Полномочия органов власти в сфере регулирования отношений недропользования




Учитывая территориальное деление нашей страны и в соответствии с ФЗ О недрах, выделим три уровня органов власти:

- федеральные органы государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования,

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования,

- органы местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.

Полномочия каждого из вышеперечисленных органов власти нашли свое закрепление в положениях ФЗ О недрах.

В соответствии со ст. 3 ФЗ О недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

1) Разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах. Поскольку очевидно, что речь идет только о федеральном законодательстве, данное полномочие основывается на положении п. "а" ст. 71 Конституции РФ, относящем вопросы принятия и изменения федеральных законов к предметам исключительного ведения России.

2) Определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ.

3) Установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

3.1) Установление порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр. Этот порядок устанавливается Приказом Минприроды России от 14.11.2013 N 507[23] и предназначен для применения:

- Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами при определении суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр, за исключением участков недр местного значения, а также при подготовке предложений в Правительство Российской Федерации по определению порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения;

- органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении суммы сбора за участие в аукционах на право пользования участками недр местного значения.

4) Создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств.

5) Государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения. Положение о ее проведении утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 69[24]. В частности, предусматривается, что государственная экспертиза может быть проведена на любой стадии геологического изучения месторождения при соблюдении условия о том, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

6) Официальное опубликование перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, формирование федерального фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции.

6.1) Формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым. Так, например, применительно к Воронежской области указанный перечень был утвержден распоряжением от 21.04.2006 г. [25], в соответствии с которым к общераспространенным полезным ископаемых по Воронежской области относят:

- глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);

- известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);

- магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности);

- мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы);

- мергель (кроме используемого в цементной промышленности);

- облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 - 2 группы);

- песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

- песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

- песчано-гравийные породы;

- сапропель (кроме используемого в лечебных целях);

- трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);

- суглинки (кроме используемых в цементной промышленности);

- торф (кроме используемого в лечебных целях).

6.2) Согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней.

6.3) Установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказа в согласовании указанных перечней. Данный Порядок утвержден Приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687[26]. Действие Порядка не распространяется на процедуру подготовки, рассмотрения и согласования перечней участков недр местного значения, содержащих участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

7) Составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; установление порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых[27].

7.1) Установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами.

8) Распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации.

9) Введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

10) Распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.

11) Утверждение соглашений на условиях раздела продукции.

12) Координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами.

13) Защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации.

14) Разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации.

15) Заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр.

16) Установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

17) Заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

18) Установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственный горный надзор). Согласно Приказу Ростехнадзора от 12.12.2012 N 712[28] это находится в его компетенции.

19) Установление порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.

20) Рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых.

21) Установление порядка подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых.

Согласно ст. 4 ФЗ О недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

- принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах.

- участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

- разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы.

- создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов.

- участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

- составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

- распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения.

- подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

- согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

- установление порядка пользования участками недр местного значения.

- защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами.

- участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр.

- участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых.

- организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

- проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.

- регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится:

- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование.

- развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности.

- приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений ФЗ О недрах;

- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 

Литература:

1. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 448 с.

2. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2012 / В.В. Бакаев, А.Г. Зуев, М.Г. Киржиманов и др. М.: МАКС Пресс, 2013. 148 с.

3. Рат Й. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2008. 288 с.

4. Нормативные правовые акты, приведенные в пособии в актуальных редакциях.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: