Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Оперативный сотрудник как основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее ОРД……………...………………….4
Заключение…………………………………………………………………14
Список используемой литературы………………………………………..16
Введение
Статья 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349 (далее - Закон об ОРД) определяет оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.
Для того, чтобы данная деятельность была законной, и не нарушала права человека и гражданина, она должна иметь под собой правовую основу. Под правовой основой такой деятельности (точнее - нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.
Глава 1. Оперативный сотрудник как основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее ОРД
|
Оперативник – это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа или специальной службы России должностное лицо, непосредственно полностью или частично осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Оперативник обладает соответствующим юридическим статусом, т.к. совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленных Федеральным Законом об ОРД, законодательными и иными нормативно-правовыми актами России.
Оперативники обладают правами и свободами человека и гражданина, с некоторыми ограничениями (обусловленными особенностями ОРД), которые установлены законами России. Так, оперативником может быть лицо, обладающее гражданством только России.
Известны различные критерии для классификации этих должностных лиц.
Назовем основные:
1) по принадлежности к соответствующему оперативно-розыскному органу различают оперативников: органов внутренних дел (сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями и др.); органов ФСБ России (контрразведчиков территориальных органов, органов безопасности в войсках и др.); и т.д.
Вне зависимости от ведомственной принадлежности все оперативники согласно норм Федерального Закона об ОРД обладают равными полномочиями в ОРД;
2) по тому, состоят в штате конкретного оперативно-розыскного органа или же нет, различают оперативников: состоящих в штате (на соответствующей должности как гласной, так и негласной) и внештатных оперативных сотрудников;
|
3) по характеру проведения ОРМ различают оперативников:
так называемых агентуристов, т.е. работающих в основном с агентами;
осуществляющих личный сыск, т.е. непосредственно (как гласно, так и конфиденциально) ищущих и выявляющих преступления и лиц, их совершивших;
сотрудников подразделений наружного наблюдения;
сотрудников оперативно-технических подразделений.
4) по объему предоставленных полномочий различают;
оперативных сотрудников (исполнителей) и руководителей.
В оперативно-розыскной деятельности на оперативников возлагаются соответствующие обязанности и им предоставляются права для достижения целей ОРД и решения ее задач.
Сотруднику оперативного подразделения требуются условия для осуществления своей деятельности.
Для этого необходимо:
назначение на должность в конкретном операппарате, предоставление полномочий, адекватных задачам оперативно-розыскной деятельности;
специализация по линии или профилю оперативно-розыскной работы, соответствующей его способностям (оперативная работа, аналитическая деятельность, оперативно-техническая разведка и др.).
Назначение на должность сотрудника оперативного подразделения означает предоставление оперработнику определенных полномочий.
Во-первых, должностное лицо оперативного подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, в интересах разрешения задач ОРД вправе:
осуществлять сбор, накопление, анализ, проверку и использование информации, связанной со сферой и инфраструктурой преступности, а также иных сведений, необходимых для обеспечения безопасности общества и государства;
|
создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие разрешение задач ОРД;
заводить дела оперативного учета и осуществлять производство по ним с соблюдением условий осуществления оперативно-розыскного процесса;
осуществлять сбор данных, характеризующих личность граждан, необходимых для принятия решения об их соответствии работе на важных государственных постах, а также в определенных учреждениях, организациях, иных объектах, о доступе к государственным или иным охраняемым законом секретам; осуществлять оперативно-розыскные мероприятия при исполнении поручения следователя, указаний прокурора и решений суда по уголовным делам, принятым ими к производству, если эти поручения, указания и решения изложены в письменной форме;
проводить оперативно-розыскные мероприятия по исполнению запросов соответствующих международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, если их исполнение поручено ему руководителем оперативного подразделения;
принимать меры по обеспечению прав и законных интересов физических лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативным подразделением, а также безопасности сотрудников оперативного подразделения, членов их семей, близких родственников и по защите их имущества.
Во-вторых, должностное лицо оперативного подразделения, осуществляющего ОРД в полном объеме, в процессе разведывательной деятельности в сфере и инфраструктуре преступности, осуществления оперативной проверки, производства по делам оперативного учета и иным оперативно-розыскным материалам вправе:
осуществлять опрос граждан, должностных лиц, получать от них информацию, использовать их добровольную помощь;
получать с использованием методов конспирации информацию от лиц, если есть основания полагать, что данные сведения имеются в их распоряжении, но они не желают предоставить ее непосредственно оперативному подразделению;
проводить беседы с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, с применением детекторов симуляции;
устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения конфиденциального сотрудничества с частными лицами;
получать от физических и юридических лиц (независимо от форм собственности) бесплатно или за вознаграждение информацию о готовящихся или совершенных преступлениях, а также об угрозе безопасности общества и государства;
объявлять о назначении вознаграждения за помощь в выявлении и раскрытии преступлений, задержании разыскиваемых лиц и выплачивать его физическим и юридическим лицах, оказавшим соответствующую помощь оперативному подразделению;
привлекать к проведению оперативно-розыскных мероприятий как открыто, так и конфиденциально отдельных частных и должностных лиц, специалистов, экспертов в сфере науки, техники и других областях;
истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений и организаций (независимо от подчиненности и форм собственности);
наводить справки по учетам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также проверять по информационным системам учреждений, предприятий и организаций (независимо от подчиненности и форм собственности), лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений для выяснения их образа жизни, источника и размера их доходов, а также иных сведений, необходимых для решения задач ОРД;
получать информацию из автоматизированных, справочных систем и банков данных, создаваемых органами судебной системы, органами прокуратуры, правоохранительными органами, а также министерствами, ведомствами и другими государственными органами;
беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а на территорию воинских частей и других режимных объектов по согласованию с их руководителями для выяснения данных, требующихся для разрешения задач ОРД. Изымать в помещении и на территории указанных объектов материалы, документы, сырье, образцы продукции и другие объекты для исследования, в том числе без сообщения об их изъятии;
обследовать жилые помещения, здания, сооружения, участки местности, транспортные средства с согласия их владельцев или обитателей для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, обнаружения разыскиваемых лиц;
проникать, используя методы конспирации, в квартиру, помещение, транспортные средства и другие, публично недоступные объекты с целью выявления, фиксации, изъятия следов преступления, документов и других предметов-носителей информации об их совершении, предварительного исследования этих объектов, а также для обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий;
производить проверочную закупку, а также в иной форме собирать образцы для сравнительного исследования; осуществлять предварительное исследование обнаруженных и негласно зафиксированных либо изъятых следов противоправных деяний, иных предметов и документов, сырья, образцов продукции и других объектов для выявления фактов противоправной деятельности;
осуществлять поиск и отождествление личности по приметам;
проводить оперативное обследование физического лица; осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино-, видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств;
устанавливать оперативное наблюдение и проводить документирование с использованием современных методов и технических средств;
осуществлять оперативный контроль поставок, товаров, веществ и иных материальных ценностей, являющихся предметами противоправной деятельности и предназначенных к провозу, вывозу или ввозу на территории государства;
контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;
осуществлять оперативное прослушивание телефонных и иных переговоров, а также получать информацию с использованием технических средств, обеспечивающих специальный контроль электросвязи;
проводить оперативные и технологические (на базе применения средств оперативной техники) эксперименты; осуществлять оперативное проникновение в преступные группы, в сферу и инфраструктуру преступной деятельности, на криминогенные объекты негласных работников оперативных подразделений либо сотрудничающих с ними лиц с сохранением в тайне достоверных данных, касающихся их личности;
применять в ходе осуществления ОРМ модель поведения, имитирующую преступную деятельность; осуществлять маркировку специальными химическими и другими веществами объектов в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий;
применять служебно-розыскных собак;
осуществлять личный досмотр лиц, задержанных по подозрению в совершении противоправных деяний, проверять и осматривать документы, удостоверяющие их личность, изымать и осматривать находящиеся при них вещи и документы, а также досматривать их жилые помещения, рабочие и иные места, транспортные средства;
организовывать проведение и принимать участие в проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности);
привлекать к проведению этих проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов учреждений, организаций, контрольных и финансовых органов;
получать на основании письменного требования от банков, кредитных, таможенных, финансовых и других учреждений, предприятий и организаций (независимо от форм собственности) немедленно, а в исключительных случаях не позднее 10 суток информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренних и внешних экономических соглашениях физических и юридических лиц;
привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществлять ОРД, силы и средства оперативных подразделений этих органов для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, если на это имеется разрешение руководителя оперативного подразделения, а в случаях, предусмотренных нормативными актами, руководителей органа, осуществляющего ОРД.
В-третьих, должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, для обеспечения конспирации своей деятельности вправе:
создавать конспиративные предприятия и организации;
иметь правовой статус гласных или негласных штатных работников;
изготавливать и использовать документы, зашифровывающие личность и ведомственную принадлежность оперативных работников, граждан, сотрудничающих с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе, а также оперативных подразделений и их помещений, транспортных средств;
использовать регистрационные и отличительные знаки предприятий, учреждений и организаций, а также осуществлять иные меры по зашифровке оперативных подразделений и их кадрового состава, организации их деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
осуществлять защиту государственной и служебной тайны в оперативных подразделениях, используя в этих целях технические средства.
В-четвертых, должностные лица оперативных подразделений вправе пользоваться при проведении оперативно-розыскных мероприятий полномочиями сотрудников правоохранительного органа, в штаты которого они входят, а также правами, предоставленными в соответствии с нормами законов, определяющих правовой статус этих органов.
В-пятых, должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, вправе:
осуществлять в соответствии с законодательством превентивное задержание лица, причастность которого к тайной, маскируемой противоправной деятельности подтверждается оперативно-служебными документами, отражающими результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных с соблюдением условий осуществления ОРД;
проводить с использованием методов конспирации операции по задержанию вооруженных преступников и пресечению тяжких преступлений;
преследовать лицо, совершившее или совершающее преступление, и осуществлять его задержание.
В-шестых, должностное лицо оперативного подразделения, проводящее ОРД в полном объеме, может быть уполномочено руководителем органа дознания осуществлять дознание по уголовному делу. При этом должностное лицо оперативного подразделения — дознаватель — до передачи уголовного дела следователю или прокурору вправе возбудить на основе материалов ОРД производство по уголовному делу, принять его к своему производству или направить по подведомственности, а также отказать в возбуждении производства по уголовному делу.
В-седьмых, должностное лицо оперативного подразделение вправе содействовать и осуществлять в соответствии с законодательством производство по делам об административных правонарушениях, таможенным и налоговым правонарушениям, нарушениям правопорядка в пенитенциарных учреждениях. При этом указанный оперработник вправе пользоваться полномочиями правоохранительного органа в соответствии с законодательным актом, определяющим нормативно-правовой статус этого ведомства.
Следует особо подчеркнуть, что сотрудник оперативного подразделения проводит только ту, определенную данным законом оперативно-процессуальную деятельность, которая необходима для достижения целей и разрешения задач, предусмотренных законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, в штаты которых он входит. Кроме того, он правомочен проводить оперативно-розыскные мероприятия только в пределах полномочий и в том объеме, который установлен законами, регламентирующими компетенцию органов, осуществляющих ОРД, а также правовыми актами, регламентирующими организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе действовать тайно, опираясь на содействие физических лиц.
Важно то, что должностные лица субъектов оперативно-процессуальной деятельности находятся под защитой государства и имеют установленные законом правовые и социальные гарантии. Ущерб, причиненный имуществу должностного лица — субъекта оперативно-процессуальной деятельности — или близких его родственников в связи со служебной деятельностью данного должностного лица, подлежит возмещению в полном объеме из средств государственного бюджета.
Никто не имеет права вмешиваться в оперативно-процессуальную деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности и их должностных лиц. Исключение представляют особо уполномоченные законом лица, осуществляющие это в установленном законом порядке.
В ходе мероприятий оперативно-процессуальной деятельности оперативные работники подчинены только закону и своему непосредственному и прямому начальнику. Если задание или распоряжение противоречит закону, должностное лицо обязано руководствоваться требованиями закона. Если в результате выполнения задания или распоряжения может быть совершено преступление, должностное лицо обязано незамедлительно сообщить об этом вышестоящему начальнику и прокурору.
При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-процессуальную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного и общественного долга.
Работникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляются дополнительные льготы в вопросах социально-бытового и финансового обеспечения в порядке, установленном правительством и органами местного самоуправления.
При наличии данных об угрозе жизни, здоровью или имуществу работника и его близких родственников в связи с осуществлением им оперативно-розыскной деятельности в интересах безопасности государства или по раскрытию тяжкого преступления или раскрытию организованной преступной группы оперативное подразделение обязано принять специальные меры по обеспечению его безопасности, изменению данных о лице, места жительства, работы и учебы и других в порядке, определяемом правительством.
Заключение
Таким образом, под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Согласно Закона об ОРД такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Иначе говоря, правовая система оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее источников относится к законам, а другая - к подзаконным актам.
В целом, источники образующие правовую основу ОРД, можно разделить на три основные группы:
- устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;
- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
- регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
Стоит отметить, что предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу ОРД, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем указано в ст. 4 Закона об ОРД, и эти источники были рассмотрены нами выше. В целом, правовые источники, составляющие правовую основу ОРД, можно представить в виде определенной системы.
Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие основу оперативно-розыскной деятельности: в первую очередь, это Федеральный Закон об ОРД, занявший ключевое место в правовой основе оперативно-розыскной деятельности; во вторую очередь, это, законодательные акты, определяющие нормативно-правовой статус и направления деятельности оперативно-розыскных ведомств.
Во-вторых, самостоятельную группу нормативных источников составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-розыскные отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемые в ОРД.
В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (под ред. В.В.Николюка), М.: "Спарк", 2011
4. Басков В.И. Оперативно - розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во " Бек ",2010.
5. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник для юрид.вузов.- СПб.2006.
6. Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельностью. Спецкурс лекций.- М., Фирма АВС, 2007.
7. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности).- Учебное пособие, М., 2009.
8. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций., Казань, Изд-во Казан. ун-та., 2007
Дата: 3 октября 2012 г. Подпись: ___________ (Назаров В.С.)