Платон. Роль искусства описана в трактате «Государство».




Платон и Аристотель как теоретики образования. Роль искусства в формировании гражданина, с их точки зрения.

Эпоха Античности (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) – культурный источник для последующих цивилизаций. Весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования.

В Афинах в классический период получение образования не было юридически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми. А потому все школы были частными и платными.

Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство "гимнастического" и "мусического". Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых в человеке воедино.

Платон (427-347 гг. до н.э.). Исходя из собственной теории идей, он видел смысл познания и воспитания в том, чтобы помочь душе человека вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей и приблизить тем самым каждого индивида к идеалу. Им была разработана теория идеального государства, для которого Платон предложил соответствующую образовательную систему. В ней он интегрировал удовлетворявшие его методологическим установкам некоторые специфические черты афинского и спартанского воспитания. В качестве новой отличительной особенности данной системы можно выделить введение дошкольного общественного воспитания с 3 лет и две ступени сверхобязательного образования (от 20 до 30 и от 30 до 35 лет) для особо способных учеников.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Признавая, но, не отделяя друг от друга, мир идей и мир вещей, он впервые в истории выводит цели и задачи воспитания исходя из собственного понимания природы человека. В его представлении трем сторонам человеческой души (растительной, животной и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Природа накрепко связала все три вида души, а потому учителю нужно следовать за природой, тесно связывая между собой соответствующие им стороны воспитания. Обобщив исторический опыт человечества и собственные наблюдения, Аристотель ввел возрастную периодизацию, деля жизнь растущего ребенка на три этапа, соответствующих особенностям развития его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 лет до 21 года. Им также были даны рекомендации по воспитанию и обучению детей в каждом из выделяемых периодов жизни.

Аристотель, как и другие великие ученые Античности, обгонял свое время. Не случайно, его сочинения по логике, физике, метафизике и другим наукам стали спустя три века и далее в Средние века основными учебными пособиями в Европе.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ

Платон. Роль искусства описана в трактате «Государство».

Искусство: 1. должно сформировать душу каждого свободнорожденного определенным, предначертанным законодателем образом, 2. через ритм "приучить к такту", чтобы соединить "гимнастику с музыкой". 3. Гимнастика играет важную роль в воспитании свободнорожденных. 4. искусство должно непрерывно поддерживать созданный им душевный настрой.

ВВЕЛ некоторые запреты в искусстве: Необходимо вычеркнуть из числа допустимых при воспитании детей и юношества те художественные произведения, в которых излагаются религиозно- мифологические представления, способные ослабить мужество будущих воинов, защитников государства и закона: "Что же? Представляя, какие

вещи и ужасы находятся в преисподней, человек... будет ли чужд страха смерти и в битве предпочтет ли смерть поражению и рабству?"

Классификация искусства поэзии. Подразделение поэзии на роды. В основу этой классификации Платон положил именно меру "подражания". Приложив эту "меру" к поэтическому искусству, он нашел, что "всецело через подражание создаются трагедия и комедия", поскольку в них приходится имитировать все персонажи произведений.

Стал противником трагедии и комедии. Трагедия противоречит идеалу "счастливого человека", комедия- "шуточное воспроизведение... людей безобразных".

В музыке наложил ряд запретов: отверг целый ряд музыкальных ладов, например, ионийский и лидийский, оставив для граждан будущего общества только дорийский и фригийский лады. (Учение об "этосе",– греки считали, что каждый лад (музыкальный) по-своему воспитывал граждан этически и эстетически). Наложен был запрет и на ряд музыкальных инструментов: тригоны, пекиды и флейты, т.к. считал, что в проектируемом им обществе "не потребуется ни многострунных инструментов, ни инструментов, играющих на всех ладах" ("Государство").

Живопись и прикладное искусство не должны противоречить Справедливости, воспеваемой "самой прекрасной Музой", как нечто совершенно тождественное Красоте и даже — личному счастью каждого отдельного человека.

Платон учил о подражании "вечным идеям", а Аристотель выступал с критикой платоновского учения и говорил о подражании бытию вещей. (преодоление противоположностей мира идей и мира вещей). Согласно Аристотелю, все искусства по природе своей являются подражательным. Наслаждение искусством - “облагораживание души”. Искусство - “мимесис” (т.е. подражание, воспроизведение, но не слепое копирование действительности, а выражение самой сути жизненных явлений, обобщения типичных сторон жизни).

Аристотель признает воспитательную роль искусства, искусство и право составляют основу воспитания. В трактате "Политика": музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души – гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

В “Поэтике”: основные вопросы эстетики и теории искусства, происхождении и классификации искусства; отношении искусства к действительности, сущности эстетического восприятия, понятии прекрасного, принципов художественной оценки, специфики отдельных видов искусства и т.д.

“Катарсис” (очищение) имеет воспитательного воздействия на личность. Является целью искусства. Восприятие искусства через сострадание приводит к очищению души. Человек начинает разумно и спокойно относиться к превратностям судьбы, приобретает способность к сопереживанию, ощущает нравственную необходимость принять участие в судьбе тех, кто впал в несчастье.

Исследуя трагедию, музыкальное искусство, в котором философ различает три типа мелодий: этические (воздействующие на моральные чувства), практические (возбуждающие активность), экстатические (вызывающие экстаз), Аристотель прямо указывает: “Для воспитания нужно обращаться к тем ладам, которые всего более соответствуют этическим мелодиям”.

Считал, что созерцание художественного произведения есть интеллектуальный акт, вполне адекватный акту его создания. Из подобного понимания сути творческого процесса взаимодействия художника со слушателем, зрителем вполне закономерно вытекает требование Аристотеля учиться не только собственно художественному творчеству, но и эстетическому суждению. “Мудрость есть не что иное как совершенство (добродетель) в - искусстве”. “



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: