Целесообразно сочетать пребывание на воздухе с активными движениями.




 

Начальным этапом закаливания водой является обтирание. Его проводят с помощью губки, полотенца или рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: сначала шея, затем грудь и спина, потом их насухо вытирают и растирают до красноты полотенцем. После обтирают ноги и тоже растирают их. Вся процедура занимает примерно пять минут.

 

Следующий этап закаливания – обливание. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около +30°С, снижая ее в дальнейшем до +15°С и ниже. После обливания тело нужно энергично растереть.

 

Более эффективная водная процедура – это душ. В начале закаливания температура воды должна быть около +30°С - +32°С, а продолжительность не более минуты. В дальнейшем температуру можно постепенно снижать и увеличивать продолжительность до 2 минут, включая растирание тела. Регулярный прием водных процедур вызывает чувство бодрости, свежести и повышенной работоспособности.

 

Наряду с общими водными процедурами, для закаливания организма, рекомендуется применять и местные процедуры. Это полоскание горла холодной водой и обмывание стоп. При этом закаливаются более уязвимые для охлаждения части организма. Полоскание горла нужно проводить каждый день утром и вечером. Сначала используется вода с температурой 23-25°С, затем каждую неделю ее снижают на 1-2°С и доводят до 5-10°С. Обмывание стоп проводится регулярно перед сном, вначале температура должна достигать 26-28°С, постепенно снижаясь до 12-15°С. Стопы после обмывания тщательно растирают до покраснения.

 

Большое внимание привлекает зимнее купание, которое оказывает влияние практически на все функции организма. У «моржей» улучшается работа сердца и легких, совершенствуется система терморегуляции, возрастает газообмен. Занятия таким плаванием следует начинать после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби, как правило, начинают с небольшой разминки, включающей в себя легкий бег и гимнастические упражнения. Пребывание в воде длится не больше 30-40 секунд, для длительно занимающихся «моржей» - 90 секунд. После выхода из воды делают энергичные движения, насухо вытирают тело полотенцем и проводят самомассаж.

 

Закаливание в парной является прекрасным лечебным, гигиеническим и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается эмоциональный тонус организма, его работоспособность, ускоряются восстановительные процессы после длительной физической работы. Возрастает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Посещение парной усиливает кровообращение во всех тканях организма, расширяет кровеносные сосуды. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, это способствует выведению из организма вредных веществ. Банные процедуры не рекомендованы лицам с гипертонией и страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

 

Во время закаливания солнцем усиливается деятельность потовых желез, увеличивается испарение влаги с поверхности кожи, происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, что улучшает кровообращение во всех тканях организма. Это происходит потому, что солнечные инфракрасные лучи имеют ярко выраженное тепловое действие на организм, способствуют образованию в нем дополнительного тепла. Ультрафиолетовые лучи способствуют образованию в организме витамина D, он ускоряет обменные процессы и способствует образованию высокоактивных продуктов белкового обмена. Под воздействием ультрафиолетовых лучей улучшается состав крови, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

 

С целью закаливания солнечные ванны следует принимать очень осторожно, иначе они могут принести вред. Делать это лучше утром, тогда еще не слишком жарко и воздух особенно чист, или вечером, когда солнце клонится к закату. Первые солнечные ванны нужно принимать при температуре воздуха не ниже 18°С, их продолжительность не должна превышать 5 минут, далее следует прибавлять по 3-5 минут, доводя постепенно до часа. На глаза необходимо надеть темные очки, а на голову – панаму.

 

 

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов,преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный,и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни.напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее,наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро,с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха).Людям физического труда необходим отдых,не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе.Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

 

Процесс формирования здорового образа жизни младшего школьника и школьника вообще является сложным и противоречивым. Поэтому двигательная активность рассматривается как средство профилактики воздействия отрицательных факторов на здоровье школьников.

Педагогической задачей при формировании здоровья и здорового образа жизни является уменьшение риска и увеличение факторов здоровья. Среди факторов риска, воздействующих на школьников, выделяются:

- факторы НТР (ускорение темпа жизни, гиподинамия, информационные нагрузки, монотония);

- социальные (нездоровое питание, вредные привычки, неумение регулировать напряжение и расслаблять организм);

- школьные (перегруженность учащихся, большая наполняемость классов, неуспех, заниженный уровень успеваемости, невоспитанность, неблагополучие психологического климата в коллективе). По мнению физиологов, в здоровом организме общей суммы факторов, возвращающих функции к норме, всегда с избытком достаточно, чтобы противодействовать любым отклоняющим воздействиям [2, 3, 4].

Двигательная активность является составной частью здорового образа жизни и используется как исправительно-кореляционный метод, что способствует, по мнению ученых, совершенствованию нескольких функций организма человека (рис. 1):

- побудительной функции, при которой двигательная активность является врожденной биологической потребностью, удовлетворение которой в определенном объеме и качестве точно так же необходимо, как и любой другой, например, врожденной пищевой [4, 7, 11].

- моторной функции, которая является основным внешним проявлением жизнедеятельности организма, включая мыслительную функцию мозга. Благодаря двигательной активности организм взаимодействует как с социальной, так и с внешней биологической средой [12];

- творческой функции, при которой ведущим фактором онтогенеза является двигательная активность, включаясь в процесс с момента оплодотворения яйцеклетки и завершаясь в конце жизни. Сущность заключается в том, что в цикле обмена веществ "трата - восстановление" двигательная активность приводит к избыточному анаболизму, который служит основой прогрессивного развития организма [5,10];

- стимулирующей функции. Самым главным активатором мозга являются работающие скелетные мышцы. Стимуляция текущей умственной деятельности возможна только благодаря механизму обратной связи проприоцептивной афферентации работающих мышц [6, 8];

- тренирующей функции. При систематический занятиях физическими упражнениями повышаются физический и энергетический потенциалы организма человека в целом, вызывая глубинные системные, функциональные, биохимические, структурные преобразования организма через активацию функции генетического аппарата клеток [4];

- защитной функции, повышающей иммунитет с помощью систематических физических упражнений, способствующих выработке биологически активных веществ, и "исправлению" дефектов механизмов саморегуляции больного организма, а также повышающих его стрессоустойчивость [5, 7, 11];

Рис. 1. Функции физической культуры

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

На основе анализа взаимовлияния и взаимоотношения факторов риска и благополучия для здоровья мы, опираясь на методологию системного подхода, выстраиваем систему критериев здорового образа жизни, основными структурными блоками которого являются: физическая активность, эмоциональное самочувствие и высокий уровень воспитанности.

Таким образом, исторический опыт и современные достижения медицинских работников, педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что многие средства физической культуры, успешно используемые в лечении заболеваний, являются в своей сущности оздоровительными. Поэтому, как бы тяжело ни был болен человек, у него всегда - пока он остается живым - имеется определенный резерв здоровья и защитных сил. Это при педагогически грамотном использовании является условием воздействия не только на здоровый, но и на больной организм.

Школа не уделяет должного внимания и не занимается надлежащим образом воспитанием потребности здоровья и, как следствие этого, не формирует у учащихся научного понимания его сути. Поэтому очень важно развивать сеть внешкольных спортивноздоровительных учреждений с целью вовлечения в занятия физической культурой как можно большего количества детей младшего школьного возраста. У них еще не поздно сформировать мировоззрение, направленное на здоровый образ жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: