Тематика контрольных работ
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной
Психологии
План
1. Выделение психологии развития в самостоятельную область
психологии.
2. Возрастная психология и круг ее проблем.
3. Основные категории
психологии развития и возрастной психологии.
4. Методы психологии развития.
Тема 2. Варианты решения проблемы детерминант психического развития в основных направлениях психологии
План
1. Классическая психология и ее видение развития психики как
эволюционного процесса.
2. Бихевиоризм о развитии как о накоплении поведенческого опыта.
3. Развитие как совершенствование механизмов защиты с позиций
психоанализа.
Тема 3. Факторы психического развития
План
1. Принцип развития в психологии.
2. Наследственность и среда как ключевые факторы развития психики,
их взаимодействие.
3. Соотношение обучения и развития в ходе психического становления.
Тема 4. Характеристика процесса онтогенеза
План
1. Соотношение постепенности и прерывности развития, эволюция и
скачок в развитии.
2. Соотношение созревания и развития. Критические и сензитивные периоды в развитии.
3. Механизмы психического развития.
Тема 5. Периодизация процесса онтогенеза
План
1. Понятие возраста, возрастной нормы и возрастного периода.
2. Оценка эффектов возраста.
3. Виды возрастных периодизаций развития.
Тема 6. Кризисы в психическом развитии
План
1. Понятие кризиса психического развития. Структура кризиса.
2. Основные виды кризисов в развитии психики.
3. Защитные механизмы психики.
Тема 7. Пренатальное развитие
План
1. Триместры в пренатальном развитии. Факторы риска и возможности
|
их минимизации в период прохождения беременности.
2. Роды и новорожденный.
3. Кризис новорожденности и его специфика.
Тема 8. Период новорожденности и младенчества
План
1. Новорожденность и включение сознания. «Комплекс оживления».
2. Когнитивное, эмоциональное и психосоциальное развитие младенца.
Тема 9. Характеристика раннего возраста
План
1. Физическое и моторное развитие. Когнитивное и эмоциональное
развитие.
2. Теории игр. Психологические функции игры.
3. Игра и научение в развитии личности ребенка.
Тема 10. Характеристика дошкольного возраста
План
1. Формирование произвольности психических процессов.
2. Когнитивное и речевое развитие.
3. Социальная коммуникация.
4. Игра как ведущая форма деятельности ребенка.
Тема 11. Характеристика младшего школьного возраста
План
1. Смена форм деятельности и ее влияние на психическое развитие.
Проблема готовности к школе.
2. Когнитивное и эмоциональное развитие, изменения в сфере мотивации
учения.
3. Становление креативности. Личностный рост ребенка.
Тема 12. Характеристика подросткового и юношеского возраста
План
1. Особенности подросткового периода. Пубертатный скачок.
2. Специфика развития когнитивной сферы. Становление рефлексии.
3. Сфера личности подростка. Доминанты в системе интересов подростка.
Тема 13. Характеристика подросткового и юношеского возраста
План
1. Возможные отклонения в динамике развития. Понятия акселерации,
децелерации, ретардации.
|
2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
3. Специфические особенности психики и поведения подростков.
4. Кризис подросткового возраста.
Тема 14. Юность
План
1. Юность как психологический возраст. Социальная ситуация развития.
2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте.
3. Личностная и коммуникативная сферы в период юности.
Тема 15. Взрослость: молодость и зрелость
План
1. Проблема периодизации взрослости. Психологические особенности
взрослости.
2. Психологические характеристики молодости. Социальная ситуация
развития и ведущая деятельность в период молодости.
3. Личностные изменения в период взрослости. Нормативные кризисы
периода взрослости.
4. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости.
Тема 16. Взрослость: старение и старость
План
1. Старость как биосоциопсихологическое явление. Основные
геронтологические проблемы.
2. Проблема возрастных границ старости.
3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости.
4. Личностные особенности в старости.
Для написания контрольной работы, а также для подготовки к экзамену по дисциплине рекомендуется использовать следующую литературу:
1. Абрамова Г.А. Психология развития / Г.А. Абрамова.- Екатеринбург, 2004.- 237 с.
2. Бачинин В.А. Психология: энцикл. слов. / В.А. Бачинин.- СПб.: Михайлов В.А., 2005.- 271 с.
3. Годфруа Жо. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. / Жо. Годфруа.- М.: Мир, 1992. – 761 с.
4. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. для вузов / Е.А. Климов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.- 511 с.
|
5. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг.- СПб.: Питер, 2003.- 473 с.
6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. пособие / А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2001.- 582 с.
7. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- Кн. 2: Педагогическая и возрастная психология / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2000.- 687 с.
8. Психология развития: Учеб. для вузов / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.: Академия, 2001.- 350 с.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции: [Пер. с нем.] / З. Фрейд.- СПб.: Азбука-классика, 2003.- 479 с.
10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2008.- 350с.
11. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития: [Пер. с англ.] / Д. Шэффер.- 6-е изд.- СПб.: Питер, 2004.- 739 с.
Пример выполнения контрольной работы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Заочный факультет
КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»
Контрольная работа по «________________»
За _________курс
Студент: Ф.И.О. Адрес_____________
_________________________________
Группа___________ Шифр___________
(номер зачетной книжки)
Ростов-на-Дону
Тема 1. Структура современных религий
План:
Введение.
1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон.
2. Религиозный культ: содержание и функции.
3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.)…..