Функциональные стили речи — это системы языковых единиц различного уровня, которые используются для достижения определенных коммуникативных целей.
Знать язык в совершенстве — значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы, называется стилистикой.
В процессе развития языка происходит процесс распределения его коммуникационных единиц согласно сфере, где они чаще всего применяются. Так возникают стили речи.
Так, в разговорной речи люди могут использовать сленг, короткие и неполные предложения, содержание которых понятно из контекста или обстоятельств, при которых происходит коммуникация. В разговоре речь эмоционально окрашена. В ней могут использоваться просторечные слова, диалектизмы и пр.
Эти языковые средства никогда не появятся в, например, научном или официально-деловом стиле, как и наоборот. Было бы смешно, если бы молодой человек, объясняясь в любви, использовал бюрократические штампы, а исследователь, вместо терминологии, использовал красочные метафоры, чтобы описать феномен деления ядра.
Стили речи в русском языке строго дифференцированы. Каждый из них решает четко очерченные коммуникативные задачи, используется в определенной среде, имеет своего адресата. Согласно этим требованиям, подбирается лексика, используются определенные грамматические и синтаксические единицы и формы. Фактически стиль речи — это набор коммуникативных единиц, строго регламентированный целями общения. С их помощью могут создаваться законы и инструкции; поэмы и романы; энциклопедии и словари; статьи в СМИ, интервью, реклама. Один из них (разговорный) используют в устной речи для решения бытовых вопросов.
|
В каждом из этих стилей реализуется определенная функция языка:
- познавательная (гносеологическая);
- информационная;
- эстетическая;
- описательная.
Стили речи легко распознать. Главное — знать их особенности.
Художественный стиль — стиль литературы (романов и повестей, поэтических произведений, драматургии). Он отличается эмоциональностью и выразительностью. Главная задача — создать художественный образ, вызвать эстетическое переживание. Поэтому в художественном стиле используется как общепринятая лексика (зафиксированная в словарях), так и маркированная (варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы и арго, сленг). Здесь встречается и научный термин, и разговорные формы речи.
сфера | тематика | цели | жанры | Ведущие черты, языковые особенности | |||||||
Научный | Наука, образование, просвещение | Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения | Изложить, обосновать, объяснить научное знание | Диссертация, статья, монография, авторе- ферат, учебник, учебное пособие, реферат | - логичность, точность, конкретность, сжатость - использование терминов (общенаучная терминология: функция, процесс, условия, причина, констатировать...; специальная терминология: аффикс, фразеологизм, фонема) - речевые клише (представляет собой, заключается в, состоит из) | ||||||
Публицистический | Сфера массовой информации (СМИ) | Общезначимые вопросы политики, экономики, культуры и т. д., предназначенные для доступного освещения в прессе, на радио и телевидении, обсуждения и рассмотрения в парламенте | Привлечь внимание к проблеме, заострить общественно значимый вопрос, убедить, воодушевить, побудить адресата | Статья, заметка, интервью, репортаж, очерк, фельетон, дискуссия, радиоконферанс, дебаты | - доступность; - информативность; - экспрессивность; - документальность; - сочетание книжных и разговорных средств языка - использование слов оценочного характера, риторических вопросов - использование фразеологизмов - использование повелительного наклонения - употребление единственного числа в значении множественного (русский человек всегда отличался смекалко й) - абстрактные существительные (совесть, власть) | ||||||
Официально-деловой стиль | Сфера делопроизводства и официальных отношений | Официальные отношения | Установление официальных отношений | Соглашение, конвенция, переговоры, закон, указ, устав, приказ, протокол, заявление, расписка, доверенность, конституция | - стандартность; - шаблонность; - официальность; - конкретность; - обобщённо-отвлечённый характер информации; - безэмоциональность, бесстрастность; - сжатость, компактность изложения при -информативной насыщенности -использование клише - отсутствие средств выразительности | ||||||
Разговорный | Бытовая сфера общения | Человеческие взаимоотношения | Обменяться разнообразной информацией, установить контакт, развлечь | Беседа, спор, личное письмо, SMS-сообщение | - спонтанность; - непринуждённость; - эмоциональность (премиленький, обалденный) - оценочность (карапуз, мордуленция, здоровяк), оценочные суффиксы (злЮКа, большУЩий, добрЯК, говорУН, модНИЧАть) - стремление к экономии речевых средств, использование неполных предложений -общеупотребительная лексика - просторечия - широкое использование местоимений (такое безобразие) | ||||||
Художественный (язык художественной литературы) | Творческая сфера, литература | Любая | Представить в образной форме с целью эстетического воздействия | Стихотворение, сонет, поэма, ода, повесть, рассказ, роман, басня, баллада, трагедия, комедия, драма... | -образность - использование изобразительно-выразительных средств - эмоциональность - индивидуально-авторский стиль (авторские новообразования) - совмещение средств всех стилей и разговорной речи, единиц нелитературного языка (жаргон, арго, просторечие, диалекты и т. д.) в художественных целях | ||||||
Публицистический стиль — стиль общественной информационной системы — СМИ. Главная задача языковых средств, которые используются в этом стиле, — проинформировать о каком-то событии, воздействовать на сознание читателя или слушателя, формировать общественное мнение, побуждать человека и общество к действиям. Средства, которые использует публицистика, отличаются синтетичностью: для реализации определенных задач и в зависимости от жанра журналисты могут оперировать научными терминами и художественными метафорами, канцелярскими штампами и разговорными формами.
|
|
Научный стиль — стиль учебников, монографий, научных статей. Его средства отличаются рационализмом, логикой, четкостью, строгостью и регламентированностью значений. В научном стиле преобладают термины.
Официально-деловой стиль — стиль бюрократии: законодательных актов, дипломатической переписки, делопроизводства. Его средства используют как в устной, так и письменной речи. Здесь царствуют речевые клише и канцелярские штампы. Все слова используются в прямом значении.
Разговорный стиль — стиль живого устного общения. Такая форма общения в основном диалогическая. Она отличается непосредственностью и импровизацией. Поэтому для этого стиля характерны паузы, повторные вопросы, короткие эмоционально окрашенные предложения. Используются специфические грамматические формы: конденсаты (например, подсобка в значении ‘подсобная комната’) синонимы-дублеты (например, мореход — ‘мореплаватель’).
Каждый стиль речи русского языка применяется в определенной области. Они отличаются темами, которые раскрывают, жанрами, фразеологией, грамматическими и синтаксическими формами.
Современный русский язык - один из богатейших языков мира - требует серьезного, вдумчивого изучения. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.
Русский язык - охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии; он включает в свой состав диалекты, жаргоны, то есть русский национальный язык неоднороден: в его составе функционируют особые разновидности языка. Так, интеллигентный, воспитанный человек использует привычные для него слова и выражения; необразованный и грубый - пользуется набором иных речевых средств; речь академика или журналиста непохожа на речь деревенской старушки, владеющей местным говором; нежная мать подбирает для своего малыша самые ласковые, задушевные слова; раздраженная воспитательница в детском саду или рассерженный отец говорит с озорником по-другому...
И все они пользуются одним, общенародным русским языком, а стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловое отношение; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество.
Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует. В каждом стиле используются языковые средства общенационального языка, но под влиянием целого ряда факторов (тема, содержание и др.) отбор и организация их в каждом стиле весьма специфичны и служат наиболее оптимальному обеспечению коммуникации.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ
Русский язык может использоваться в любой ситуации общения: в официальной и неофициальной обстановке, в сфере науки, делопроизводства, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневной жизни. Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в определённой сфере деятельности человека.
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:
· научный,
· официально-деловой (деловой),
· газетно-публицистический (публицистический),
· художественный,
· разговорный.
Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик, которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение и какие функции выполняет при этом язык.
· Научный стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Наука
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный
· Деловой стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Право
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и контактный
· Публицистический стиль.
Основная функция: Информативная и функция воздействия
Сфера общения: Идеология, политика
Основная форма речи: Письменная и устная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
· Художественный стиль.
Основная функция: Эстетическая и функция воздействия
Сфера общения: Словесное искусство
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог, диалог, полилог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
· Разговорный стиль.
Основная функция: Обмен мыслями и чувствами (собственно общение)
Сфера общения: Бытовая
Основная форма речи: Устная
Типичный вид речи: Диалог, полилог
Основной способ общения: Личный, контактный.
2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.
Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность.
Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др.
Выделяется три подстиля:
· собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады),
· научно-учебный (учебники, лекции),
· научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).
Академик Д.С. Лихачев писал о научной речи:
Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.
Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность - только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.
Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
Главное достояние научного языка - ясность.
Другое достоинство научного языка - легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.
Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткие, переход от одной фразы к другой - логическим и естественным, «незамеченным».
Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочитать написанное вслух для себя.
Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено.
Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.
Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.
Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под перо, - словами-«новоделами».
3. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Современный официально-деловой стиль - это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.
Официально-деловой стиль относится к книжно-письменным стилям литературного языка. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок, удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений. Устная форма официально-деловой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и конференциях, судебной речью, служебными телефонным разговором, устным распоряжением.
К общим экстралингвистическим и собственно языковым чертам этого стиля следует отнести следующие:
· точность, детальность изложения;
· стандартизированность изложения;
· долженствующе -предписующий характер изложения (волюнтативность).
Действительно, язык законов требует, прежде всего, точности, не допускающей каких-либо разночтений; быстрота понимания не является важной, так как заинтересованный человек в случае необходимости прочитает статью закона и два, и три раза, стремясь к полному пониманию. Стандартизированность изложения проявляется в том, что разнородные явления жизни в деловом стиле укладываются в ограниченное количество стандартных форм (анкета, справка, инструкция, заявление, деловое письмо и т.д.).Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало. Специфическим свойством деловой речи является выражение воли. Волюнтативность в текстах выражается семантически (подбором слов) и грамматически. Так, в управленческой документации мы постоянно встречаемся с формами первого лица глагола (прошу, предлагаю, приказываю, поздравляю), с формами модальными, долженствования (надлежит, необходимо, следует, предлагается).
В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют внутри официально - делового стиля три подстиля:
* дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически не применяются);
* законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма - судебная речь);
* управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).
4. ГАЗЕТНО - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении.
Главная функция публицистического стиля - сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.
Публицистические тексты имеют ряд общих черт:
· все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;
· пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;
· отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;
· обладают ярко выраженным субъективным началом;
· воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.
Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на:
· информационные
· аналитические
· художественно-публицистические
Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации. Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.
Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве факто логических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.
Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого или от третьего лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка - изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.
В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.
5. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
Разговорный (разговорно-бытовой) стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения.
Основные признаки речевой ситуации, формирующей разговорный стиль:
· неофициальность, непринужденность общения;
· непосредственность общения;
· неподготовленность речи (отсутствие предварительного отбора языкового материала и предварительного обдумывания высказывания); тесная связь с ситуацией (многие элементы могут быть не выражены словесно, так как непосредственно содержатся в ситуации, сопровождающей речь);
· большая роль мимики и жестов.
Цель - общение, обмен мыслями, впечатлениями.
Наиболее ярко проявляется в устной форме, причем обычно диалогической. В письменной форме используется в области неофициальной переписки (частные письма, записки) и в дневниках.
Основные черты:
· непринужденный и даже фамильярный характер речи;
· прерывистость и непоследовательность ее с логической точки зрения, эмоциональность
· оценочность
Разговорный стиль характеризуется широким использованием обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии, частиц, междометий, вводных слов, неполных предложений различного типа, слов-предложений, обращений, повторов слов, присоединительных конструкций и т.д.
6. СТИЛИСТИЧИСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ТИПЫ
Стилистические ошибки - это употребление неуместных в данном стиле языковых средств. Так же это нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности и богатства. Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие: - Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. (пример: Сантехники работали в квартире в течение недели. Иванов получил поверхностное домашнее образование. Иванов умел только говорить по-немецки и танцевать польку.)
- Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. (пример: Дорога каждая секунда времени (секунда связана с понятием времени). Соревнования намечены на май месяц (в слове май уже заключено понятие месяца).
- Тавтология, то есть тождесловие: повторение сказанного иными словами. (пример: Удар был внезапным и неожиданным. Авторские слова - это слова автора.)
- Тавтология, то есть тождесловие: повторение однокоренных слов. (пример: приближаться всё ближе; соединить воедино; удаляться всё дальше.)
- Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, вопрос, факт, задача и другое). (пример: Дело повышения производительности обсуждено на заседании правления фирмы.)
- Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. (пример: Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.)
- Употребление слов-паразитов. (пример: Она, понимаешь, если честно, опять не пришла. Это, значит, так было.)
- Немотивированное употребление нелитературной лексики. (пример: Онегин, короче, очень скоро разочаровался в светской жизни.)
- Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы. (пример: Весной всегда красиво. Мне нравятся зеленые листья на деревьях.)
Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие: Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств: сравнений, эпитетов; Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики; Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д.; Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения.