Технику ворсового ковроткачества называют также узелковой техникой. Пушистую поверхность изделий образуют концы цветной утoчной пряжи, которая завязывается горизонтальными рядами в виде узлов на каждой паре нитей основы. Узлы бывают двойные и полуторные, вяжутся они с использованием ножа-крючка (рис. 24). Такой крючок можно сделать из кухонного ножа или ножовки.
Родиной ворсовых ковров узелковой структуры являются страны Востока: Персия, Индия, Турция, Средняя Азия, Кавказ. Ворсовые ковры как вид народного декоративно-прикладного искусства прошли тысячелетний путь развития, во время которого сложился условный язык орнамента, оригинальный и самобытный.
Рис. 24-25
Различают высокоплотные, среднеплотные и низкоплотные (махровые) ворсовые ковры.
Высокоплотные ковры характерны для Туркмении. Их плотность по основе – от 40 до 60 пар на 1 дм. Высота ворса 4-6 мм. Для их выработки используется высококачественная тонкая чистошерстяная пряжа, чаще используется полуторный узел (рис. 25).
Среднеплотные ворсовые ковры имеют плотность по основе 30-40 пар, высоту ворса 8-10 мм; для них применяются более грубые сорта пряжи. Среднеплотные ворсовые ковры ручной выработки имеют широкое распространение. Применяется двойной узел, создающий пропорциональный геометрический узор.
Махровые (санные) ковры вырабатывались в России в курской, Воронежской губерниях, на территории Сибири. Такими коврами покрывали сани и повозки зимой. С развитием железных дорог широкое производство махровых ковров прекратилось. Махровые ковры относятся к низкоплотным коврам. Плотность по основе – 16-20 пар на 1 дм. Рисунок чаще растительный. Узлы вяжутся двойные, причем вручную, без использования крючка, толстой крученой нитью. Высота ворса 20-30 мм.
|
Для того, чтобы выполнить образец ворсового ковра потребуется отдельный станок-рама. Гвозди для основы нужно набить с таким расчетом, чтобы их было по 30 штук на 1 дм (можно расположить их через равные расстояния в 3 или даже 4 ряда).
Теперь приступаем к рисунку. Для первой работы выберем фрагмент классического ворсового ковра (например, дагестанского) и переведем его на клетчатую бумагу. Каждая клетка теперь – это один ковровый узел (рис. 26). Цветовая гамма восточных ковров яркая, контрастная, но не следует забывать, что в маленькой работе не нужно использовать больше 3-5 цветов – будет слишком пестро. В ворсовых рисунках широко используются контуры в 1-2 узла. Эскиз в цвете лучше сделать отдельно, а на техническом рисунке должны легко прочитываться клетки. Кстати, при использовании стандартной клетчатой бумаги (5 х 5 мм) рисунок будет больше натуральной величины изделия.
Рис. 26
Сновка производится по уже отработанной схеме (рис. 3). Засновывается необходимое количество пар нитей основы по техническому рисунку (одна клетка по горизонтали равна одной паре) плюс четыре закрайные пары.
Основа заправляется в прежнем порядке: ремизная планка, картонка, «косичка», ремизки. Затем выполняется заработка: ткется гладким паласным переплетением 10-15 мм х/б нитью.
Ткачество состоит из рядов узлов, завязанных на парах нитей основы и закрепляющих прокидок х/б нитью, которая по окончании работы не будет просматриваться на лицевой стороне.
На крайних сдвоенных парах узлы не вяжутся, выполняется «восьмерка» х/б уткoм. Первый ряд – кайма, поэтому все узлы одного цвета. Берем первую, после сдвоенных, пару основы. Крючком оттягиваем правую нить (из этой пары) на себя, затем под нее левой рукой помещаем конец уткa (от клубка) (рис. 27а). Крючком этот конец захватываем вокруг левой нити и вытягиваем в середину (рис. 27б). Длинный конец отрезаем лезвием ножа-крючка (рис 27в). Образовавшиеся два кончика утoчной нити затягиваем в узел. Такой узел называется двойным. Выполняем эти операции поочередно на всех парах ковра.
|
Рис.27
Между узлами не должно быть просветов. Но и по толщине они не должны «выталкивать» друг друга из ряда. В соответствии с этими требованиями, нужно скорректировать толщину утoчной нити.
Когда ряд готов, мы закрепляем его прокидками паласного гладкого переплетения. На краях делаем 2-3 «восьмерки». Край должен быть аккуратным и очень плотным. Прокидок может быть две-три. Ряды узлов вместе с ними должны образовывать после усадки 3-3,5 мм (для тридцатой плотности).
Каждый ряд подстригается ножницами. Высота ворса должна быть везде одинаковой – 8-10 мм. Для стрижки ножницы держим параллельно поверхности ковра двумя руками: одной за кольца, другой – за концы и продвигаем их (смыкая и размыкая) справа налево (рис. 28). Ножницы должны быть очень острыми.
Рис.28
Последовательно вяжем ряды узлов по рисунку. Помним, что одна клетка соответствует одному узлу. Клетки считаем от края очень внимательно, чтобы не перепутать, где какой цвет. Для удобства можно отмечать на рисунке каждый завязаный ряд.
Стараемся не оставлять концы х/б закрепляющего утка, врабатываем его в серединке и до самого кончика. После каждого ряда его обрезать не надо, оставляем моточек с краю. Высота края после каждого ряда должна соответствовать по высоте основному ковровому полю. Усаживаем ряды прокидок вилкой-колотушкой.
|
Когда связан последний ряд узлов, ткется снова 10-15 мм заработки и делается «косичка». Теперь срезаем образец со станка, закрепляем основу узелками у самой «косички» и оформляем по своему усмотрению. Если поверхность ворсового ковра недостаточно ровно подстрижена, можно ее немного подровнять, положив изделие на стол (не на весу), но главное - не отрезать лишнего – ведь это уже не исправить.
Узелковая техника очень трудоемка, требует много времени и в 3-5 раз больше материалов, чем гладкое переплетение.
Махровые ковры имеют свои особенности. Рисунок лучше всего сделать растительный, например, цветочную подушку, декоративную, с крупными яркими формами. На техническом рисунке нужно еще раз просмотреть все силуэты, избегая элементов в один узел (он может потеряться в готовом изделии).
Для махрового ковра подойдет плотность 16 (16 пар нитей основы на 1 дм) или можно использовать станок для паласного переплетения с плотностью основы 20.
Махровые узлы вяжутся вручную, без применения крючка. Перед началом работы нужно заготовить отрезки цветного шерстяного уткa длиной 50-60 мм. Чтобы они были одинаковыми, нитку намотаем на круглую деревянную палку соответствующего сечения и затем ножом разрежем все нитки по одной линии.
Чтобы завязать махровый узел возьмем один отрезок утoчной нити, приложим его поверх пары основы, затем два его конца заведем двумя руками вниз между нитями основы и вытянем вперед на себя, затягивая (рис. 29). Получается также двойной узел. Кончики постараемся оставить одинаковыми по длине. Высота ворса может быть 20-30 мм.
Рис.29
Махровые ковры не стригут, благодаря чему рисунок получается размытый, мягкий. Однако, поскольку у учащихся нет опыта в завязывании узлов, можно слегка подравнивать ворс после каждого ряда.
Закрепляющих прокидок должно быть тоже больше (для двадцатой плотности ряд узлов вместе с закрепляющими прокидками должен после усадки давать высоту 5-6 мм, промерить это можно с изнаночной стороны ковра).
Тема 6. СУМАХ
Сумахи (в литературе можно встретить также написание с двумя буквами «м» – суммах) – это гладкие односторонние ковры, которые традиционно ткались на Кавказе (Дагестан, Грузия, Азербайджан).
Эти своеобразные древние ковры вызывают огромный технико-художественный интерес. Их поверхность напоминает изделия, связанные на спицах, так как ее образуют сумаховые «косички», закрепленные х/б уткoм. Таким образом, также как и в ворсовом ковре, в сумахе участвуют два уткa: цветной, образующий рисунок, и закрепляющий.
Рисунки сумахов геометрические, включающие зооморфные и антропоморфные изображения. Колорит сумахов основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых, оранжевых тонах.
Сумахи относятся к коврам с непропорциональной плотностью. Так их плотность по основе может быть 30 пар на 1 дм, а плотность по уткy - 40. Таким образом, получается вытянутый характер рисунка с углом геометрических форм в 30° вместо привычного угла в 45°. Благодаря этой особенности рисунок сумаха легко отличить от рисунка ковров с пропорциональной плотностью (паласа, ворсовый ковер).
Классические сумахи – плотные, высококачественные ковровые изделия, которые использовались для утепления жилища и были очень долговечны.
Однако на сегодняшний день, выполняя образец сумаха, мы ставим чисто декоративные задачи, и поэтому я рекомендую вместо традиционных 30 и 35 плотностей использовать 20-ую и более толстую крученую пряжу. Сумах сохранит свою технику и характер рисунка, утратив только непосредственную утилитарность.
Также как и в самой первой теме «ПАЛАС», я рекомендую первый образец выполнить без узора, используя ритм полос. Для этого рисунок можно выполнить, как было предложено и для паласной дорожки, и возможен вариант изготовления коллективной работы.
Итак, засновываем и заправляем станок. Ткем заработку 10-15 мм. Концы цветного, узорообразующего уткa принято оставлять наизнанке длиной 50 - 60 мм. На закрайних сдвоенных парах «косичка» не вяжется, здесь, также как и в ворсовом ковре, выполняются только «восьмерки» закрепляющим х/б уткoм. Оставляем кончик цветного уткa наизнанке между закрайними парами и основным ковровым полем слева. Первоначально «косичка» вяжется слева направо: для этого левой рукой оттягивается пара основы и за эту пару шерстяной утoк заводится правой рукой. Конец выводится вниз петли (рис. 30). Так пара за парой охватывается вся ширина основного коврового поля, моточек выводится наизнанку перед закрайними парами.
Рис.30 Рис.31
Сумаховой «косичкой» очень легко стянуть. Нитка должна свободно овивать основу. Петельки на лицевой стороне должны получаться одинаковыми. Ширину изделия нужно контролировать линейкой (или ниткой).
Пробрасываем закрепляющий утoк (2 прокидки), делаем необходимое количество «восьмерок». Теперь моточек шерсти снова выводится налицо и «косичка» вяжется в обратном направлении справа налево и снова скрепляется двумя прокидками паласного переплетения. Это у нас получился один ряд сумаха. Усаживаем его вилкой-колотушкой (рис. 31).
Выполняя сумаховые «косички» (важно запомнить: один ряд – полная «косичка» – это проход в одну и в обратную сторону!) мы должны наловчиться плести их быстро, не стягивая ширину ковра.
Чтобы выполнить сумах с рисунком, возьмем фрагмент классического дагестанского сумаха и выполним по нему технический рисунок. Для этого целесообразно сначала расчертить бумагу так, чтобы клеточки были не квадратной, а прямоугольной, вытянутой по горизонтали формы. Так рисунок будет по характеру больше походить на готовое изделие. Например, стандартные клеточки 5 х 5 мм мы разделим пополам по горизонтали, получится 2,5 х 5 мм, а затем уже по ним построим сумаховые формы верблюдов, лошадей, человечков (рис. 32).
Рассмотрим выполнение такого рисунка.
Начинаем слева направо. Вставляем цветную нить после закрайных пар, конец оставляем наизнанке, плетем половину «косички» (в одну сторону), подсчитав количество клеток на рисунке. Охватив это количество, выводим конец наизнанку и там обрезаем, оставив 50-60 мм. Вставляем в этом же месте следующий цвет. Снова провязываем в одну сторону необходимое количество пар и обрезаем наизнанке. Так доходим до края. Закрепляем половину ряда двумя прокидками х/б закрепляющего уткa. Повторяем все операции в обратную сторону. Снова закрепляем. Усаживаем получившийся один ряд вилкой-колотушкой. Снова подсчитываем клетки (соответствующие парам) по рисунку и переходим к ткачеству второго ряда.
Рис. 32
На готовом изделии с изнаночной стороны образуется ворс, состоящий из концов цветного узорообразующего уткa. Он служил в сумахах дополнительным утеплением.
Поскольку мы работаем на более низкой плотности, можно обрезать цветной утoк не каждый раз, а просто убирать его наизнанку вместе с моточком, а после закрепляющих прокидок выводить налицо. Особенно это удобно, если каким-либо цветом нужно охватить только одну пару основы (например, для контура, глаза верблюда и т.п.). Кроме того, так можно сэкономить время и материалы.
В сумахе огромную роль играет усадка. Она придает ковру прочность. Поэтому стараемся усаживать как можно сильнее каждый ряд и рукой, и вилкой-колотушкой.
Сумах очень трудно поддается исправлениям. Разобрать сотканный кусок чрезвычайно сложно, поэтому нужно очень внимательно считать клетки на техническом рисунке и потом также отсчитывать пары основы на станке. Сотканные ряды отмечаем на рисунке.
По окончании работы не забываем делать заработку, «косичку». Срезаем ковер со станка, подвязываем основу и оформляем образец по желанию.