07.02.2022
Тема: Проведениепрофессиональных проб.
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Древнеримский философ
«Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»
Всем известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.
Запись в тетрадь. Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.
Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.
Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.
|
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.
(подготовлен профессором В.Б.Успенским).
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения: учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое мнение или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
- Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
- если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Не важно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
- Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у врача.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
|
Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
1) 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23…
2) 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24…
Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0 – 6 баллов – неготовность;
7 – 12 баллов – низкая готовность;
13 – 18 баллов – средняя готовность;
19 – 24 балла – высокая готовность.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
Запись в тетради: Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией.
Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм – одним из важнейших источников информации.
|
Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда.
Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
Название профессии
Предмет труда
Цели труда
Условия работы
Вид труда
Знания и умения, необходимые для выполнения работы
Медицинские противопоказания
Требования к человеку
Пути получения профессии
-Некоторые из вас определились с выбором профессии,поэтому я прошу ответить на вопросы анкеты «Что повлияло на твой выбор » (записать в тетрадь)
Анкета
Что повлияло на твой выбор:
· Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
· Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
· Значение внешней атрибутики: «Хочу носить военную форму»
· «Полезность» профессии для самого человека: «Будешь поваром – голодным не останешься», «В семье должен быть собственный доктор.. » и т.д.
· Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
· Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.
· Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.
· Осознание собственных интересов.