Примерные результаты изучения фонетики, орфоэпии, графики.




В результате изучения раздела «Фонетика и графика» выпускник научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие; парные /непарные твердые и мягкие; согласные звонкие /глухие, парные / непарные звонкие /глухие);

-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и списка нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Каждое из перечисленных умений может быть проверено заданиями базового и повышенного уровней сложности. Обратимся к примерам.

1. Умение различать гласные и согласные звуки.

Задания базового уровня.

Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука:

1) часы, фазан, игла, лёд;

2) яма, восток, йогурт, звук;

3) щенок, игрушка, книга, сок;

4) мяч, экран, якорь, дом.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ (второй).

Задание повышенного уровня сложности.

Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука.

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные ёлочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идёт от ёлки. Как украшают такие ёлочки любимый детский праздник.

Образец правильного ответа: и, опушки, идёт, от, украшают.

Критерий достижения планируемого результата: записано не менее четырех нужных слов; слова, не соответствующие условию задания, не записаны.

Можно ли утверждать, что ученик, справившийся с заданием базового согласных звуков и умение различать гласные и согласные звуки, обязательно справится с заданием повышенного уровня сложности? Нет, так как в последнем случае ученик должен проявить еще и 1) способность принимать и сохранять цель учебной задачи-объем текста довольно велик и на протяжении нескольких минут необходимо подчинять свои действия поставленной задаче, 2) умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Умение группировать звуки по заданному основанию.

Задания базового уровня.

Запиши данные ниже звуки на нужной строчке: [о], [к’], [э], [с], [б], [л], [й’], [а], [щ’];

а) гласные звуки: ___________________________;

б) звонкие согласные звуки: ___________________;

в) глухие согласные звуки: ____________________.

Образец правильного ответа: а) гласные звуки: [о], [э], [а];

б) звонкие согласные звуки: [б], [л], [й’];

в) глухие согласные звуки: [к’], [с], [щ’].

Отсутствие при записи звуков квадратных скобок не влияет на оценку ответа.

Критерий достижения планируемого результата: на нужных строчках записано не менее пяти звуков.

Задание повышенного уровня сложности.

Даны звуки: [у], [с’], [ы], [п], [д], [р], [й’], [а], [ч’]: Объедини их в группы. Постарайся предложить несколько способов группировки.

Первый способ группировки:

 

Второй способ группировки:

 

Третий способ группировки:

 

 

 

Вопросы и задания.

& 1. Представь сведения прочитанного параграфа в следующей таблице.

?????????

2. Про правила деления слова на слоги????

@ 1. Какие понятия являются объектом изучения фонетики?

 звук  буква  ударение  слог  алфавит

 

2. Отметьте все допустимые в школе варианты деления слов на слоги.

 [п’эч’-ка]  [п’э-ч’ка]

 [крыл’-цо]  [кры-л’цо]

 [май’-ка]  [ма-й’ка]

 

3. Для отработки умения делить слова на слоги в учебник включено следующее упражнение.

· Прочитай слова:

дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина.

· Спиши слова в два столбика: в первый столбик слова, состоящие из двух слогов, во второй столбик слова, состоящие из трех слогов. <…>

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 1 класс. – М.: Баласс, 1997, с.????)

Учитель дополнил упражнение следующим заданием: укажите последовательность действий при выполнении этого упражнения.

Какое универсальное учебное действие формируется заданием учителя?

 личностное  регулятивное  познавательное  коммуникативное

4. Прочитай перечень действий, которые должен выполнить ученик при звуковом разборе слова.

Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови и его и охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук условным значком.

Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его, Охарактеризуй и обозначь условным значком…

Проверь, получилось ли слово.

 

Одно из действий в этом перечне не указано. Какое это действие?

 скажи слово и послушай себя

 прочитай слово

 посчитай, сколько в слове гласных и согласных звуков

обозначь звуки буквами

 

5. Прочитай задание, которое предложено детям в одном из учебников.

Учеников попросили выложить из фишек звуковую модель слова фамилия. Кто из них выполнил работу правильно:

Даша выложила:

       
   
Условные обозначения: С – синий (согл., твёрдый). З – зелёный (согл., мягкий). К – красный (гласный).
 

 


Антон выложил:

 
 

 


Перечислите учебные действия, которые формируются этим заданием?

_________________________________________________________

6. Прочитай задание из раздела «Звуки и буквы».

Рассмотри модели слов. (На модели показан звуковой состав слов шарф, шар, шкаф.) Сравни слова по смыслу и звучанию. Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и инее замечая их? (Климанова Л.Ф., Макеева Л.Г. Русский язык. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011, с. 47.)

Достижению каких результатов будет способствовать это задание? (Отметь ответ/ы.)

 личностных  метапредметных  предметных

s 1. В учебнике Климановой Л.Ф., Макеевой Л.Г. «Русский язык» (1 класс, М.: Просвещение, 2011, с. 45.) тема «Звуки и буквы» начинается с таких заданий

· Какие звуки речи можно услышать весной?

· Можно ли звуками речи изобразить звуки дождя? Удалось ли это Б. Заходеру?

Дождик песенку поет:

кап-кап…

Только кто её поймёт –

кап-кап.

Не поймём ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зелёная трава…

Какую цель преследуют авторы, начиная повторение фонетики с этих заданий?

2. Разработайте ситуативное задание, которое будет способствовать созданию мотивации повторения знаний и умений по фонетике. Предложите ребенку представить такую ситуацию, в которой ему требуется напомнить кому-то из персонажей сведения о звуках русского языка. Оказание помощи требует и самому ребенку обратиться к повторению.

3. Поработайте в роли ученика первого класса и выполните следующие задания.

· Прочитай слова, разделяя их на слоги.

Гриб, завод, олень, творог, колокол, соль.

· Запиши слова, разделяя их для переноса.

· Выполни звукобуквенный разбор одного из слов с Ь. Более трудное слово ОЛЕНЬ. (Нечаева Н.В. Русский язык. 1 класс. М.: Федоров, 2011. – С. 18.)

Формированию каких умений будут способствовать эти задания?

На какие приемы может опираться младший школьник, чтобы поделить слова на слоги?

На какие знания будет опираться младший школьник, чтобы поделить слова для переноса? Как дидактический материал упражнения будет способствовать тому, чтобы привлечь внимание младших школьников к несовпадению деления слов на слоги и для переноса?

 

4. Какие умения будут формироваться у младшего школьника при выполнении следующего задания?

· Какой один перенос слова неправильный? В чем ошибка?

 
 

 


(Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 1 класс. – М.: Ассоциация ХХI век, 2007, с. 6.)

 

5. Сформулируйте вопрос к следующему заданию.

· Ученик распределил слова на группы.

[лос’] [л’эс]

[кон’] [п’итух]

[сол’] [т’ина]

…?

Формированию каких предметных и метапредметных умений будет способствовать это задание?

Разработайте подобное задание на материале звонких и глухих согласных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: