Над,повиснуть,крашенный,река,коромысло (радуга)




Региональный конкурс

«Слово через призму родного языка».

Направление: конкурс для учителей.

Номинация: внеклассное мероприятие.

«Слово о словах»

Автор Гурина Наталья Викторовна.

Планируемые результаты:

-расширять запас знаний обучающихся в области лексики, грамматики, стилистики русского языка;

-совершенствовать культуру устной и письменной речи;

-развивать интерес к слову, к изучению русского языка.

 

Образовательные ресурсы:

компьютер, мультимедийный проектор.

 

Ход мероприятия.

Учитель. Слово сопровождает нас в течение всей жизни. «Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, которые имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.

 

Ученик 1. Вот как говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать».

 

Учитель: М. Пришвин говорил, что «человек делает машину по своему образу и подобию и части ее называет по-человечески: пальчики, спинка, головка, шейка».

Сила слова беспредельна.

О словах сложено много пословиц и поговорок, давайте вспомним некоторые из них. (Обучающиеся называют пословицы).

 

-Слов много, а толку нет.

- Много слов - много оговорок.

 

Ученик 2. «Хромое слово-кривая речь»,-гласит еще одна русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь была не «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

Учитель. А теперь поговорим о слове, а о каком, вы узнаете, если отгадаете загадку. Внесите «Черный ящик».

Ученик 1. Загадки:

1. Два братца хотят подраться, да руки коротки.

2. Две галочки сидят на одной палочке.

3. Два брата купаются, а третий на берегу валяется.

(если ученики не знают,учитель помогает)

Учитель: А что такое коромысло? Откройте ящик.

Рассматриваем предмет.

Ученик 2. В словаре Ожегова об этом предмете написано следующее: «Коромысло- толстая изогнутая деревянная палка с крючками или выемками на концах для ношения одним человеком двух ведер на плечах.»

 

Учитель: Оказывается, при раскопках в Великом Новгороде в 11-14 вв нашли большое количество дугообразных коромысел. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. У изделий талантливого мастера был свой почерк, их легко можно было отличить по форме и декоративной отделке. Мастер отправлялся в лес за сырьем ранней весной или поздней осенью, когда древесина отличалась особой гибкостью.

(демонстрируются слайды презентации)

Изобретение коромысла имело большое значение: оно облегчало ношение воды, сохраняя здоровее, осанку.

 

Коромысло удобно ложилось на плечи женщины, придерживающей руками ведра с водой. Ведра, надетые на концы коромысла, при ходьбе почти не качались.

Ношение воды на коромысле- целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а коромысло в правой. У колодца или у проруби ведро цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды- держать равновесие.

Ученик 1.

Очевидцы вспоминают, что

«Подходили к речке близко, речке кланялися низко,

-Здравствуй,речка, наша мать, дай водицы нам набрать!»

Служило коромысло до 50 лет. Стояло оно в углу вертикально или висело на стене на специально вбитых колышках или гвоздях.

 

Учитель. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются?

Этимологический словарь раскрывает тайны происхождения слова.Ученые считают это слово темным. В украинском языке слово звучит «коро́мисло», а в белорусском «коро́мисел». Объясняют так: из корма́, украинского корми́га «ярмо», из румынского curmeziș «поперек»,из датского, шведского karm «рамка», из греческого κρεμαστήρ «крюк для котла». Лингвисты до сих пор гадают, откуда к нам пришло это слово.

 

Учитель. Слово «коромысло» используется не только в прямом, но в переносном смысле. Вот попробуйте,изменяя слова, составить предложение и сможете угадать слово.

Над,повиснуть,крашенный,река,коромысло (радуга)

Учитель: Народ ни одного слова не оставляет без внимания. Он вплетает слова в стихотворения, в песни. Давайте послушаем ребят.

Ученик 2. А)Коромысло, коромысло, на плече моем повисло,

Если б ты само пошло, мне бы стало так легко.

 

Б)Коромысло с ведром загремело на весь дом:

-Никто по воду не ходит, коромысла не берет.

Стали жить по новой моде-завели водопровод.

Разленились нынче бабы.

Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума-

По домам пошла сама.

С.Маршак

 

В)Ведра с дождиком весна

До деревни донесла.

А цветное коромысло

Убежало в небеса

И над озером повисло

Чудеса!

Ученик 2. Г)Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору. Григорий тронул коня следом. Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. Поднимаясь в гору, Аксинья клонилась вперед, ясно вылегала под рубахой продольная ложбинка на спине. Григорий видел бурые круги слинявшей подмышками от пота рубахи, провожал глазами каждое движение. Ему хотелось снова заговорить с ней"(демонстрируется слайд презентации).

Ученик 3. Д) С.Есенин «Королева»

Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман.

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

В чарах звездного напева

Обомлели тополя.

Знаю, ждешь ты, королева,

Молодого короля.

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит.

Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.

Скачет всадник загорелый,

Крепко держит повода.

Увезет тебя он смело

В чужедальни города.

Пряный вечер. Гаснут зори.

Слышен четкий храп коня.

Ах, постой на косогоре

Королевой у плетня.

Учитель: Какими могли быть те сильные и красивые женщины? А вот как художники видели и изображали не только коромысло, но и тех, кто им пользовался.

Ученик 3 демонстрирует на слайдах презентации картины художников.

А)А.Пластов «Родник»

Б) В.Васнецов «За водой»

В) А.Тур «Чистый четверг»

Г) А. Венецианов «Встреча у колодца ».

Учитель. А вот ребята задались целью отыскать упоминание о коромысле в музыке (группа девочек исполняет на родную песню «Пошла млада за водой».

Пошла млада за водой

Коромысел золотой

Эй эй люли коромысел золотой

 

Коромысел золотой

Ведерки дубовые

Эй эй люли ведерки дубовые

 

Брошу ведра под гору

Сама в пляску пойду

Эй эй люли сама в пляску пойду

 

Сама в пляску пойду

Рассыплюся яблонькой

Эй эй люли рассыплюся яблонькой

 

А кто будет в гусли грать

А кто будет танцевать

Эй эй люли а кто будет танцевать

 

Ваня будет в гусли грать

Таня будет танцевать

Эй эй люли Таня будет танцевать

 

Учитель: Старики говаривали, что сила есть у человека до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался отроком, когда он начинал носить воду таким образом.

На сельских свадьбах еще не так давно невеста должна была сдать своеобразный экзамен: перенести на коромысле, украшенном цветными лентами, полные ведра, не пролив ни капли.

Ученик 3: А вот интересный факт. Царь Петр 1 издал указ: «На тех, кто публично выражал свою злость или сердитость, вешали коромысло с наполненными водой ведрами и заставляли бегать вокруг водоема. Ведра качались, вода лилась на сердитого, и он мигом успокаивался.

 

Учитель. А знаете ли вы, почему говорят «дым коромыслом»? Слышали ли вы такое выражение?

Ученик 1. Оказывается,в старой Руси избы часто топили по-черному: дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через окошко или через дверь и по форме предсказывали погоду:

Идет дым столбом-будет ясно, волоком- к туману, к дождю, коромыслом- к ветру, непогоде, а то и к буре.

 

Учитель. Первостепенным предметом сельского быта считалось раньше коромысло. Сейчас коромысло почти нигде уже и не увидишь. Может быть, в деревнях, где еще живы национальные обычаи, да вот еще как музейный экспонат. Давайте закрепим наши знания, разгадав кроссворд.

     
     
             
             
     
     
               
     
             
                                   

По горизонтали:

1. Подставка под коромысло.

2. Подвеска на коромысло.

3. Коромысло в небе.

4. Человек, который носит воду с помощью коромысла.

 

По вертикали: 1.Без рук, без ног на плечи скок.

 

До скорых встреч, ребята.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: