РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МОДУЛЮ «В мире информации»
Классы
Егорова Ксения Валерьевна
Ф.И.О. учителя
Калининград,
2015/2016 учебный год
Программа внутрипредметного модуля «В мире информации» начального курса «Математика и информатика»
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «В мире информации»для учеников 1-4 классов составлена в соответствие с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе Примерной программы начального общего образования по курсу авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах», и соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Данный УМК включен в Федеральный перечень учебников.
Место программы в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся в качестве внутрипредметного образовательного модуля области «Математика». Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов: 1 класс – 5 ч, 2 класс – 5 ч, 3 класс – 8 ч, 4 класс – 8 ч. Всего 26 час.
Цель и задачи программы.
Цель образовательного модуля – развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи образовательного модуля:
· создать условия для формирования у учащихся логического и
абстрактного мышления как необходимого условия для дальнейшего эффективного обучения в основной школе
· первый опыт решения интеллектуальных задач планирования,
систематизации и структурирования знаний;
· использование образного мышления, наряду с логическим, требует
введения в курс модуля заданий, носящих занимательный творческого характер, в том числе и широко представленных в курсе «Информатика в играх и задачах» авторов А.В. Горячева, К.И. Гориной, Т.О. Волковой, Н.И. Суворовой.
· эффективно сформировать у младших школьников общий набор
познавательных умений.
«В мире информации» является внутрипредметным модулем курса «Математика», где из часов, отведённых на математику, часть предоставляется для работы с учебником «Информатика в играх и задачах».
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям и целях школьного образования, а также ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:
- проблемно-диалогической;
- правильного типа читательской деятельности;
- оценивания учебных достижений;
- проектной.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если... и..., то...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Содержание курса