Основные противоречия, парадоксы и перспективы современной практической психологии образования.




Сегодня мы можем уверенно сказать, что в нашей стране практическая психология образования сложилась. И попала в глубокий кризис.

Рассмотрим внешние и внутренние кризисные явления. Внешние кризисные явления: не определены задачи психологической службы, профессиональные функции педагога-психолога, не отлажена система взаимодействия с администрацией ОУ и педагогами, не разработаны критерии результативности работы педагога-психолога и др. Внутренние кризисные явления: не существует разработанной методологической основы деятельности психологической службы образования, нет ответа на вопрос чем в ОУ он должен заниматься, какой характер носят рекомендации психолога обязательные для исполнения или нет, когда и как общаться с родителями, когда и как проводить обследование школьников и др.

Т.о. анализ с двух позиций позволяет обнаружить ряд противоречий, парадоксов и перспектив функционирования психологической службы образования.

Противоречие первое – между теоретической и практической психологией образования.

Противоречие второе, непосредственно вытекающее из первого – несоответствие содержания учебных планов и программ профессиональной подготовки в вузе содержанию и требованиям профессиональной деятельности психолога в определенной образовательной среде.

Противоречие третье – между нормативными документами Министерства образования РФ и реальным положением практического психолога образования.

Кроме противоречий явно наблюдаются парадоксы практической психологии образования.

Парадокс первый – практическая психология образования существует, но единая концепция психологической службы отсутствует.

Анализ литературы позволяет выделить несколько концепций и моделей.

Широкое распространение получила концепция Дубровиной И.В. Согласно этой концепции, психологическая служба образования рассматривается как компонент целостной системы образования, целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного и дошкольного возрастов. Модель врача, т.к. главная задача – профилактика и исправление отклонений в психическом развитии школьников.

Если в концепции И.В.Дубровиной психологическая профилактика рассматривается как один из видов работы психолога, то В.Э. Пахальян отводит ей основную роль. Перед психологом образования ставится задача обеспечения психопрофилактической работы не только с детьми «группы риска», но и на уровне образовательной среды в целом.

Иную концепцию школьной психологической службы предлагает Л.М. Фридман, по мнению которого, ее цели должны соответствовать главной цели школы на современном этапе. В качестве последней автор видит воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Соответственно целью психологической службы в школе выступает научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, т.е. его построение на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности.

Данная концепция предполагает следующие виды работы школьного психолога: прием детей в школу и комплектование классов; налаживание взаимоотношений учителей и родителей; изучение процесса личностного развития учащихся; оценка воспитанности учащихся; работа с учителями и администрацией школы.

М.Р. Битянова – автор оригинальной концепции психологического сопровождения. Под сопровождением она понимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного воздействия. Битянова М.Р. считает, что ее модель психологической службы отличается от других в теоретическом плане, в практическом совпадает с другими моделями.

По мнению А.А. Реана, центральной фигурой, с которой должен работать школьный психолог, является не учащийся, а учитель. Психологическую службу он рассматривает как единый элемент психолого-педагогической системы.

Существующее многообразие моделей психологических служб не является противоречивым, скорее они дополняют друг друга.

Парадокс второй – у практического психолога образования есть обязанности, но нет прав.

Т.о., право на существование имеют различные модели психологической службы. Главное, что бы психолог постоянно осознавал цели своей деятельности.

Практическая психология образования существует — и это главное. Она с трудом прокладывает себе дорогу, и как говорил наш классик, шагу вперед нередко предшествуют два шага назад.

В заключение хочется привести одну большую цитату из недавно увидевшей свет работы В.П.Зинченко. «В человеческой жизни гармония (или единство) внешнего и внутреннего, формы и содержания, сознания и деятельности, образа и действия, аффекта и интеллекта, внешней и внутренней форм, первого и второго Я, души и тела и т.д. есть лишь преходящие моменты. Они только условно могут быть вписаны одна в другую... Реальная жизнь есть преодоление напряжений и противоречий между ними. Последние составляют источник и движущую силу развития человека».80

Эти слова относятся и к практической психологии образования. Осознание проблем — источник и движущая сила развития нашей науки и практики.

 

7. Психологическая служба в образовательных учреждениях разного типа.1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:• в целом в сфере общего и профессионального образования — на соответствующее структурное подразделение Минобразования России; • в сфере образовательного пространства районов, городов, районов в городах — на первых заместителей руководителей муниципальных органов управления образованием, а при их отсутствии в штатном расписании — на соответствующих специалистов;• в образовательных учреждениях любого типа и профиля (первичное звено Службы) — на их первых руководителей.3. Структурные звенья Службы предусмотрены в каждом типе образовательных учреждений Российской Федерации:

• детских дошкольных образовательных учреждениях;

• общеобразовательных учреждениях начального, основного общего и среднего полного образования;

• учреждениях специального образования;

• сельских школах;

• системе начального и среднего профессионального образования;

• учреждениях дополнительного образования;

• негосударственных образовательных учреждениях;

• высших образовательных учреждениях и др.

8. Деятельность Службы осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической психологии, имеющими диплом государственного образца.

9. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с образовательным стандартом по профессии и квалификационными требованиями для представителей различных специализаций и категорий.

10. Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства общего и профессионального образования России.

...





Читайте также:
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.