Методическое обеспечение образовательной деятельности




I.Целевой раздел

Пояснительная записка.

2.Цель и задачи рабочей программы

3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Характеристика возрастных возможностей детей в музыкальном воспитании.

5.Планируемые результаты.
6.Система оценки результатов освоения программы

II.Содержательный раздел

1.Образовательная деятельность ОО «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

2. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности

3.Детское исполнительство
4. Нерегламентированная музыкально-игровая деятельность

5. Перспективный план реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Работа с родителями.

7.Работы с воспитателями.

III.Организационный раздел

Предметно-развивающая среда

Методическое обеспечение образовательной деятельности

3.Циклограмма образовательной деятельности музыкального
руководителя в 2017- 2018 году

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ "Детский сад "Ягодка"
_____________Ю.В.Ладина
Приказ от 31.08.2017г.-№ 61

 

Рабочая программа музыкального руководителя
на 2017-2018 учебный год

Ивановой Ирины Ивановны

Новосибирск 2018

I.Целевой раздел

1.Пояснительная записка


Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица
воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов
педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными
образовательными программами, реализуемыми в ДОУ. Разработка программы осуществлена в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013
года № 26, (далее – СанПиН).
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.11.2013 N 30384).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования".
Настоящая рабочая образовательная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, м.А. Васильевой,
«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, образовательной программы ДОУ, требований ФГОС.

5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание дошкольников», М., 1984
Рабочая программа разработана для построения системы педагогической деятельности для детей группы раннего
возраста, младшей группы, старшей группы и направлена на обеспечение гарантии качества содержания, создания
условий для практического освоения задач в музыкальной деятельности, обеспечения индивидуального развития и
раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
В рабочей программе определены целостно – целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и
средства развития ребёнка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей
дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусств в условиях дошкольного образовательного
учреждения.


2.Цель и задачи рабочей программы

Целью Программы является музыкальное развитие детей дошкольного возраста 3-7 лет с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей».


Задачи программы:


- развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких
качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций,
уважение к традиционным ценностям.
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности воспитательно-образовательного процесса.
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
- вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка.
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические
перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного
обучения.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов музыкальной деятельности
(слушание, пение, музыкально – ритмические движения, элементарное музицирование, развитие песенного и
танцевального творчества).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в индивидуальной работе с детьми.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы

 

3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.


При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно
соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только
на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно –тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной
формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:
совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных
условий образования детей дошкольного возраста.

 

4.Характеристика возрастных возможностей детей в музыкальном воспитании
Характеристика возрастных возможностей детей раннего возраста


На третьем году наблюдается дальнейшее развитие музыкальности ребенка, и прежде всего ее ведущего
компонента — эмоциональной отзывчивости на музыку. Малыш не только откликается на общее настроение,
переданное в музыке, но и выделяет понятные интонации восхищения, горя, вопроса и ответа.
Развивается музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша.
Он помнит многие музыкальныё произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит
многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные
произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.
Развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах
музыкальной выразительности контрастных регистрах, тембрах детских музыкальных инструментов; темпах, ритмах и
динамике музыкального звучания.
В течение третьего года развивается активность детей в музыкальной деятельности. В связи с обогащением речи
интенсивно развивается певческая деятельность. Малыш получает удовольствие от исполнения песен, он подпевает
концы фраз, повторяющиеся фразы и, наконец, поет несложные песенки, построенные на простой мелодии с
повторяющимися речевыми фразами. Большинство детей поют песни выразительно, напевно, но неточно передают
мелодию песни.
Успешно развиваются движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности ребенка. Дети
уже овладели разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки. Танцевать любят
под пение взрослого, а также под инструментальную музыку без атрибутов и с ними. Чаще танцуют вместе со взрослым,
но умеют плясать и самостоятельно. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Движение в хороводе для них
затруднено.
Кроме овладения разнообразными движениями, дети уже способны сочетать в пляске движения рук и ног (хлопки
в ладошки и притопывание ногой и т. п.), сочетать движения и подпевание (кружатся и подпевают «ля-ля-ля») и т. п.
Дети способны активно участвовать в музыкальных сюжетных играх, поскольку в этом возрасте интенсивно
расширяются их представления об окружающем мире: Ребенок охотно исполняет образную роль шофера, взяв руль и
исполняя песню про машину. Он понимает взаимоотношение в игре под музыку (цыплята должны убегать от кошки,
кошка должна догонять цыплят). Малыш может передавать особенности музыкального звучания (при замедлении темпа
музыки карусель постепенно останавливается — дети замедляют бег и т. п.).
В этом возрасте малыши готовы к музыкально-творческим проявлениям как в пении (придумывают плясовую,
колыбельную для куклы), так и в играх-драматизациях — импровизируют характерные особенности движений игровых
персонажей.


Характеристика возрастных возможностей детей младшей группы

На четвертом году жизни интенсивно формируются основы личности ребенка. В этом возрасте у него развиваются
такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление
быть хорошим, добрым. Поэтому он с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с
образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением; у
ребенка продолжает развиваться музыкальное восприятие. Его внимание становится все более произвольным, поэтому
он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца, т. е. обладает элементарными основами
культуры слушания музыки. Уровень восприятия музыки вполне достаточен, чтобы он служил основой для дальнейшего
музыкального образования ребенка (воспитания, обучения и развития).
В этом возрасте у малыша уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Большинство
детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии
их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных
жанров (песня, танец, марш), а также некоторые виды песни (колыбельная и плясовая).
Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство детей так же
ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только более
эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические
оттенки музыки, тембры инструментов. Поэтому они довольно легко в непринужденной обстановке осваивают
музыкально-дидактические игры и упражнения, доступные их возрасту по содержанию, правилам и длительности. У
детей могут успешно развиваться музыкально-сенсорные способности. Таким образом, данный возраст весьма
благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки.
Однако необходимо помнить, что в этом возрасте произвольность поведения только формируется, музыкальная
деятельность малыша имеет неустойчивый характер, поэтому он по-прежнему не может долго слушать музыку и
продолжительность ее слушания должна быть четко регламентирована.
На четвертом году у детей продолжает оставаться большой интерес к певческой деятельности, они способны
успешно ею овладевать:
• Прежде всего, имеется большое желание петь знакомые песни, осваивать новые.
• Овладение речью позволяет большинству дошкольников довольно внятно пропевать слова песни.
• Подражая взрослым, дети достаточно легко осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие
фразы (два-три слова).
• Не только различают, но и воспроизводят низкие и высоки звуки нефиксированной высоты.
Вместе с тем возможности детей в пении, безусловно, по-прежнему невелики, поскольку голосовые связки
находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос у ребенка довольно слабый, естественное пение отрывистое
(говорком); певческое дыхание очень короткое (часто разрывает фразу на отдельные слова, а слово на слоги); певческая
дикция в основном нечеткая и неясная, а у не которых детей вообще отсутствуют отдельные звуки; певческий диапазон
небольшой (ре — ля первой октавы), у детей уже проявляется тип певческого голоса (высокий, средний, низкий), в силу
психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию в
основном неверно.
Дети четвертого года вполне успешно могут осваивать певческую деятельность, несмотря на довольно скромные
физиологические и психологические возможности.
На четвертом году в связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата ребенка и повышением
двигательной активности у него отмечаются новые положительные возможности:
• движения под музыку становятся довольно координированными по сравнению с детьми третьего года.
• В танцах, играх способен проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или
грустный), различает контраст в музыке.
• Может менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки.
• Может выполнять довольно ритмично такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные
танцевальные движения.
• С большим удовольствием в танцах, играх выполняет движения самостоятельно под пение взрослого.
• С радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения.
• Проявляет некоторые предпочтения — особенно нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, так как
в них ребенок способен выполнять игровые роли.
Вместе е тем возможности малыша в движениях под музыку остаются небольшими:
• Движения выполняются тяжеловато, не может их детализировать и стремится выполнить как бы в общих чертах.
• Не следит за осанкой, за положением головы.
• Затруднена естественность, непринужденность движений.
• В свободных плясках старается держаться группы детей.
• Довольно слаба ориентировка в зале и т. п.
• Продолжительность игры танца небольшая.
Но все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Однако, несмотря
на перечисленные трудности, этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее
привлекательных.
На четвертом году ребенка все больше привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек, так
как у него к этому времени довольно хорошо развит тембровый слух. Его привлекает звучание таких детских
музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска
самодельных звучащих игрушек.
Ребенок довольно легко различает не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику
их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше
передает быстрый темп.
В этом возрасте можно наблюдать развитие инструментальной импровизации — малыш с удовольствием пытается
импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с интересом обследует музыкальные
инструменты: изучает пластинки, кнопки и т. д., проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду.
Однако возможности приобщения ребенка к игре на детских музыкальных инструментах остаются, по-прежнему,
невелики — у него небольшой слуховой опыт и недостаточная координация движений руки.


Характеристика возрастных возможностей детей старшей группы

На шестом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов
детской музыкальной деятельности.
В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни,
о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанной с обслуживанием детей в детском саду; о природе
родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с ребенком. Ребенок шестого года
жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а
также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее.
При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту овладевают
культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее
любимые произведения. Легко различают только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоциональнообразное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера
музыки, динамики развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности,
отдельные интонационные ходы.
Кроме того, интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей, дети могут довольно тонко
слышать различать выразительные отношения музыкальных звуков.
Далее развиваются такие музыкальные способности, как высотный слух, дошкольники начинают различать
интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.
Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее появление музыкального мышления ребенка. Он уже
способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные
музыкальные произведения по кому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.).
Таким образом, дети шестого года жизни обладают большими возможностями для дальнейшего развития
восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов и т. д. Однако необходимо помнить, что
имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и в какой-либо
период могут временно утрачиваться.
На шестом году жизни, как правило, у ребенка сформирована потребность в пении: он способен петь гораздо
более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром.
В этом возрасте можно отметить следующие положительные особенности пения детей:
• Голос стал более звонким.
• Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен
диапазон в пределах ре-си первой октавы.
• Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью
певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат
пение другого ребенка).
• Могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи
выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне.
• Могут петь на одном дыхании фразы песни.
• Певческая дикция у большинства детей правильная.
• Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.
В то же время голос у детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок.
Поэтому педагог должен помнить об охране детского голоса. При этом условии дети могут успешно осваивать далее
певческую деятельность.
На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие
ребенка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх,
танцах — более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений,
выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под
следующую часть.
Ребенок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими
ритмичности и координированности их исполнения. Дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и
танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Они
свободно ориентируются в пространстве помещения, в достаточной мере легко выполняют основные движения.
Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят
придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.
Однако, безусловно, возможности ребят шестого года жизни еще несколько ограничены: в движениях еще нет
необходимой пластичности, выразительности. Тем не менее эта возрастная ступень имеет большое самостоятельное
значение в последовательном музыкально-ритмическом развитии каждого ребенка.
Таким образом, в этом возрасте у детей имеются прекрасные возможности для овладения музыкальноритмическими движениями. Однако необходимо при физических нагрузках (в играх, танцах) учитывать группу здоровья
каждого ребенка.
На шестом году жизни движения детей становятся все более координированными, поведение — более
осмысленным и управляемым самим ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности:
ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на
музыкальных инструментах, в частности на металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее
часто встречается в ДОУ.
В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов дошкольники добиваются в использовании
таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска
звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача ее удается им лишь пока в свободной
импровизации.
При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих
друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.
Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона, ориентируясь на низкие и высокие звуки.
Это способствует довольно легкому освоению элементов нотной грамоты.
В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического.
Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном
инструменте — металлофоне, а также и на других музыкальных инструментах.


5. Планируемые результаты

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы,
воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений,
сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность),
умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности,
самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; - становления эстетического
отношения к окружающему миру;
- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства; - сопереживания персонажам
художественных произведений; - реализации самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «
Художественно – эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный Государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов
музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного
процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагогамузыканта и нормативным способом.
НОД проводятся 2 раза в неделю в соответствии с требованиями СанПина.


Группа раннего возраста - 10 минут
Младшая группа - 15 минут
Старшая группа - 25 минут


6.Система оценки результатов освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической
диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. Процедура
отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

II. Содержательный раздел
1.Образовательная деятельность ОО «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)


Группа раннего возраста.
(от 2 до 3 лет)


Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера,
понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.
Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с
воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать,
притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает,
зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко
поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением
характера музыки или содержания песни.


Младшая группа
(от 3 до 4 лет)

Слушание. Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и
определять, сколько частей в произведении. Познакомить с тремя жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать
развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки
(весёлый, бодрый, спокойный), эмоционально на неё реагировать.
Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в
силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов
(музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном
темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю- баю» и веселых мелодий на
слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее
звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально,
бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой.
Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и
характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет
медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных
движений под плясовые мелодии. Учить более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых
животных.
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными
инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.
Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах/


Старшая группа.
(от 5 до 6 лет)


Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё. Формировать музыкальную
культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные
способности детей: звуковысотный, ритмичный, тембровый, динамической слух.
Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную
память через узнавание мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза)
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов
(клавишно –ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение. Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй
октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова,
своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и
тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать
проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный
вкус.
Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Учить детей сочинять мелодии различного
характера: ласковую колыбельную, задорный и бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.
Музыкально – ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки,
её эмоционально – образное содержание. учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие
перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в
соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений
(поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение;
приседание с выставлением ноги вперёд).
Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки
инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль,
ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.
Музыкально – игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество; учить придумывать
движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Учить
самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания
песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных
инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.


2. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности
2.1. Восприятие
Ценностно-целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных
музыкальных жанров. Формирование овнов музыкальной культуры.

Группа раннего возраста Младшая группа Старшая группа
1. Ребенок овладевает культурными способами деятельности: слушает спокойные,


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: