Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов.
В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность.
Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей.
Слева- Цицерон. Справа-Брут
Помпей
В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура — реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.
В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов.
Диана Версальская
Живопись Древнего Рима
Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты.
«Свадьба Альдобрандини» (фрагмент)
О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати.
Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами.
Silenus holding a lyre (left); demi-god Pan and a nymph sitting on a rock, nursing a goat (centre); woman with coat (right). Fresco of the mystery ritual, right, Villa of the Mysteries, Pompeii, Italy.
Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тромлей», что отражало тяготение к пышности.
|
«Гермафродит и Силен»
Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи. Они показывают, что художники свободно владели всеми живописными средствами- богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. д.
В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.
Стенопись Древнего Рима
В римской архитектуре стена играет роль разграничителя пространства, кроме того, она оказывает пространство на воздушную среду перед ней.
Стена была не твердью, а пространством с воображаемой глубиной, поэтому служила местом изображения природы, истории, мифов, была будто «экраном для проецирования».
Существуют 4 стиля настенных росписей.
Первый стиль древнеримской живописи имеет восточное происхождение: раскрашенные четырёхугольники, имитирующие мраморные блоки.
Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты, с архитектурными или пейзажными фонами.
Вилла Мистерий
Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный») — также со сложными архитектурными построениями, но здания уже фантастические, отличаются графичностью, нежностью колорита. Здесь встречаются вставки, иногда чёрного цвета, с контурными фигурками. Перспективное обрамление здесь служит для того, чтобы картины с изображением фигурок помещались в определенной глубине и не сливались с плоскостью стен.
|
Четвёртый стиль древнеримской живописи (появляется только в последние годы существования обоих городов) — с архитектурно-перспективным построением 2-го стиля, но с более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, подобной декорациям театральной сцены.
Литература Древнего Рима
История римской литературы распадается на два периода.
До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые песни, религиозные гимны, фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками).
С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины; особое неприятие вызвала греческая философия.
Первый дошедший до нас текст — законы Двенадцати таблиц; первый известный нам писатель — Аппий Клавдий, автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.