Задремали волны
Слова К.Р Музыка Ц. Кюи
Жанр -A capella для женского хора.
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – русский композитор, специалист в облас-ти фортификации.
Цезарь Антонович Кюи родился 6 января 1835 года в городе Вильно. Его отец, по национальности француз, был офицером наполеоновской армии, который женился на литовке (матери будущего композитора) и остался в России. С 14 лет Цезарь обучается музыкально-теоретическим дисциплинам у известного композитора и педагога Станислава Монюшко, основоположника польской национальной оперной школы, а также осваивает игру на фортепиано и начинает сочинять музыку.
С 1849 года Кюи живет в Петербурге. Там он поступает в Инженерное училище, а потом учится в Инженерной академии, которую оканчивает в 1857 году. Кюи стал известным учёным (позже преподавателем) в области фортификации, дослужившись до чина инженер-генерала. Среди его учеников были великие князья, будущий генерал Скобелев и бесчисленные офицеры всех родов войск.
Немаловажную роль в становлении Кюи как композитора имело творческое общение с известной в то время «Могучей кучкой». Кюи пишет романсы и свои первые оперы: «Кавказский пленник» (1857-1858) и «Сын мандарина» (1859). Кюи проявил незаурядное дарование в области музыкальной критики, сотрудничая с 1864 года в газете «Петербургские ведомости».
Музыкальное творчество Кюи достигло расцвета в 60-70-е годы, когда композитор создал оперы «Вильям Радклиф» (1869) и «Анджело» (1876). Среди последующих его произведений следует выделить оперы «Пир во время чумы» (по А. С. Пушкину, 1900), «Мадемуазель Фифи» (по Мопассану, 1903), «Матео Фальконе» (по П. Мериме, 1907) и «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), а также четыре оркестровые сюиты, три детские оперы, большое количество камерно-инструмен-тальных и вокальных произведений.
|
Скончался Цезарь Антонович Кюи 26 марта 1918 года в Петрограде.
Произведение «Задремали волны»-лирического характера. В нем описывается природа. Море, затишье волн, ясный небосвод, светящий месяц. Все это сравнивается с состоянием человека. Говорится о том, как радость озарит горе, «ярко озарит». И в жизни все станет светлым и радостным.
Задремали волны,
Ясен неба свод;
Светит месяц полный
Над лазурью вод.
Серебрится море,
Трепетно горит...
Так и радость горе
Ярко озарит.
Характер произведения- спокойный, неторопливый, рассказывающий о море, волнах, природе, которые связаны с человеком.
Форма произведения- куплетная,2-х частная, состоит из 2 куплетов(3х предложений). Каждый куплет имеет квадратную форму.
Темп произведения –andantino(неторопливо),он нужен для того чтобы прочувствовать характер произведения.
Размер - - простой. Метр двухдольный.
В произведение используются-_______________________ длительностиЮ передающие спокойный характер.
Характерный ритмический рисунок:
Основная тональность произведения As dur,но имеются отклонения;
Тональности | As | b | As | c | As | f | As | C | As |
Такты | 1-4 | 6-11 | 13-18 | 19-24 | 25-29 | 30-32 | 33-38 |
Пример №1
Гармонический язык простой T-S-D.
Пример№2
Динамика произведения играет очень важную роль: её постоянные переходы от р к mf и обратно(чаще по два такта) рисуют подвижный морской пейзаж, который, развиваясь, приходит к своим кульминациям, в которых возникает триольный ритм, происходит увеличение диапазона, усиление динамики до F.
|
Пример №3
Фактура изложения смешанная: гармоническая, гофомофнно-гармоническая.
Пример №4
Голосоведение смешанное: прямое, плавно-нисходящее.(см пример №4)
Звуковедение- legato, оно передает плавное движение морских волн.
Диапазон партий:
Так как в партиях диапазон хоровых голосов не выходит за пределы рабочего, ансамбль будет естественным.
Вокально-хоровые трудности
1.Интонационные
Следить за четкой интонацией произношения слов.
2.Ритмические
Додерживать все выдержанные ноты.
Ритмический ансамбль между партиями
3.Дикционные
Исполнение объёмных прикрытых главных в словах- «Волны», «небосвод», «полный», «лазурью» и т.д
Добиться дикционного ансамбля в партиях.
Произведение «Задремали волны» может исполнить женский учебный и академический хор.