Компетенция профессионального общения представляет собой 3 компонента – интерактивный, перцептивный и коммуникативный (п. 1.1).
В целях оптимизации процесса показа презентации необходимо учитывать все вышеперечисленные компоненты:
Интерактивный компонент |
Преодоление неуверенности во время презентации: 1. При подготовке и репетиции речи дома, постарайтесь создать атмосферу аудитории, в которой состоится презентация: рассказывайте стоя, представляя класс, слушателей, мебель и т.д., переключайте слайды. 2. Необходимо проанализировать целевую аудиторию. Ненужно постоянно себе повторять, как Вы волнуетесь. Сосредоточьтесь на слушателях и их нуждах, а не на себе. 3. Ровно дышите во время изложения материала. 4. Избавьтесь от видимых показателей нервозности: трясущихся рук, коленей и т.д. 5. Смотрите на слушателей, там Вы обязательно найдете дружелюбные лица, которые помогут Вам понять, что существует взаимосвязь между докладчиком и аудиторией. |
Оживление презентации
|
Организация пространства
Размер класса и расстановка столов является одним из важных факторов стиля общения докладчика и аудитории.
Если Вы хотите ограничить общение между слушателями, тогда стандартная организация класса вполне подойдет.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Коммуникативный компонент |
Вербальная сторона презентации: 1. Расскажите интересную или юмористическую историю, подходящую по смыслу к презентации 2. Используйте пример из собственной жизни 3. Напомните аудитории, почему вопрос, о котором Вы рассказываете, так важен 4. Пропустите статистку и детали 5. Обратитесь к аудитории с вопросом 6. Задавайте риторические вопросы 7.Сделайте паузу, а затем представьте самый важный материал |
Невербальная сторона презентации: 1. Соответствующая одежда и внешний вид 2. Когда Вас приглашают на сцену, главное – не суетиться, а спокойно направиться к избранному месту. Не перебирайте на ходу свои заметки, не приводите себя в порядок – обо всем этом нужно было подумать заранее. 3. Речь лучше не начинать, пока не займете удобное и устойчивое положение. 4. Лицо оратора должно быть серьезное. Важно следить за этим, так как часто умственное напряжение создает хмурый или отчужденный вид. Произнося фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и др., Вам необходимо задействовать мимику лица. 5. Зрительный контакт с аудиторией обязателен. Ничто не приводит окружающих в такое смущение и непонимание, как «пустой» взгляд. 6. Правильное использование жестов очень важно. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. 7. Закончив выступление, ждите вопросов. При ответах не торопитесь. Не показывайте своего раздражения, если Вам задали вопрос, который Вы уже осветили в выступлении. |
Перцептивный компонент
Перцептивные способности слушателей: 1. понимание содержания доклада и презентации (ответ на вопросы докладчика; постановка вопросов докладчику) 2. использование невербальных средств эффективного слушания доклада (слушание глазами, толерантность, эмпатия) |
Перцептивные способности докладчика: · понимание вербальных и невербальных сигналов аудитории |
Качественные характеристики оценки доклада, презентации и участия в конференции:
Компетенция профессионального общения участников | Проявление компетенции профессионального общения |
Интерактивный компонент ü способность вызвать у адресата проявления им: ü вербальных ü невербальных сигналов (эмпатии, толерантности, уважения по отношению к адресанту) ü способность соблюдать правила делового (международного) этикета: ü пунктуальность и вежливость; ü деловой стиль в одежде; ü использование корректных средств невербального общения; ü способность создать атмосферу доверительного общения (вызвать положительный настрой у адресата на восприятие адресанта), ü способность разрешить конфликт (снять напряжение), ü способность различать особенности взаимодействия с различными категориями людей (коллеги, подчиненные, вышестоящие лица); ü техническая грамотность и эстетика оформления презентации. | |
Перцептивный компонент ü Перцептивные способности слушателей: o понимание содержания доклада и презентации (ответ на вопросы докладчика; постановка вопросов докладчику) o использование невербальных средств эффективного слушания доклада (слушание глазами, толерантность, эмпатия) ü Перцептивные способности докладчика: o понимание вербальных и невербальных сигналов аудитории | |
Коммуникативный компонент ü способность проявлять коммуникативные качества речи: o грамматическая правильность, o логичность, o точность (соответствие сказанного коммуникативному намерению говорящего), o фонетическая чистота, o богатство (разнообразие используемых грамматических и лексических конструкций); o общие черты и языковые особенности научного стиля речи: 1. логическая последовательность изложения при помощи особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия; предложения с вводными словами); 2. обобщенность, отвлеченность (абстрагирование) – отбор слов (преобладание им.сущ., общенаучных слов, им.сущ. с абстрактным значением, конкретные сущ.в обобщенном значении, страдательные обороты); 3. неличная манера изложения; 4. объективность (изложение разных точек зрения на проблему); 5. аргументированность содержания (доказательность, насыщенность фактической информацией); 6. ясность изложения, однозначность высказываний (строгий отбор, точность языковых средств, однозначность словоупотребления, использование терминов, слов с абстрактным значением, общеупотребительных и общенаучных слов). 7. Сжатость при насыщенности содержания. | |
Дополнительные условия выполнения проекта (презентации) ü представление задания к сроку; ü использование при выработке решений рекомендуемых (обязательных) приемов, методов; ü учет ограничений, оговоренных при описании заданий; |