ПРОЕКЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?




ТОТ САМЫЙ ЛЮШЕР

Почти одновременно в России произошло два знаменательных события: приезд в Москву легендарного музыканта Пола Маккартни и легендарного психолога Макса Люшера. Но если первый выступал на Красной площади и встречался с президентом, то второй выступал в стенах двух университетов (МГУ и МГППУ) и встречался со всеми желающими его послушать.

В ЛЮБОМ АЭРОПОРТУ

Приезд в Россию автора знаменитого цветового теста был инициирован сотрудниками недавно организованного в Москве Института Макса Люшера.
Институт создан при содействии М. Люшера и находится под патронажем профессора. Кроме того, институт обладает эксклюзивным правом распространения оригинального цветового теста Люшера, обучения и сертификации его пользователей.
Программу первого визита профессора в нашу страну составляли три публичных выступления: лекция в МГУ для студентов и преподавателей «О регуляционной психологии Макса Люшера», публичная лекция «Цветовой тест Люшера и возможности его применения» в МГППУ и сертификационный мастер-класс «Практические навыки применения цветовой диагностики Люшера».
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что тест Люшера — самый популярный тест в нашей стране.
Использоваться в Советском Союзе он стал достаточно давно, сфера применения у него были самая широкая, интерпретация точная.
Главная проблема у отечественных психологов состояла в правильном подборе цветов, а дискуссии среди «продвинутых» пользователей в основном сводились к тому, ламинировать цветовые карточки или нет.
С широким внедрением психологии в сферу образования фантазия у народа заработала в полную силу. Появились пирамидки и кубики с использованием «цветовой гаммы Люшера» (с такого рода продукцией хорошо знакомы обладатели «Чемоданчика практического психолога «Лилия»).
Дальше — больше. Мне неоднократно приходилось встречать табуреточки и стульчики «под Люшера», которые активно используются в детских садах для определения эмоционального состояния детишек.
Не менее известен и компьютерный вариант, который входит в любой джентльменский набор популярных психологических тестов. А процедуру «определения особенностей личности» по Люшеру в кратчайшие сроки и по сходной цене совсем недавно можно было осуществить практически в любом московском аэропорту.

«МЕНЯ ОХВАТИЛ УЖАС!»

Насколько все это правомерно — судить автору, хотя его отношение к различным вариантам своего теста весьма определенное. В том, что это так, у слушателей, собравшихся в МГППУ, не осталось сомнения буквально с первых минут общения с мэтром.
Макс Люшер начал свое выступление с того, что произнес: «Я год назад узнал, что в России применяется мой тест. Но когда я увидел, что здесь применяется, то меня охватил ужас!»
Тест Люшера широко известен во всем мире начиная с 1947 года. Изюминкой его являются правильно подобранные оттенки цветов. Одному только подбору их создатель теста посвятил пять лет напряженной работы, выбирая нужные из 4500 оттенков.
Все дело в том, что разные цвета имеют различную частоту электромагнитных колебаний, которые оказывают определенное психовегетативное воздействие на человека. Поэтому даже один неправильно подобранный оттенок исказит всю картину.
Макс Люшер считает, что механизм воздействия цвета — явление точное и объективное (чуть ли не математически выверенное), но при этом наши предпочтения в выборе того или иного цвета — явление субъективное.
Именно это и определяет действенность теста: у нас есть объективный инструмент (цвет) для измерения субъективного состояния пациента. При этом установление каких-либо ассоциаций цвета с явлениями окружающего мира (красный цвет — огонь, синий — вода) не имеет значения.
Определяющим при диагностике является не ассоциирование, а непосредственное восприятие. «При работе с тестом надо прекратить думать», — утверждает Макс Люшер.
Подбор цветовой гаммы проходил самым тщательным образом, воздействие цвета на человека фиксировалось с помощью различных приборов. В результате были выбраны те, которые почти у всех испытуемых вызвали одну и ту же эмоцию.
Было обнаружено, что некоторые цвета воздействуют стимулирующе, другие — успокаивающе.
Макс Люшер выделил четыре основных цвета: красный, синий, зеленый и желтый, которые отражают основные состояния психики человека.
Так, нужный оттенок красного цвета отождествляется с активностью, а синий (у Люшера он темно-синий) — с состоянием покоя.

ЧТО И ПОЧЕМУ

Профессор удивил нас, сообщив, что при составлении теста цвета как таковые его особо не интересовали. Его интересовала психика человека как саморегулирующаяся система. Ведь действие теста основано на единстве психической и соматической сфер человека.
При восприятии глаз фиксирует частоту, которая соответствует тому или иному оттенку, а в глубинных отделах головного мозга (лимбической системе) этот цвет регистрируется как эмоция. Поэтому когда человек воспринимает красный цвет, то у него повышается общий тонус организма и даже изменяются психофизиологические параметры: артериальное давление, частота пульса, дыхания, показатели ЭЭГ.
Соотношение предпочитаемых и отвергаемых цветов позволяет сделать определенные выводы не только о текущем эмоциональном состоянии человека, но и его личностном своеобразии в целом.
Изучение психологического влияния цвета на человека было бы невозможным, считает Макс Люшер, если бы за этим не стояла регуляционная психология, позволяющая определить не только что мы чувствуем, но и почему.
Рассказу об основах регуляционной психологии и была посвящена большая часть выступления профессора. При этом мы не только слушали мэтра, но и выполняли под его руководством несложные задания. (Подробней об этом — в одном из следующих номеров «Школьного психолога».)

ПРИЗЫВ К БУНТУ?

Во время лекции профессора мне почему-то вспомнилось посещение нашей страны в 1996 году Джоном Равеном — сыном знаменитого автора теста невербального интеллекта. Тогда один из столичных центров тоже заявил свои эксклюзивные права на распространение оригинального варианта теста, обучение и сертификацию.
Цели турне Равена-младшего по России и странам ближнего зарубежья были благие — узаконить использование теста.
Тогда я честно выслушала двухчасовую лекцию Джона Равена (который, кстати, является специалистом по компетентности) и честно выложила некую (тогда для меня огромную) сумму за сертификат пользователя.
Уверена, что даже трех раз не понадобится, чтобы угадать, как часто мне пришлось извлекать этот сертификат на свет и как много людей догадывается о существовании в природе подобного документа. А ведь тестом Равена пользуется практически каждый психолог, работающий в системе образования!
Что же будет с тестом Люшера? Безусловно, у большинства присутствующих на лекции психологов загорелись глаза при виде прекрасно оформленных глянцевых книжечек со стимульным материалом и руководством по интерпретации полученных данных. Но заплатить за них месячный оклад школьного психолога рука поднимается с трудом.
Это не говоря уже о получении сертификата пользователя...
Двухдневный курс обучения, предшествующий его получению, обойдется специалисту в 420 долл. (с учетом НДС). Прибавим к этому 120 долл. за методику и получим сумму, равную 540 долл. Ну и где их брать?
Я ни в коем случае не призываю к бунту и анархии. Более того, я двумя руками за цивилизованное использование методик. Но что же делать пятидесятитысячной армии практических психологов образования? Не пользоваться тестом вообще? Или продолжать использовать то, что предлагает отечественный рынок? Тем более что тест Люшера выпускает такая солидная фирма, как «Иматон». Встречаются его интерпретации и в пособиях известных отечественных психологов (Л.Н. Собчик, А.М. Эткинд).
Да и табуреточки с пирамидками будут по-прежнему стоять в детских садах и классах коррекции, а такой вариант диагностических процедур, как «Азбука настроения», основанная на выборе детьми соответствующих их нынешнему мироощущению цветов и оттенков, по-прежнему будет использоваться не только психологами, но и педагогами.
При этом никто не разубедит меня в том, что любой оттенок голубого цвета связан с чем-то светлым и оптимистическим, а яркие теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и их оттенки говорят о хорошем настроении и бодрости духа!

МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ

Когда время встречи подходило к концу, Макс Люшер предложил на выбор два варианта: поиграть в диагностическую игру или ответить на вопросы.
Мнения зала разделились. Большинство явно склонялось к игре, но самые пытливые уже начали задавать вопросы, и мэтр не устоял...
Ответы Люшера обнаружили ряд неточностей в привычных взглядах на эту методику. У нас принято считать, что тест можно применять начиная с трехлетнего возраста. Это сказано как в инструкции к «иматоновскому» тесту Люшера, так и в пособии Л.Н. Собчик.
Профессор определил оптимальную границу начала использования его теста — пять лет, ну в крайнем случае — четыре года.
Слушая Макса Люшера, я поняла, что нельзя путать два разных явления — использование цветовых предпочтений в диагностических (рисуночные тесты) и коррекционных (терапия цветом) целях.
Разрешились, наконец, споры о том, как правильно произносить фамилию мэтра, точнее — где ставить ударение. Учитывая немецкое происхождение фамилии, правильно будет делать ударение на первом слоге.
Хотя мне кажется, что такое произношение, как и покупка сертификатов на использование теста, еще долгое время останется уделом небольшой группы его «продвинутых» пользователей.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Школьный психолог, № 25–26, 2003

«ЗАКОН ГАРМОНИИ В НАС»

Материал написан под впечатлением встречи с автором
популярного теста цветовых предпочтений,
профессором психологии из Швейцарии Максом Люшером
(см. «Школьный психолог», № 25–26, 2003)

Подавляющие большинство психологов, знакомых с тестом М. Люшера, мало знают о другом его важном открытии, без которого широкое применение теста в различных отраслях психологии было бы невозможно. Речь идет о направлении, которое мэтр определил как регуляционная психология.
В его основе лежит представление о функционировании организма как саморегулирующейся системы. Книгу, знакомящую с основами этого психологического направления, Макс Люшер назвал «Какого цвета ваша жизнь» (с подзаголовком «Закон гармонии в нас»).
Эту работу ученый считает главным делом своей жизни. Появление ее русскоязычного издания совпало с приездом мэтра в нашу страну. Кстати, Люшер говорит, что именно русский язык и российская ментальность идеально подходят для восприятия этой, по его мнению, философски обоснованной и логически точной науки — психологии саморегуляции.

ПСИХИКА КАК СИСТЕМА

 
 

Регуляционная психология рассматривается ее автором как принципиально новое слово в психологической науке, нечто отличное от всего, что было создано раньше.
«Именно наличие правильной системы координат, сформулированной в виде категорий регуляционной психологии, — считает Макс Люшер, — позволило мне среди тысяч цветовых стимулов, доступных нашему восприятию, выбрать те немногие, которые точно соответствуют нашей психовегетативной нервной системе. Система координат регуляционной психологии позволяет точно определить и описать воздействие цвета на поведение человека, его мотивацию и стиль мышления, на его коммуникативные особенности, а также на все то, что мы переживаем эмоционально».
Люшер говорит, что исходным пунктом работы над тестом была система саморегуляции психики. «Я искал цвета, вызывающие определенную реакцию в организме человека, и мне было все равно, как они называются. Начал я с того, что стал подбирать цвет, стимулирующий вегетативные функции человека. И в результате я понял, что таким цветом является оранжево-красный. Потом мы провели серьезное исследование, подключив к нему еще несколько исследовательских институтов (один в Румынии, другой в Канаде).
Мы измеряли уровень артериального давления, частоту пульса, данные ЭЭГ человека, который смотрел на этот цвет, и обнаружили, что при восприятии красного цвета эти показатели возрастали. Потом я начал подбирать цвет, который бы вызывал противоположную реакцию. И выявил, что темно-синий, наоборот, вызывает желание расслабиться.
Есть еще два цвета, на которые практически все люди реагируют одинаково. Мне удалось подобрать такой оттенок зеленого, который ассоциируется у человека с прочностью, стабильностью. Физиологически это проявляется в непроизвольном сокращении мышц. Это говорит о том, что человек себя контролирует.
Желтый цвет, наоборот, связан с раскрепощенностью, открытостью по отношению к внешнему миру и другим людям».

МЕЖДУ СЛОВОМ И ЭМОЦИЕЙ

Ни для кого не секрет, считает Макс Люшер, что цвета имеют определенное воздействие на человека, а их выбор очень хорошо характеризует глубины психики.
Однако мэтр утверждает, что с самого начала цвета не являлись основным предметом его изучения.
«Меня интересовало, каким образом функционирует психика человека как саморегулирующаяся система. В физике, физиологии, биологии мы рассматриваем функционирование любого объекта как системы. Психика человека также является подобной саморегулирующейся системой».
На этом постулате и базируется применение цветового теста. Выбор цвета проводился с опорой на эту систему.
Сам Люшер рассказывает об этом так: «Почему я использую цвета? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять разницу между словом и эмоциями. Если я попрошу человека описать мне сюиту из балета «Щелкунчик», то вряд ли он сможет подобрать слова для передачи тех чувств, которые возникают при ее прослушивании. Это невозможно. Чувства и эмоции, которые вызывает музыка, нельзя передать с помощью слов.
И таким мостиком, ведущим нас к эмоциям, является цвет. Ведь восприятие цвета — это ощущение, с его помощью я могу измерить восприятие и чувство. Это прямой путь к тому, чтобы «увидеть» всю эмоциональную сферу человека.
При работе над тестом важно прекратить думать. Здесь необходимо ориентироваться на собственные ощущения».

ПРОЕКЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Восприятие цвета — объективный и универсальный процесс. Часто говорят, что тест Люшера является проективным тестом. Но сам автор убежден, что это не так.
Проективным тестом является, к примеру, тест Роршаха. Наше восприятие пятен при его выполнении — это наши проекции. А в тесте Люшера мы имеем дело с объективной реальностью.
Воспринимая, к примеру, красный цвет, мы понимаем, что это объективно красный цвет, а не его проекция. Специально подобранные цвета теста — своего рода объективный измерительный инструмент.
Тест включает 23 цвета и их оттенки, которые составляют 81 сочетание. Каждый из основных цветов имеет свою цифру, и все их оттенки также пронумерованы.
«Повторение цветов нужно для того, чтобы определить, насколько устойчивы цветовые предпочтения человека, — поясняет Люшер, — а толкование, интерпретация результатов проводится по особой формуле и зависит от силы индивидуального предпочтения каждого цвета».
Дальнейшие исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость.
Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» — к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а Макс Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее.
В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.

КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ

Если мы представим себе прямую линию и на одном ее полюсе поместим какое-либо качество, то на другом возникнет то, что тесно с ним связано и часто является его причиной. Если человек фрустрирован, то на «противоположном конце» обязательно будет агрессия.
Или: если человек предпринимает массу усилий, чтобы стать привлекательным, чтобы его любили, велика вероятность, что он ощущает комплекс неполноценности и пытается таким образом найти выход.
Центр, в котором пересекаются эти воображаемые линии, Макс Люшер называет «неосознаваемой совестью». Это не те программы, которые заложены воспитанием, этическими и религиозными нормами, а глубинная убежденность человека в том, что нельзя совершать по отношению к другим то, чего бы ты не хотел, чтобы совершили по отношению к тебе. И. Кант назвал это главным принципом этики.
Мы, как психологи, должны не только осознавать свои чувства, но и понимать, почему они возникают. Это помогает нам понять чувства и намерения другого человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: