Учащийся должен знать:
- Современные этические нормы.
Учащийся должен уметь:
- Сочетать движение и речь в предложенных темпоритмах.
- Выполнять предложенные акробатические элементы.
- Владеть приемами сценического боя без оружия.
- Выполнять основные элементы и техники пантомимы в этюдной работе.
- Применять полученные знания по этикету в повседневной жизни.
Класс
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
Подготовка психофизического аппарата к решению творческих задач | ||
Правила этикета | ||
Работа с предметом в стилевом поведении | ||
Основы композиции | ||
Приемы сценического боя без оружия | ||
Приемы сценического боя с шестом или палкой | ||
Этюдная работа | ||
Всего |
Задачи обучения
1. Формирование умения строить этюд с применением полученных специальных навыков.
2. Обучение умению работать с предметом в стилевом поведении.
3. Овладение приемами сценического боя с оружием.
4. Воспитание потребности в совершенствовании и творческом самовыражении личности.
Содержание учебного материала первого полугодия
1. Подготовка психофизического аппарата к решению творческих задач:
- повторение и совершенствование упражнений, освоенных в 9 классе.
2. Основы композиции. Построение пластической формы:
- упражнения на отражение в позе предлагаемых обстоятельств: атмосферы сцены и заданных взаимоотношений.
3. Приемы сценического боя без оружия:
- удары;
- пощещина;
- отыгрывание удара;
- захваты;
- броски.
4. Работа с предметом в стилевом поведении западноевропейского общества XVI - XVII вв.:
- школа большого плаща;
- школа широкополой шляпы.
- Правила этикета западноевропейского общества XVI - XVII вв.
5. Этюды с применением специальных навыков самостоятельно придуманные учащимися.
|
Содержание учебного материала второго полугодия
1. Подготовка психофизического аппарата к решению творческих задач:
- повторение и совершенствование упражнений, ранее освоенных на занятиях.
2. Основы композиции. Построение пластической фразы:
- упражнения на оправдание позы действием;
- упражнения на отражение в характере движения заданных взаимоотношений;
- упражнения на отражение в характере движения атмосферы сцены.
3. Сценический бой без оружия:
- совершенствование ударов, захватов, бросков;
- использование подручного реквизита.
4. Приемы сценического боя с шестом или палкой.
5. Работа с предметом в стилевом поведении европейского общества XVIII в.:
- обращение с тростью;
- обращение с веером.
- Правила этикета европейского общества XVIII в.
6. Этюды с применением специальных навыков, основанные на литературном материале.
Форма контроля: в конце каждого полугодия – зачет.
На зачет первого полугодия выносятся:
- комплекс статической и динамической нагрузки (работа с плащом, со шляпой, приемы сценического боя без оружия);
- упражнения на построение пластической формы;
- этюды.
На зачет второго полугодия выносятся:
- комплекс статической и динамической нагрузки (обращение с тростью, с веером,
приемы сценического боя без оружия и шестом или палкой); - упражнения на построение пластической фразы;
- этюды.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса:
Учащиеся должен знать:
|
- конструктивные особенности одежды и аксессуаров европейского общества XVI-XVIII вв., влияющие на пластику человека;
- особенности стилевого поведения европейского общества XVI-XVIII вв.
Учащиеся должен уметь:
- оправдывать действием импровизированно принятую позу;
- строить пластическую форму и фразу;
- осуществлять динамические и статические пристройки к объекту;
- работать с тростью, веером, шляпой, плащом;
- выполнять основные приемы сценического боя без оружия;
- выполнять основные приемы сценического боя с использованием реквизита; с использованием шеста или палки;
- п рименять специальные навыки в построении этюда.
Класс
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
Подготовка психофизического аппарата к решению творческих задач. | ||
Комплексный тренинг. | ||
Сценический бой. | ||
Стилевое поведение и правила этикета. | ||
Творческие работы | ||
Всего |
Задачи обучения
1. Учить применять полученные знания и умения при решении творческих задач и в повседневной жизни.
2. Овладение приемами фехтования.
3. Воспитание чувства коллективизма и личной ответственности за свою работу и работу товарищей в репетиционном процессе.
Содержание учебного материала первого полугодия
1. Подготовка психофизического аппарата к решению творческих задач.
2. Комплексный тренинг, построенный на раннее освоенном материале (основы композиции, техника пантомимы,
жонглирование предметами, рече-двигательная координация, приемы сценического боя и т.д.).
3. Сценический бой с оружием:
|
- шпага.
4. Особенности стилевого поведения русского и западноевропейского общества XIX в.:
- обращение с тростью;
- обращение с цилиндром.
- Правила этикета русского и западноевропейского общества XIX в.
5. Учебные творческие работы, самостоятельно придуманные учащимися.
Содержание учебного материала второго полугодия
1. Подготовка психофизического аппарата к решению творческих задач.
2. Комплексный тренинг, построенный на раннее освоенном материале (основы композиции, техника пантомимы,
жонглирование предметами, рече-двигательная координация, приемы сценического боя и т.д.).
3. Учебные творческие работы, демонстрирующие навыки и умения, приобретенные учащимися за весь период обучения,
по всем разделам программы, выполненные в жанре пластического или драматического или музыкального театра.
Форма контроля: в конце каждого полугодия – зачет.
На зачет первого полугодия выносятся:
- комплексный тренинг;
- сценический бой;
- творческие работы на основе стилевого поведения русского и западноевропейского общества XIX века.
На зачет второго полугодия выносятся:
На зачет выносятся учебные творческие работы, выполненные в жанре пластического или драматического или
музыкального театра, придуманные самостоятельно учащимися или на основе литературного материала.
Основные требования к знаниям и умениям 11 класса:
Учащийся должен знать:
- специальную терминологию предмета;
- особенности стилевого поведения XIX в.;
- способы применения полученных навыков в повседневной жизни.
Учащийся должен уметь:
- владеть основами сценического боя шпагой;
- самостоятельно, осмысленно применять полученные по предмету знания и умения при подготовке творческих работ,
в том числе и по другим специальным дисциплинам.
Список литературы.
- Баскаков В.Ю. Свободное тело. М.: ИОИ, 2001.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.
- Голубовский Б. Пластика и искусство актера. М.: Искусство, 1986
- Далькроз Е.Ж. Ритм и его воспитательное значение для жизни и для искусства. Театр и искусство, 1913.
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: РОУ, 1992.
- Кох И.Э. Основы сценического движения. Л.: Искусство, 1970.
- Кох И.Э. Основы сценического движения. 38 уроков. Л.-М.: Искусство, 1962
- Кох И.Э. Сценическое фехтование: Учебное пособие. Л.: Искусство, 1948
- Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М.: Искусство, 1979
- Маркова Е.В. Марсель Марсо. Л.: Искусство, 1983
- Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М.: Искусство, 1988.
- Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М.: Алетейа, 2000.
- Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. М.: Искусство, 1984.
- Кузнецов С.П. Пластическое воспитание актера в театральном вузе: Сборник научных трудов.Л.: ЛГИТМиК, 1987
- Пиз А. Язык телодвижений. Новгород: Ай кью, 1992.
- Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ. М.: Советская Россия, 1981.
- Сенчуков Ю.Ю. Искусство пресечения боя. Мн.: Современное слово, 2000.
- Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1954-1961. – Т.2, Т.3.
- Стулова Л. Вопросы вокального воспитания актера драматического театра: Методическое пособие. М.:
ИТИ им А.В.Луначарского, 1974 - Чехов М.А. Литературное наследие. Т.2. М.: Искусство, 1995