Анализ школьной учебной программы по истории (для 5 класса)




Общая характеристика учебного курса.

Программа по предмету История Древнего мира предназначена для изучения истории в 5 классе средней общеобразовательной школы.

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования второго поколения и Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасин, УМК Вигасина, Годер, Свенцицкой.а).Программа ориентирована на использование учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Москва, Просвещение, 2019.

Характер курса по содержанию (всеобщая история, история России). Характер курса по степени сложности и объему учебного исторического материала.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Способствует реализации единой концепции исторического образования.

Программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Образовательные, воспитательные, развивающие задачи курса.

Цель изучения предмета «История Древнего мира»— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

Конкретными учебными задачами истории Древнего мира являются:

· формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

· овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

· воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

· формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

· развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

· формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане.

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В программе предусмотрены вводный и повторительно – обобщающие уроки по разделам, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

 

Структура программы

Программа состоит из введения, 4 разделов и повторения (распределение часов на каждый из разделов может варьироваться в случае использования педагогом иного учебника вместо указанного как основного в программе, при этом общее количество часов на предмет должно оставаться неизменным):

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Тема 3. Счёт лет в истории.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч.)

Тема 4. Древний Египет

Тема 5. Западная Азия в древности

Тема 6. Индия и Китай в древности

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

ПОВТОРЕНИЕ (3 ч.)

Программа рассчитана на 68 ч. (2 час в неделю).

Программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно - деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

 

Соотношение конкретного и обобщающего материала. Представления, понятия, ведущие идеи курса. Системность, целостность освещения исторического процесса.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии; соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция): последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления; различать причину и следствие исторических событий, явлений; выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

Соответствие содержания курса современному уровню развития исторических наук, уровню познавательных возможностей учащихся. Соотношение базового компонента школьных знаний с другими сведениями курса.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

—способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

—способность выделять главное в тексте и второстепенное;

—способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

—способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).

—способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

—способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

—способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

—способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

—способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

—способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

—способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

В ходе освоения содержания курса История Древнего мира 5 класс

Выпускник научится:

· определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

· использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

· проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

· описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

· раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

· объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

· давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):

· давать характеристику общественного строя древних государств;

· сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

· видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

· высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

 

Воспитательный потенциал курса. Его направленность на формирование исторического сознания. Гуманистические ценности курса истории. Системность в решении воспитательных задач.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

· выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

· уметь вести дискуссию, диалог;

· находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Метапредметные результаты :

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

· активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты :

· овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

· способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

· способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

Дидактическая оснащенность курса. Библиография. Учебники. Хрестоматии. Книги для чтения. Задачники. Аудиовизуальные средства обучения.

Для осуществления целей и задач программы История Древнего мира необходимо использование учебника и дополнительных печатных пособии (количество, состав и тематика которых может быть выбрана и определена самим педагогом), приблизительный перечень возможной литературы с названиями и авторами перечисляется в УМК программы.

Также обязательно использование наглядных пособий - исторические карты.

Предполагается использование интернет-ресурсов по истории Древнего мира и электронных пособия; учебно-методических ма­териалов; исторических фото­документов, репро­дукции; исторических фото­документов, записей песен, гимнов, речей; презентаций, согласно списку образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира.

В соответствии с требованиями здоровье сберегающих технологий, новых подходов к обучению, на уроках используются различные Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор и экран.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: