расходов в общеобразовательных школах прописана в Постановлении Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2008 г № 638. «О порядке финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) нижегородской области на исполнение полномочий в области общего образования»

Система образования состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает:

- дошкольное воспитание;

- общее среднее образование;

- внешкольное обучение и воспитание;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- подготовку научно и научно-педагогических кадров;

- самостоятельное образование граждан.

Настоящий Порядок определяет механизм финансирования муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Нижегородской области за счет средств субвенций из областного бюджета, полученных муниципальными районами (городскими округами) Нижегородской области на исполнение полномочий по организации предоставления гражданам общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях в части реализации основных общеобразовательных программ (за исключением полномочий по содержанию зданий и коммунальных расходов) (далее - Порядок) на основе нормативов бюджетного финансирования на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - стандарт общего образования).

Негосударственные общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы в соответствии со стандартом общего образования, имеют право на финансирование при условии наличия лицензии на правоведения образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, а также свидетельства государственной аккредитации по соответствующим образовательным программам.

В соответствии с настоящим Порядком осуществляется финансирование муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений следующих типов и видов:

  • общеобразовательные школы, общеобразовательные школы-интернаты;
  • лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, прогимназии;
  • начальные школы - детские сады;
  • начальные школы - детские сады компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;
  • вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
  • негосударственные общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы в соответствии со стандартом общего образования.

В расходы на реализацию стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, начисления на заработную плату, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, учебники и учебные пособия, а также на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, - приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

В расходы на реализацию стандарта общего образования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования и мебели (за исключением технических средств обучения и учебной мебели), капитальный и текущий ремонт), на транспортные услуги, расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению, кроме компенсационных выплат за книгоиздательскую продукцию).

Бюджет общеобразовательного учреждения определяется на основе: среднегодовой численности учащихся, норматива бюджетного финансирования на одного учащегося, коэффициентов выравнивания нормативов бюджетного финансирования в зависимости от наполняемости классов (классов-комплектов) и коэффициента допустимых отклонений при выравнивании до субвенции, рассчитанной по каждому муниципальному району и городскому округу Нижегородской области.

Норматив бюджетного финансирования (далее - НБФ) состоит из норматива расходов по фонду оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и норматива, включающего в себя учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом.

Норматив расходов по фонду оплаты труда работников (далее - норматив расходов по фонду оплаты труда) включает расходы на оплату труда работников (педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала), начисления на заработную плату, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию.

Норматив, включающий в себя учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом, состоит из расходов на приобретение учебников, учебно-методической литературы, периодических изданий для библиотек, организацию и проведение культурно-просветительных мероприятий, приобретение учебно-наглядных пособий, технические средства обучения и программное обеспечение к ним, расходные материалы, канцелярские товары, оплату услуг связи, оплату услуг сети Интернет, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала, командировочные расходы, проведение медицинских осмотров работников, хозяйственные расходы, в том числе расходы на соблюдение санитарных требований и другие расходы.

В смете расходов общеобразовательного учреждения на исполнение полномочий в области общего образования учитываются расходы на приобретение учебников в объеме не менее 2 процентов от общего объема средств, выделенных общеобразовательному учреждению за счет субвенции из областного бюджета на осуществление полномочий в области общего образования.

 

Глава 2. Анализ финансирования образовательных учреждений.

Неудовлетворительное финансирование образования является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства.

Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования, практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению школ.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений. “Утечка умов” является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования.

 

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров.

Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего более 50 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования.

В критическом положении находятся образовательные учреждения дополнительного образования и обеспечивающие досуг детей учреждения, сокращается оказание услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом.

Таким образом, дефицит бюджетного финансирования образовательных учреждений породил весь негатив, который мы видим сегодня в системе государственного образования. Анализируя расходы, запланированные в федеральном бюджете на финансирование образования за последние три года, можно отметить наметившуюся тенденцию к увеличению суммы расходов на эти цели. Причем, темп роста расходов Федерального бюджета на образование превышает темп роста общих расходов.

Если правительство России будет продолжать наращивать темпы роста расходов на образование, возможно, что лет через 5 наше образование сможет наконец выйти из того нищенского состояния, в котором сейчас находится, учителя будут получать достойную оплату, соответствующую рыночной действительности, а дети будут получать действительно бесплатное образование, гарантированное Конституцией РФ.

Предложения по улучшению финансирования муниципальных образовательных учреждений.

Законом РФ “Об образовании” (ст. 41) предусмотрено, что образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Принимая во внимание важность и специфичность этой проблемы, необходимо посвятить ей отдельную главу проекта кодекса, в которой предусмотреть:

– полный исчерпывающий перечень источников внебюджетного финансирования образовательных учреждений;

– все виды платных образовательных услуг;

– перечень образовательных услуг, плата за оказание которых запрещена (например, за преддипломную подготовку, пересдачу экзаменов и т.п.).

Необходимо коренным образом изменить порядок определения объема государственных средств на образование.

Расходы государства на образование целесообразно определять исходя из числа граждан РФ, на тех из них, которые имеют гражданство нашей страны и проживают на территории России. Бюджетные ассигнования следует выделять тем образовательным учреждениям, где они обучаются (воспитываются).

Путь решения дефицита бюджетного финансирования следует рассматривать в инвестициях в образование. Инвестиции в образование не только важный способ наращивания человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Именно поэтому данные о грамотности и уровне образования человека являются одними из важнейших показателей качества жизни в стране.

 

Заключение.

Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий, расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета, правление системой образования носит государственно-общественный характер. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении.

Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд. Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году.

Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования.

Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости средней зарплаты преподавателя.

По направлениям использования расходы делятся на текущие и капитальные. Наибольший удельный вес занимают текущие расходы, в которые включаются расходы на заработную плату с начислениями и оплата коммунальных платежей. Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке.

Существуют проблемы в определении обоснованности действующей системы финансирования образования и методики прогнозирования расходов, а так же эффективности использования выделяемых учреждениям образования бюджетных средств. В связи с этим предлагается переход на нормативное финансирование учреждений образования, опираясь ни мировой опыт. А чтобы свести к минимуму издержки такого перехода, внедрение новых нормативов следует осуществлять не сразу на всех уровнях бюджетной системы, а поэтапно, после апробирования на отдельных уровнях и регионах.

Также одной из основных целей реформирования системы образования является совершенствование механизмов материального стимулирования. Преподавателей, что поможет существенно повысить качество образования.

ВУЗы, лицеи, гимназии могут получать доход из дополнительных источников средств – обучения на платно-контрактной основе, сдачи помещений в аренду, проведение подготовительных курсов и др., тем самым, обеспечивая частичное самофинансирование и позволяя снизить расходы бюджета на их содержание.

Опыт других стран показывает, что переход на нормативное финансирование может принести хорошие плоды.

 

 

Список литературы.

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы, 2015.

2. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования, 2017.

3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие, 2017.

4. Панков Д. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций. Учебное пособие, 2016.

5. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для вузов, 2015.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: