Применение и принцип действия




Противотанковые заграждения

Противотанковые заграждения- инженерные заграждения, предназначенные препятствовать продвижению танковых, механизированных и моторизованных формирований противника.

 

В качестве противотанковых заграждений используются противотанковые минные поля, группы противотанковых мин, отдельно установленные противотанковые мины и фугасы, минированные и неминированные лесные завалы и завалы в населенных пунктах, баррикады, стенки, воронки, земляные валя, противотанковые рвы, эскарпы, контрэскарпы, ежи, надолбы и тетраэдры, тросовые заграждения, разрушенные участки путепроводов, дорог и мостов.

 

Противотанковый надолб

Противотанковые надолбы –врытые в землю рядами в определенном порядке деревянные столбы или гранитные глыбы, позднее пирамидальные бетонные или железобетонные изделия (конструкции) применяемые в качестве инженерного заграждения фортификационного типа.

История

Предназначены для препятствования продвижению броневых машин, танков и техники бронетанковых подразделений и частей неприятеля. Малые противотанковые надолбы должны поднимать днище боевой машины, выводя гусеницы из сцепления с грунтом, или повреждать днище и детали трансмиссии; могут быть замаскированы. Крупные противотанковые надолбы должны своим размером усложнить расчистку проходов. Часто совмещены с минными полями и проволочными заграждениями. В долговременной фортификации Второй мировой войны использовалось до 10-20 рядов надолбов, окруженных 20-30 рядами колючей проволоки.

 

Противотанковый ров

В XX веке старинная идея устройства оборонительных рвов получила продолжение в виде рвов противотанковых. Противотанковый ров – искусственное препятствие против танков в виде широкого и глубокого рва. Ширина рва делается такой, чтобы танк не мог переехать через него (но при этом желательно, чтобы ров был достаточно узок для того, чтобы танк не мог развернуться вдоль рва после падения в оный), а глубина –такой, чтобы танк, попав в ров, не мог из него выбраться. Для этой же цели откосы, в особенности эскарповый, должны быть достаточно крутыми. Подходы ко рву должны обстреливаться фланговым и фронтальным артиллерийско- пулеметным огнем; сам ров должен фланкироваться, иначе он станет местом укрытия для противника, который быстро сделает в нем проходы для танков. Начертание противотанкового рва в плане делается в виде различного рода изломов, чтобы можно было вести его фланкирование. Длина фасов рва не больше дальности действительного пулеметного огня. Вынутая из рва земля разбрасывается на местности так, чтобы не создавать за рвом мертвых пространств.

Противотанковые рвы продолжают сооружать и в XXI веке, в том числе для обеспечения режима государственной границы:

С марта 2014 года по распоряжению правительства Украины началась операция «Граница» по блокированию передвижения, перемещения грузов и товаров через границу с Приднестровской Молдавской Республикой, в которой участвуют подразделения украинских войск, пограничной охраны и таможенной службы. В ходе операции украинской стороной было начато сооружение противотанкового рва на протяжении всей 450- км границы с ПМР. В дальнейшем. 17 марта 2014 глава администрации Донецкой области объявил о строительстве рва вдоль границы с Российской Федерацией. 3 сентября 2014 года было объявлено о начале проекта «Стена», предусматривавшего укрепление границы Украины с Российской Федерацией. 11 февраля 2015 года стало известно о строительстве противотанкового рва на границе с Крымом.

 

Передовой ров

Передовой ров устраивается в нескольких десятках шагов впереди главного (наружного) рва укреплений, по большей части с целью крыть в нем от взоров и выстрелов с поля какие-нибудь искусственные препятствия вроде проволочной сети.

 

Противотанковый ёж

Противотанковый ёж – простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объемный шестиконечный крест.

 

Активно применялись при строительстве укреплений начиная с тридцатых годов, например при постройке Чехословацкой стены на границе Чехословакии и Германии. Новый принцип действия и усовершенствованный образец этого невзрывного противотанкового оборонного средства предложил в 1941 году Михаил Львович Гориккер, генерал –майор технических войск, тогдашний начальник обороны Киева и начальник Киевского танкового училища. Ежи менее эффективны, чем минные заграждения, однако их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой, что особенно ценно в военное время.

Применение и принцип действия

Ёж делают из трех кусков стального проката, обычно двутавра с номером профиля 25-40 (рельс, уголок и т. д. и т.п. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклепками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка –до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съемной. Чтобы усложнить работу вражеским саперам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.

Высота ежа- порядка 1 м, по высоте лобового листа вражеского танка. По Ю. Веремееву, высота до 1 м, по М. Гориккеру–длина балки до 2 м, что соответствует 1,15 м высоты, по наставлениям США –длина балки около 1,2 м, что соответствует 70 см высоты.

Ёж устанавливается на твердом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится –на нем ёж будет скользить. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землей, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа; выступающая балка может даже пробить днище. Обороняющимся силам остается только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повел танки другим путем- противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.

 

История

Рогатки- заграждения против пехоты и конницы –были известны еще со времен Древнего Рима. С появлением колючей проволоки рогатки стали оплетать ею, что привело к позиционной войне – для успеха атаки атакующие силы должны были в несколько раз превосходить обороняющиеся. Впрочем, танк был изобретен как раз для того, чтобы эффективно преодолевать такие заграждения.

Попытка использовать данное заграждение против танков была впервые предпринята в Чехословакии (отсюда английское название ежа – Czechhedgehog, «чешский еж»). Чешская конструкция повторяла принцип действия древних рогаток –заграждение должно быть настолько массивным, чтобы замедлить танк почти до остановки.

Дальше в ход пошла рационализация: бетонного ежа заменили более легким стальным, а затем нашли и новым принцип: не остановить массой, а вызвать застревание танка. В СССР описал этот принцип, а также предложил устройство ежовых заграждений генерал –майор инженерных войск Михаил Гориккер.

На практике ежи делались из любого проката, какой был под рукой –швеллера, уголка, рельса –соединенного зачастую сваркой даже без косынок. В Великой Отечественной войне ежи (зачастую сделанные не по правилам –слишком большие, недостаточно прочные или связанные между собой) применялись в городских боях, став символом противотанковой обороны. Впрочем, немецкие танки были особенно уязвимы для ежей – на начальном этапе были в основном легкие танки, да и наезд зачастую ломал трансмиссию, которая у немецких танков спереди. На Ленинградском шоссе Москвы стоит памятник в виде трех ежей –так символически отмечен рубеж, до которого дошли немецкие войска в 1941 году.

На изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы были пущены стальные балки, изначально предназначавшиеся для строительства Дворца Советов. Также ежи использовались в обороне Нормандии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: