ПЕРЕВОЗКО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Санкт-Петербург
2009г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..стр. 1
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ
ГРУЗОВ............ ………………………………………………………………………….стр.3
1. 1. Понятие опасных грузов................................................................ ……………...стр. 3
1. 2. Особенности воздушной перевозки............................................………………...стр. 5
1. 3. Организация перевозок опасных грузов в Российской Федерации......……….стр. 6
Раздел 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ...................................….……стр.7
2. 1. Общие положения.........................................................................……………….. стр. 7
2. 2. Классификация ОГ по степени опасности...............................…………… ……стр. 7
2. 3. Опасные грузы, запрещенные к перевозке при любых условиях..…………….стр.8 2. 4. Классификация опасных грузов по их физико-химическим свойствам...….стр.8
2. 4. 1. Класс 1 - "ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА".............................…………………стр. 8
2. 4. 2. Класс 2 - "Г A3 Ы".......................................................................…………….. стр. 9
2. 4. 3. Класс 3 - "ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ"...............…… стр.9
2. 4. 4. Класс 4 - "ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА".. стр.10
2. 4. 5. Класс 5 - "ОКИСЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА И ОРГАНИЧЕСКИЕ
ПЕРЕКИСИ".......................................................................... …………………………стр.10
2. 4. 6. Класс 6 - "ТОКСИЧНЫЕ И ИНФЕКЦИОННЫЕ ВЕЩЕСТВА".........…….стр. 10
2. 4. 7. Класс 7 - "РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА".......................………………стр.11
2. 4. 8. Класс 8 - "КОРРОЗИОННЫЕ ВЕЩЕСТВА"............................ …………….стр. 11
2. 4 9. Класс 9 - "ПРОЧИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ".................................……………...стр.11
Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОПАСНЫМ ГРУЗАМ.............................……………..стр. 11
3. 1. Опасные грузы, разрешенные к воздушной перевозке...............……………..стр. 11
3. 2. Опасные грузы, на которые не распространяются требования
Технических инструкций ИКАО.............................................................……………стр. 12
3. 3. Перевозка опасных грузов пассажирами или членами экипажей................ …стр.12
3. 4. Упаковка опасных грузов.................................................................. …………..стр. 14
3. 5. Знаки опасности..................................................................................…………..стр. 14
Раздел 4. ПОГРУЗКА (ВЫГРУЗКА) И ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ
ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В АЭРОПОРТУ «ПУЛКОВО»...............................................стр. 20
4. 1. Общие положения............................................................................... ………….стр. 20
4. 2. Правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ.............. ……………..стр. 21
4. 3. Хранение опасных грузов.................................................................……………стр. 26
4. 4. Действия при инцидентах с опасными грузами на земле..........……………....стр.27
4. 5. Меры первой само- и взаимопомощи при поражениях
опасными веществами............................................................................... …………..стр. 28
Раздел 5. КОНЦЕПЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ
ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В АЭРОПОРТУ «ПУЛКОВО»......................стр. 31
5. 1. Правила обеспечения безопасности при перевозках опасных
грузов воздушным транспортом...........................................................….. ………...стр. 31
5. 2. Анализ состояния перевозок опасных грузов ВТ РФ…………........................стр. 32
5. 3. Сведения по инцидентам, связанным с опасными грузами...... … …... ……..стр. 37
5. 4. Анализ АП/инцидентов, связанных с перевозкой опасных
грузов.........…………………………………………………………………….……..стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….
I. ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день воздушный транспорт занимает самое привилегированное положение среди остальных отраслей транспорта. Каждый день во всем мире перевозятся тонны грузов. Эта сфера деятельности занимает весомое положение на территории Российская Федерация и в ее взаимоотношениях с другими государствами. Кроме этого субъектами данных отношений могут выступать как и юридические лица, так и граждане.
Сейчас приходят к выводу, что перевозки грузов по воздуху в ряде случаев значительно выгоднее перевозок другими видами транспорта и не только с точки зрения скорости такой перевозки, но и по целому ряду других причин. В частности дорогостоящее оборудование требует здесь более простой и дешевой упаковки, меньше подвержено всяким влияниям температуры, влажности и прочих факторов, связанных например с морской перевозкой.
Среди воздушного транспорта стран мира, итоги работы которых приводятся в отчетных данных Международной организации гражданской авиации (ИКАО), воздушный транспорт Российской Федерации по выполняемому грузообороту занимает девятое место в мире.
Авиакомпании России в настоящее время ежегодно перевозят 400-600 тысяч тонн широкой номенклатуры грузов.
В числе этих грузов перевозятся изделия и вещества, которые при воздушной перевозке могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, безопасности полета и сохранности имущества. Такие грузы относятся к разряду опасных и их перевозка требует специальных мер авиационной безопасности.
Разработка концепции безопасной перевозки опасных грузов на воздушном транспорте, в отличие от другие видов транспорта, требует особых подходов и решений.
Концепция безопасной перевозки опасных грузов исходит из необходимости обеспечения уровня безопасности перевозки не ниже установленного международными требованиями, недопущения к перевозке опасных грузов, запрещенных к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах и определения процедур при организации и проведении воздушного транспортирования опасных грузов, разрешенных к авиаперевозке.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
1. 1. Понятие опасных грузов
Опасный груз (ОГ) - это вещества или изделия, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности людей, имущества и которые классифицированы в соответствие с установленными правилами.
Угроза для здоровья, безопасности людей и имущества состоит в следующих факторах ОГ:
- поражение людей и имущества взрывной волной и пожаром;
- поражении людей радиоактивным излучением, токсинами (в том числе продуктами горения) и болезнетворными организмами;
- заражении имущества и местности радиоактивными веществами;
- способности легко воспламеняться и поддерживать горение;
- раздражении кожи и порчи имущества коррозионными веществами. Общее количество наименований ОГ (в следствие их постоянного увеличения) практически определить невозможно.
Для разработки требований по обеспечению безопасной перевозки, все они сведены Комитетом экспертов ООН в периодически обновляемый перечень ОГ (более двух тысяч наименований), на основе которого, с учетом требований Приложения 18 к Чикагской конвенции, Группа экспертов ИКАО разрабатывает Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. - Вторая часть Технических инструкций включает в себя Перечень опасных грузов (Таблица 2. 14) разделенный на следующие 12 колонок:
Колонка 1 "Наименование" - содержит перечень расположенных в алфавитном порядке опасных грузов в соответствии с их надлежащими отгрузочными наименованиями, выделенными полужирным шрифтом. Указаны также другие наименования, напечатанные светлым шрифтом, под которыми могут быть известны некоторые изделия и вещества; в таких случаях дается перекрестная ссылка на надлежащее отгрузочное наименование. Описание некоторых используемых терминов приводится в дополнении 2 "Технических инструкций...". Наименования, в этой колонке расположены в алфавитном порядке; в том случае, если наименования состоят из нескольких слов, они располагаются в алфавитном порядке, как если бы составляли одно слово. При расположении наименований в надлежащем порядке не учитываются цифры, термин "н.у. к" и следующие приставки: альфа-, бета-, гамма-, омега-, втор, трет-, а-, б-, м-, Н-, н-, О-, о- и п-, а также сокращение см." и все последующие слова. Колонка 2 "Номер по списку ООН" - содержит серийный номер, присвоенный данному изделию или веществу согласно системе классификации, принятой Организацией Объединенных Наций (в тех случаях, когда введена такая нумерация). В тех случаях, когда в данной колонке и колонке 3 указывается слово "Запрещено", оно указывает на то, что опасные грузы, относящиеся к данной конкретной позиции, соответствуют приведенному определению опасных грузов, запрещенных к перевозке на воздушных судах при любых обстоятельствах. Однако необходимо иметь в виду, что в данный Перечень включены не все опасные грузы, соответствующие этому определению.
Колонка 3 "Класс или категория" - содержит номер класса или категории и, для класса 1, группу совместимости, присвоенные данному изделию или веществу в соответствии с принятой системой классификации.
Колонка 4 "Дополнительная опасность" - содержит номер класса или категории с учетом любых имеющих важное значение дополнительных опасностей, которые определены на основе принятой классификации. Требования к нанесению знаков опасности на ОГ, создающие дополнительные опасности приводятся в части 4, п. 3. 2. ТИ.
Колонка 5 "Знаки опасности" - содержит знаки с обозначением класса опасности с последующим знаком (знаками) дополнительной опасности, которые должны иметься на каждом внешнем упаковочном комплекте или внешней упаковке. Не приводятся знаки дополнительной опасности для позиций н.у. к. и изделий общего характера или веществ, характеризуемых несколькими видами опасности. Если также изделие или вещество характеризуется несколькими видами опасности и в колонке 5 таблицы 2-14 не указывается знак дополнительной опасности, знаки дополнительной опасности наносятся в соответствии с пп. 3. 2. 2 и 3. 2. 3 части 4 ТИ. Для намагниченного материала также показан требуемый знак с обозначением правил обработки. В тех случаях, когда никакие знаки не используются, ставится слово "нет*.
Колонка 6 "Различия в практике отдельных государств" - содержит ссылки на соответствующие положения в дополнении 3, где оговариваются расхождения с ТИ в практике отдельных государств (указывается соответствующий орган и название государства).
Колонка 7 "Специальные положения" - содержит номер со ссылкой на соответствующие положения в таблице 2-15. Если это не оговаривается по другому, специальные положения применяются ко всем группам упаковывания, разрешенным для конкретного изделия или вещества. Колонка 8 "Группа упаковывания по списку ООН" - содержит номер группы упаковывания по списку ООН (например, I, II или III), присвоенный данному изделию или веществу. Если для данного наименования указано несколько групп упаковывания, следует, исходя из характеристик вещества, подлежащего перевозке или его состава, определить соответствующую группу упаковывания путем применения критериев установления группы опасности, как указывается в главах 1-10 ТИ. Колонка 9 "Пассажирское воздушное судно - Инструкция по упаковыванию" - указывает несоответствующие инструкции по упаковыванию, перечисленные в части 3 ТИ, которые касаются перевозки изделий или веществ на пассажирских воздушных судах. Для некоторых наименований указывается альтернативная инструкция по упаковыванию, обозначенная буквой "Y". Такие инструкции по упаковыванию применяются при перевозке опасных грузов в ограниченных количествах. Колонка 10 "Пассажирское воздушное судно - Максимальное количество нетто на упаковку" - содержит указание о максимальном количестве нетто (по массе или объему) изделия или вещества, разрешенного к перевозке в каждой упаковке на пассажирских воздушных судах. Указанная масса является массой нетто, если, в противном случае, не обозначена буквой "G". В том случае, если рядом с номером инструкции по упаковыванию, обозначенной буквой "Y", указано максимальное количество нетто, это означает, что данное количество нетто является максимальным, разрешенным к перевозке в упаковочном комплекте, содержащем опасные грузы в ограниченных количествах. Максимальное количество на упаковку может дополнительно ограничиваться типом используемого упаковочного комплекта.
Колонка 11 "Грузовое воздушное судно - Инструкция по упаковыванию" - содержит ту же информацию, что и колонка 9, но в данном случае изделия или вещества могут перевозиться только на грузовых воздушных судах.
Колонка 12 "Грузовое воздушное судно - Максимальное количество нетто на упаковку" - содержит ту же информацию, что и колонка 10, но в данном случае изделия или вещества могут перевозиться только на грузовых воздушных судах. Указанная масса является массой нетто, если, в противном случае, не обозначена буквой "G". Максимальное количество на упаковку может дополнительно ограничиваться типом используемого упаковочного комплекта. Указанные максимальные количества нетто не относятся к переносным бакам, разрешаемым к перевозке в соответствии с положениями главы 12 части S-3 Дополнения к "Техническим инструкциям..." при наличии документа об утверждении соответствующим полномочным органом государства отправления.
Примечание 1. В тех случаях, когда изделие или вещество не может перевозиться на борту пассажирского воздушного судна, слово запрещено" указывается в колонках 9 и 10. В тех случаях, когда изделие или вещество не может перевозиться на любом воздушном судне, слово запрещено указывается в колонках 11 и 12, а также в колонках 9 и 10.
Примечание 2. В тех случаях, когда положения ТИ не применяются к данному изделию или веществу, в колонках 9 и 10 и/или 11 и 12 указывается - "без ограничений".
Примечание 3. В тех случаях, когда изделие или вещество упаковано в соответствии с инструкцией по упаковыванию и его максимальное количество нетто на упаковку указано в колонках 9 и 10, оно может перевозиться также на грузовом воздушном судне. В таких случаях данная упаковка не должна иметь знака "Только на грузовом воздушном судне", указанного в п. 3. 2. 10 а) части 4.
Необходимо обратить внимание, что основанием для принятия решения об опасности груза является, если он не включен в Перечень, наличие классификационных признаков. При их наличии ОГ перевозится как "Не указанный конкретно", для чего в Перечне зарезервированы специальные номера ООН.
Общий контроль за соблюдением правил перевозки опасных грузов в гражданской авиации РФ, возложен на службу авиационной безопасности.
1. 2. Особенности воздушной перевозки.
Основными особенностями условий воздушной перевозки являются изменения атмосферного давления на 68 кПа (0. 8 атм) и больше на больших высотах полета (в том числе очень резкое при аварийной разгерметизации кабины воздушного судна (ВС)), присущая в полете ВС вибрация с амплитудой в диапазоне от 5 мм на частоте 7 Гц до 0, 05 мм на частоте 200 Гц, изменения температуры окружающего воздуха до.+ 60 °С, эксплуатационные перегрузки до 3g, а при аварийной ситуации до 9g и выше. Но, главное, в отличии от наземных и водных видов транспорта, замкнутость пространства в воздушном судне, практическая невозможность удаления груза, начавшего проявлять свои опасные свойства в полете и ограниченная возможность применения средств пожаротушения и нейтрализации токсичных, радиоактивных и коррозионных веществ.
В следствии вышеуказанных особенностей, многие привычные в нашей жизни вещества и изделия являются ОГ (например: духи, одеколоны, спиртные напитки, зажигалки, аэрозоли, бытовая техника и т. д.).
Замкнутость объема ВС приводит к тому, что многие безопасные в нормальных условиях вещества и грузы становятся опасными, например при погрузке (выгрузке) мелко-дисперсных органических веществ (муки для хлебопечения и т. д.) возможно образование пожаро-взрывоопасной взвеси.
1. 3. Организация перевозок опасных грузов в Российской Федерации.
1. 3. 1. Историческая справка.
До 1990 года в СССР действовали свои правила перевозки опасных грузов, не полностью соответствующие нормам ИКАО.
На основании решения Правительства СССР о приведении национальных норм к международным требованиям, в 1990 году приказом МГА были введены "Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху" ИКАО.
Из-за недостаточности освещения практических вопросов в "Технических инструкциях..." и отличий в национальной практике, Указанием МГА 1991г. № 195/У были введены "Основные процедуры, связанные с авиаперевозкой опасных грузов, выполняемые воздушными судами ГА СССР".
1. 3. 2. Организация перевозок опасных грузов.
В настоящее время в Российской Федерации принят Воздушный кодекс (ФЗ № 60 от 19 марта 1997 года), в соответствии с которым (ст. 113) перевозка ОГ производится в соответствии с законодательством РФ, Федеральными авиационными правилами, а также Международными договорами.
Одним из таких договоров является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации.
Положения вышеуказанной Конвенции конкретизированы Международных стандартах и Рекомендуемой практике, для удобства использования называемых Приложениями (всего - восемнадцать).
Страны, подписавшие Конвенцию и ее Приложения, признали необходимость разработки национальных документов с максимальным учетом общих требований, а при невозможности, уведомление об отличиях.
Вопросы обеспечения безопасности при воздушных перевозках опасных грузов рассматриваются в Приложении 18. (Doc AN 18), которое и называется "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху".
Для конкретизации требований Приложений, к каждому из них был разработан ряд дополнительных документов более низкого уровня.
Приложение 18 в области организации и проведения перевозок опасных грузов определяет:
- общий порядок применения;
- необходимость классификации опасных грузов;
- ограничения при перевозках опасных грузов;
- требования к упаковкам и нанесению маркировочных знаков;
- обязанности эксплуатанта и грузоотправителя;
- требования к предоставлению информации;
- требования к программам подготовки;
- требования к процедурам обеспечения соблюдения правил;
- требования о представлении отчетов о происшествиях и инцидентах, связанных с опасными грузами.
Приложение 18 конкретизируют следующие документы, разработанные с учетом других Приложений:
- Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (с дополнением по порядку выдачи государственных Освобождений). (Doc 9284 - AN/905, далее, - Технические инструкции, ТИ);
- Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах. (Doc 9281 - AN/928);
- Программа подготовки персонала для перевозки опасных грузов (четыре книги) (Doc. 9375B1-4).
Приложение 18 (пункт 2. 2) определяет статус Технических инструкций также Международным стандартом и Рекомендуемой практикой.
Основной особенностью перечисленных документов является их периодическое переиздание с внесенными изменениями и дополнениями (в настоящее время раз в два года).
В РФ общие требования к опасным грузам определены следующими стандартами:
- ГОСТ 19433 "Грузы опасные. Классификация и маркировка";
- ГОСТ 26319 "Грузы опасные. Упаковка".
Эти стандарты разрабатывались с учетом требований "Технических инструкций..." ИКАО и в основном им соответствуют. Основным отличием от ТИ является:
- в классификации, - введение кодовых обозначений (шифров);
- в маркировке упаковки о соответствии нормам ООН, - указание вышеназванного ГОСТа;
- при внутренних перевозках воинских опасных грузов первого класса, вместо надлежащего отгрузочного наименования, номера ООН и маркировки, установлен код.
Ряд грузов перевозится по специальным нормативным документам (взрывчатые, токсические и радиоактивные вещества).
В настоящее время разрабатываются в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Федеральные авиационные правила "Воздушные перевозки", которые будут конкретизированы в Руководствах.
Одним из таких руководств будет Руководство по перевозкам опасных грузов, в котором будет также конкретизирован для авиации разрабатываемый Закон РФ "О перевозках опасных грузов".
Все эти документы разрабатываются на основании концепции о безопасной перевозке опасных грузов.
Раздел 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
2.1. Общие положения.
В зависимости от физико-химических и иных свойств опасные грузы условно подразделяются на девять классов.
Каждый класс может подразделяться на подклассы, категории и группы. Номер класса, в общем случае, не определяет степени опасности груза. Необходимо учитывать, что многие ОГ имеют несколько опасных факторов, наиболее опасный из которых классифицируется по основному классу, остальные, по приоритету опасных свойств, по дополнительному классу.
Необходимо знать, что граница между классами достаточно условна. Особенно это относиться к ОГ первого, третьего, четвертого и пятого классов, так как многие горючие вещества и окислители или сами способны к взрывам, или являться компонентами взрывчатых веществ (например - аммиачная селитра, нитролаки и органические перекиси).
2.2. Классификация ОГ по степени опасности.
В зависимости от степени опасности опасные грузы подразделяются на:
- особо опасные грузы;
- грузы высокой степени опасности;
- грузы средней степени опасности;
- грузы низкой степени опасности.
В соответствии с этой градацией ОГ подразделяются на три категории:
- ОГ, запрещенные к перевозке при любых условиях (особо опасные);
- ОГ, запрещенные к перевозке без специального предварительного государственного освобождения (разрешения);
- ОГ, транспортируемые в нормальных условиях полета в соответствии с установленными правилами на пассажирском и (или) грузовом ВС.
Для обеспечения безопасности транспортирования степень опасности ОГ учитывают при упаковке груза (соответственно 1, 2 и 3 группа упаковы-вания), определении максимально допустимой массы ОГ в упаковке для пассажирского и грузового ВС, запрете перевозки ряда ОГ на пассажирских ВС и требовании получения специального государственного разрешения (Освобождения) на перевозку для некоторых видов ОГ.
Грузы, требующие предварительного государственного освобождения помещены в Перечень опасных грузов ТИ с указанием в колонках 9, 10 и (или) 11, 12 (определяющих допустимую массу ОГ) слова "Запрещено" или введением специальных положений (например А1, А2, А4).
2. 3. Опасные грузы, запрещенные к перевозке при любых условиях.
К ОГ, запрещенным к перевозке при любых обстоятельствах, относятся:
1. Взрывчатые вещества, которые воспламеняются или разлагаются под воздействием температуры 75 °С в течение 48 часов;
2. Взрывчатые вещества, содержащие смеси хлоратов с фосфором;
3 Твердые взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с чрезвычайно высокой чувствительностью механическому удару;
4. Взрывчатые вещества, содержащие как хлораты, так и соли аммония:
5. Жидкие взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с умеренной чувствительностью к механическому удару;
6. Любое вещество или изделие, предложенное для перевозки, которое способно выделять опасное количество тепла или газа в обычных условиях перевозки по воздуху;
7. Легковоспламеняющиеся твердые вещества и органические перекиси, которые обладают способностью взрываться и которые упакованы таким образом, что в качестве знака дополнительного риска правилами классификации предусматривается использование знака опасности взрыва.
Свыше 200 таких ОГ помещены в Перечень опасных грузов "Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху" ИКАО (далее - "Технические инструкции...", ТИ) без присвоение им номера по списку ООН (вместо номера в колонках 2 и 3 Таблицы написано слово "Запрещено").
Необходимо иметь в виду, что не представляется возможным перечислить все опасные грузы, которые запрещены к перевозке на ВС при любых обстоятельствах. Поэтому необходимо следить, чтобы никакие грузы отвечающие данному описанию, не предлагались для перевозки.
2.4. Классификация опасных грузов по их физико-химическим свойствам.
2.4.1. Класс 1 - "ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА"
К опасным грузам 1 класса относятся взрывчатые вещества (ВВ), взрывчатые изделия, пиротехнические вещества, составы и изделия.
К взрывчатым веществам относятся твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и такой скорости, что вызывает повреждения окружающих предметов.
К пиротехническим веществам относятся вещества или смеси веществ, предназначенных для производства внешних эффектов (световых, тепловых, звуковых, дымовых и реактивных) в результате недетонирующих экзотерми-ческих реакций.
Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым.
Примечание. Десенсибилизированные взрывчатые вещества относят к 4 классу.
Объединение взрывчатых и пиротехнических веществ объясняется тем, что часто это использование разных свойств одного и тоже вещества или их совместное использование в одном изделии.
В качестве примера можно привести древнейшее ВВ - дымный (черный) порох, который может применяться для взрыва (как ВВ), так и в качестве пиротехнического вещества в огнепроводных шнурах.
Взрывчатые вещества подразделяются на первичные (инициирующие) и вторичные (детонирующие и дефлагрирующие).
Наиболее просто понять разницу между этим подразделением сравнивая скорость химической реакции в них.
В первичных ВВ (азид свинца, гремучая ртуть) реакция протекает за время около одной микросекунды.
В детонирующих ВВ (бризантных) реакция протекает за время около ста микросекунд.
В дефларгирующих ВВ (пороха) реакция протекает за время более одной миллисекунды.
В зависимости от назначения изделия 1 класса подразделяются на военные и промышленные.
В зависимости от своих свойств, опасные грузы 1 класса подразделяются на шесть категорий и тринадцать групп совместимости для совместной перевозки.
Категория 1.1. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва в массе.
Категория 1.2. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе.
Категория 1.3. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также незначительной опасностью взрыва или разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе.
Категория 1.4. Вещества и изделия, которые не представляют какой-либо значительной опасности.
Категория 1.5. Вещества очень небольшой чувствительности, которые характеризуются опасность взрыва в массе.
Категория 1. 6. Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва в массе.
Группа совместимости ВВ определяет его приемлемость для погрузки с другими ВВ или другими классами ОГ.
2. 4. 2. Класс 2 - "ГАЗЫ"
В него включаются газы сжатые, сжиженные, в растворе, охлажденные сжиженные, смеси газов, смеси одного или нескольких газов с парами одного или нескольких веществ других классов, а также изделия снаряженные газом и аэрозоли.
По степени опасности во время перевозки газы подразделяются на три категории:
Категория 2.1. Легковоспламеняющиеся (метан, пропан);
Категория 2.2. Невоспламеняющиеся нетоксические (азот);
Категория 2.3. Токсические (хлор).
Многие ОГ данного класса (особенно первой и третьей категорий) требуют при своей перевозке предварительного государственного разрешения (Специальные положения А1 и А2).
Главной особенностью ОГ второго класса является отсутствие междуна-родных стандартов на его упаковку (баллоны).
Газированные напитки не относятся к данному классу.
2.4.3. Класс 3 - "ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ"
В этот класс включаются жидкости или смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (лаки, краски, политуры и т. д.), которые выделяют пары, легковоспламеняющиеся в закрытом сосуде при температурах не выше 60, 5°С или в открытом сосуде при температурах не выше 65, 5°С. Основной вид опасности заключается в возможности возникновения и быстрого развития пожара.
Наиболее известные и распространенные ОГ третьего класса - моторные топлива и масла (бензин и керосин), а также спирты и крепкие спиртные напитки (более 24 градусов).
2.4.4. Класс 4 - "ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА"
По видам опасности они подразделяются на три категории:
Категория 4. 1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества.
Категория 4. 2. Вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию (белый фосфор).
Категория 4. 3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой (натрий, калий).
Особую опасность при перевозке представляют некоторые металлы и металлические порошки, так как, при их горении обычные огнегасящие вещества (вода, углекислота) могут усугубить опасность.
2.4.5. Класс 5 - "ОКИСЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕКИСИ"
По составу ОГ пятого класса подразделяются на две категории:
Категория 5. 1. Окисляющие вещества;
Категория 5. 2. Органические перекиси.
Окисляющие вещества относящиеся к категории 5. 1. Сами по себе не обязательно являются воспламеняющимися, но могут, главным образом путем выделения кислорода, вызывать воспламенение других веществ или способствовать их воспламенению или взрыву.
К данной категории относятся многие азотные удобрения.
Органические перекиси относящиеся к категории 5. 2, не являются теплостойкими веществами и могут разлагаться в ходе экзотермической самоускоряющейся реакции. Они также способны разлагаться с взрывным эффектом или быстро гореть, или опасно реагировать с другими веществами чувствительны к удару или трению, вызывать повреждение глаз.
Перевозка органических перекисей по воздуху ЗАПРЕЩЕНА.
2.4.6. Класс 6 - "ТОКСИЧНЫЕ И ИНФЕКЦИОННЫЕ ВЕЩЕСТВА"
По видам опасности они подразделяются на две категории.
К категории 6.1. - "Токсичные (ядовитые) вещества", к ним относятся газообразные, жидкие или твердые вещества, представляющие опасность отравления, химических ожогов, заболеваний, гибели людей, животных и растений
Они опасны при вдыхании, попадании внутрь организма или соприкосновении с кожей.
Наиболее известные ОГ шестого класса - гербициды и средства для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Вещества, содержащие жизнеспособные микроорганизмы, в отношении которых известно или имеется достаточно оснований считать, что они вызывают заболевания людей или животных относятся к категории 6. 2. - инфекционные вещества и генетически измененные организмы.
Грузы категории 6.2. перевозятся по специальным правилам.
Примечание. Генетически измененные микроорганизмы, не попадающие под определение инфекционного вещества, относятся к 9 классу.
2.4.7. Класс 7 - "РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА"
В класс 7 включены любые вещества, удельная активность которых превышает 70 кБк/кг (2 нКи/г).
Беккерель (Бк) - физическая единица, равная числу распадов радиоактивного вещества в секунду.
К радиоактивным веществам (РВ) относятся:
- РВ, делящиеся (ядерные);
- Радиоактивные источники излучения (изотопы);
- РВ с низкой удельной активностью (LSA);
- Объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением (SCO);
- пустые контейнеры от РВ.
В зависимости от степени радиоактивности и условий ядерной критичности ОГ седьмого класса подразделяются на следующие категории:
Категория 1 - вещества с незначительным уровнем радиации, не превышающим 0, 005 мСв/ч на поверхности упаковки. Транспортный индекс не определяется (ноль).
Категория 2 - веществ уровень радиоактивности, которых не превышает 0, 5 мСв/ч, а транспортный индекс не превышает единицы.
Категория 3 - радиоактивные вещества уровень радиоактивности которых не превышает 2 мСв/ч а транспортный индекс не превышает десяти.
Категория 4 (особые условия) - радиоактивные вещества, уровень радиоактивности которых превышает 2 мСв/ч, а транспортный индекс более десяти.
2.4.8. Класс 8 - "КОРРОЗИОННЫЕ ВЕЩЕСТВА"
К этому классу относятся вещества, которые могут вызывать видимое поражение кожи или любой живой ткани, или причинить материальный ущерб другим грузам и конструкции воздушного судна.
Наиболее известные и распространенные представители ОГ восьмого класса - электрические жидкостные батареи (электрические аккумуляторы) и растворы поваренной соли (соленая рыба и т. д.).
2. 4. 9. Класс 9 - "ПРОЧИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ"
Этот класс включает вещества и изделия, представляющие во время перевозки воздушным транспортом опасность, которая не может быть отнесена к другим классам опасных грузов. К ним относятся намагниченные, анестезирующие, малотоксичные и другие аналогичные вещества и материалы, которые могут вызвать у членов летного экипажа и пассажиров раздражение или недомогание, а также горючие жидкости, не являющиеся легковоспламеняющимися.
Типичными представителями девятого класса являются асбест, сухой лед (твердая двуокись углерода, двигатели внутреннего сгорания, магниты, - в том числе в электронных приборах).
Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОПАСНЫМ ГРУЗАМ
3. 1. Опасные грузы, разрешенные к воздушной перевозке.
К воздушной перевозке допускаются только соответствующие требованиям нормативных документов ОГ. Они должны быть:
- классифицированы по списку ООН;
- иметь соответствующую документацию;
- сертифицированы;
- описаны;
- упакованы в соответствии с "Техническими инструкциями..." (Стандартами РФ или другими аналогичными документами для определенных типов грузов);
- маркированы;
- иметь знаки опасности.
Масса нетто ОГ в одной упаковке не должна превышать установленной нормы для используемого воздушного судна (пассажирского или грузового).
3. 2. Опасные грузы, на которые не распространяются требования Технических инструкций ИКАО.
Установленные Техническими инструкциями правила не применяются в отношении ОГ в следующих случаях:
- для оказания во время полета медицинской помощи больному;
- для оказания во время полета ветеринарной помощи или умерщвления животного из гуманных соображений;
- для сбрасывания в связи с осуществлением деятельности в области сельского хозяйства, садоводства, лесоводства или контроля за загрязнением;
- для обеспечения летной годности и правил эксплуатации воздушного судна (ВС);
- бытовые вещества и предметы, предназначенные для использования и продажи на борту ВС (кроме одноразовых зажигалок);
- при транспортировании ОГ в освобожденных количествах (в том числе допустимые к перевозке в составе багажа пассажиров или членов экипажа).
3. 3. Перевозка опасных грузов пассажирами или членами экипажей.
Если это иначе ниже не оговорено, ни пассажиры, ни члены экипажа не должны перевозить опасные грузы ни в качестве ручного или зарегистрированного багажа, ни внутри такого багажа, ни при себе. Ручные чемоданы, снабженные устройствами обеспечения безопасности и содержащие опасные грузы, например литиевые батареи или пиротехнические вещества, полностью запрещены (Смотри наименование в таблице 2-14 Перечня опасных грузов).
Положения Технических инструкций не распространяются на следующие изделия и вещества при их перевозке пассажирами и членами экипажа:
а) алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более