Конспект родительского собрания «Семья глазами ребенка»




Родительское собрание «Семья глазами ребенка»

Работникам дошкольного образования - Воспитателям

Многие педагоги-психологи не уделяют должного внимания проведение и подготовке родительских собраний. Только совместными усилиями можно достичь высоких результатов в развитии ребенка-дошкольника. Представленное родительское собрание-студия - пример креативного взаимодействия с родителями. Оно готовится и проводится совместно с воспитателями.


Родительское собрание «Семья глазами ребенка»


О.Е. Якуш, педагог-психолог МДОУ «Центр развития ребенка

Я.Н. Колесникова, воспитатель детский сад № 57

О.А. Брыткова,
воспитатель г. Белгород

 

Представляемое родительское собрание проводится в форме сту дии. Суть студийных занятий заключается в обучении одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом, технологическом.
Во время проведения родительского собрания-студии педагог-психолог создает условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей. Родительское собрание-студия - это не лекция и не семинар,
оно проводится в форме групповой дискуссии, круглого стола и
т. п. с обязательным использованием рефлексивных приемов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.
Собрание-студия способствует переосмыслению личностно-этических взглядов родителей, проблемы развития, воспитания и социализации детей, при этом у родителей появляется
возможность сравнить собственную позицию с мнением других родителей. Главные отличия собраний-студий от традиционных родительских собраний: неформальный характер общения педагогов с родителями; равноправное положение и активность всех участников обсуждения (и родителей, и педагогов); положительный и эмоциональный фон, который создается в рамках обсуждаемой темы; обязательная рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Цели и задачи родительского собрания «Семья глазами ребенка»:
1. Обеспечить осознание родителями возможности тендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Показать родителям, какие методы воспитания применяются в семье с точки зрения их ребенка.
3. Продолжить систематическое и целенаправленное взаимодействие с родителями на основе доверительных отношений.
4. Создать условия для активного участия родителей в дискуссии.
Подготовка и проведение данного родительского собрания включает три этапа: подготовки, проведения, рефлексии.
На этапе подготовки проводится следующая предварительная работа: диагностирование детей по Е. Когану «Кольца и стрелы»; съемка видеофильма «Если бы я был папой, мамой...»; рисование на тему «Моя семья», «Ладошка», «Мужчина и женщина»; диагностирование родителей по Е. Когану «Кольца и стрелы»; анкетирование родителей «Вы воспитываете сына (дочь)»; подготовка родительских уголков по теме собрания.
Этап проведения включает: сообщение темы встречи, вступительное слово педагога-психолога; рефлексию «Ладошка»; интерпретацию рисунков «Ладошка», «Моя семья», «Мужчина и женщина»; деловую игру «Ситуации»; просмотр видеофильма «Если бы я был папой, мамой...»; обсуждение информации об особенностях восприятия мальчиками и девочками образов мужчины и женщины на основе рисунков.

Приложение

Конспект родительского собрания «Семья глазами ребенка»

Ход собрания
Воспитатель:
1. Вступительное слово.
Добрый вечер, уважаемые родители! Наша очередная встреча посвящена теме «Семья глазами ребенка». На сегодняшней встрече мы хотели бы обсудить с вами следующие вопросы:
• какое место отводит себе в семье ваш ребенок;
• в воспитании и развитии роль какого родителя для ребенка наиболее значима - для мальчика, для девочки.
Также мы хотим показать вам, как наши дети отражают в своих рисунках образ мужчины и женщины.
2. Рефлексия "Ладошка"
Воспитатель: Для начала давайте поиграем. Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке - член вашей семьи. Ваша задача - подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи (родители рисуют).
Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему? (Высказывания родителей.)
3. Интерпретация рисунков «Ладошка».
Педагог-психолог: Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена в семье. Позволяет проанализировать свою самооценку (адекватная, завышенная, заниженная).
А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей (раздаются рисунки детей; сравнение взрослых и детских рисунков «Ладошка»; совместный анализ по желанию родителей). У некоторых из вас рисунки по расположению членов семьи совпадают, а у кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи ваше и вашего ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы. (В целом обсуждались следующие параметры: эмоциональная связь семьи, самооценка, значимые/незначимые члены семьи, доминантный/ менее эмоциональный член семьи, дополняющие элементы (животные, растения, явления природы и т. д.), добавление новых членов семьи, если «забыл» нарисовать какого-либо члена семьи.)
4. Анализ рисунка «Моя семья».
Педагог-психолог: Данная методика позволяет родителям лучше понять, а быть может, узнать что-либо новое о взаимоотношениях в семье. Все рисунки предназначены лишь для размышлений, но никак не для упреков ребенка или «карательных» санкций. {Совместно с родителями анализируются следующие параметры: рисует ребенок только себя; дополняет свою семью; забыл нарисовать кого-то из членов своей семьи; где ребенок разместил себя на рисунке; размеры фигуры; анализ частей тела - голова, руки, ноги, глаза, уши, рот (их наличие или отсутствие); опора в жизни; дополнение рисунка различными деталями, явлениями природы и т.д.
Давайте обсудим:
• почему наши дети, таким образом, ощущают себя в семье;
• как мы строим семейное воспитание;
• каким образом выстраиваем взаимоотношения со своим ребенком;
• нужно ли учитывать тендерные отношения в семье при воспитании ребенка.
5. Деловая игра «Ситуации».
Цель игры - выявить варианты поведения пап и мам в заданной ситуации;
моделирование поведения мужчин и женщин в рамках тендерного подхода.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, предлагаем вам сыграть в игру, которая поможет понять роль тендерного воспитания в семье, его отличие и необходимость. Представьте себе такую ситуацию: мама приготовила обед и зовет с улицы папу и ребенка, но ребенок упорно не хочет идти домой.
- Ваши действия?
Ответы пап: настойчиво просим, если не помогает, то берем и уносим;
применяем хитрость; молча взять подмышку и понести; договор с ребенком.
Ответы мам: договор с ребенком (еще 5 мин и пойдем); привожу довод (скоро начинаются мультики...); настойчиво зову; наказание (применение физического воздействия, лишение чего-либо).
А теперь ситуация меняется - папы становятся мамами, а мамы становятся папами.
Ответы пап (в роли мам): уговоры, пожалеть; подкуп (купить что-либо,
почитать книги).
Ответы мам (в роли пап): сейчас позову маму; обещание поиграть дома; обещать наказать; лишение чего-либо (мультики запретить смотреть, лишение сладкого); понести домой.
Педагог-психолог: Давайте вместе с вами решим, кем быть легче - мамой или папой?
-Мамы решили, что легче быть мамой, воздержались 4 человека; папы
решили, что папами быть легче, они более лояльные; 1 - воздержался.
В целом пришли к выводу, что мамы более жесткие, строгие, агрессивные, папы более лояльные, мягкие, податливые.) Таким образом, мы подошли к следующим особенностям тендерной картины воспитания наших детей: характеристики, которыми были наделены раньше мужины, полностью противоположны социальному полу в сегодняшнем обществе. Соответственно, картина меняется и у женщин.
6. Просмотр диафильма «Если бы я был папой, мамой...»
(Дети обсуждают ту же ситуацию, которая была представлена родителям. Данная ситуация позволяет нам проследить модели поведения мальчиков и девочек в рамках своего социального пола, выявить их гендерные особенности взаимоотношений.)
7. Обсуждение видеофильма.
8. Особенности восприятия мальчиками и девочками образов мужчины
и женщины на основе детских рисунков.
Воспитатель: Сейчас мы с вами обсудим информацию, касающуюся особенностей вос-
приятия семьи глазами ребенка. Если посмотреть на «мужчин" и «женщин» в целом, то мальчики и девочки воспринимают их по-разному. Мы представляем вам выставку рисунков. Тема: «Мужчина и женщина глазами ребенка». Обратите внимание на то, как рисуют девочки и как рисуют мальчики.
Педагог-психолог: Обратите внимание на то, как прорисованы в рисунках мальчиков и девочек части тела. Они имеют ряд особенностей: девочки рисуют женщин более детально, используя в рисунке не менее четырех цветов. Туловище женщин чаще имеет форму овала, мужская фигура в виде прямоугольника, используются не более трех цветов. В рисунках мальчиков туловище женщины имеет форму треугольника (треугольное платье), используют не более трех цветов: желтый, красный, черный; детали используют редко. Рисуя фигуру мужчины, чаще используют квадрат или прямоугольник. Доминирующие тона: красный, коричневый, синий. Деталей, украшений нет. Вы наглядно убедились в том, что тендерное воспитание в современном обществе играет особую роль, и вы, родители, принимаете в этом процессе непосредственное участие.
9. Этап рефлексии
Воспитатель: Уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи и приклеить стикер в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями:
• Собрание для меня было полезным, узнал(ла) много нового.
• Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.
• Воспитывать ребенка, учитывая гендерные особенности, важно
для нашей семьи.
• Тендерное воспитание для нашей семьи не актуально, воспитыва
ем как прежде.
• Есть над чем подумать, что изменить в отношениях с ребенком.
• У нас отличные отношения в семье, я сегодня это подтвердил(ла).

Источник: Справочник педагога-психолога, детский сад, 06.2011. МЦФЭР, 2011г, 79стр.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: