Каким образом строится ПДР?




Создание пространства детской реализации как необходимого условия развития индивидуальности и формирования личности ребенка.

Подготовила старший воспитатель Л.Г.Уткина

В становлении психики ребенка можно различить два уровня: первый уровень - это уровень актуального развития – это те психические качества, которые уже сформировались; второй уровень – это уровень ближайшего развития – это те свойства психики, которые еще находятся в становлении, в росте, в движении.

Зона актуального развития – это умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, и ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может выполнить сам, и тем, что он может выполнить с помощью других.

Зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития — разная. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи.

Например: 4 летний ребенок может сам изображать дерево, траву, цветы, а в сотрудничестве с взрослым он может добавить на рисунок бабочек, радугу и т.д. Один на ходу «поймает» идею — взрослый лишь намекнет: надо добавить ярких красок. Другому же ребенку нужно подробно объяснить, что ты еще можешь нарисовать. Нужно заставить его вспомнить, что он видел и где.

В новой редакции программы«От рождения до школы » выдвигается новый термин — пространство детской реализации (ПДР). Этот термин противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры. Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее.

Пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.

Согласно программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве ЗБР. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка.

Поэтому вторая задача, которая стоит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.

Каким образом строится ПДР?

При подготовке и проведении занятий с детьми необходимо учитывать следующие моменты: зону ближайшего развития, темп работы ребенка; уровень развития той или иной психической функции каждого ребенка на данный момент; предпочтительные интересы в общении детей друг с другом и в выборе развивающих игр.

Задача педагога создать каждому ребенку возможность найти себе занятие по своим интересам.Недопустимо, чтобы дети скучали не только во время занятий, но и в свободной деятельности.

В развивающей предметно-пространственной среде группы педагогу необходимо создать такие условия, чтобы дети больше общались друг с другом, с взрослыми, чтобы они умели находить интересное в нужном, мы должны дать им право выбора, где дети будут «ведущими, а не ведомыми», поддерживать и поощрять любую детскую инициативу. В группах создаются центры активности, где ребёнок может создавать свои продукты, из имеющихся пособий выбрать то, что отражает его потребность в познании мира сейчас – в этот момент его жизни.

Пространство детской реализации не исчерпывается предметно-развивающей средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок.

В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения (творческие и иные продукты), воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого.

Пространство детской реализации напрямую связано с технологиями эффективной социализации (технологии направленные на поддержку детской самостоятельности).

К таким технологиям можно отнести:

1. Ситуация успеха. Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку взрослого на гуманизацию педагогического процесса МДОУ.

2. Предвосхищающая положительная оценка. Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Яуверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.

3. Собственный пример. Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.
Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает.

4. Проблемное обучение (проблемная ситуация). В основу технологии проблемного обучения детей положены проблемные ситуации, как мощный способ развития психических и познавательных процессов детей. Кроме того, решение проблемных ситуаций позволяют детям развивать инициативу и самостоятельность.
Проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

5. Эксперимент (исследование). Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

6. «Ритуал планирования самостоятельной деятельности». Данный прием направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий. А начать можно с того, что воспитатель садится перед детьми и пишет план – чем они будут заниматься сегодня в течении дня. Проговаривает и отмечает что удалось выполнить, что нет. Следующий шаг - дети зарисовывают символами, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня.

7. «Три варианта». Прием «Три варианта». Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения.

8. Игры‐представления, например, по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям

9. Образно‐смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей

10. Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.

11. Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

 

Для развития детской инициативы, в рамках создания пространства детской реализации, целесообразно использовать инновационные педагогические технологии (лепбук, геокешинг, адвент-календарь).

· Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

· Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. «geo»– Земля, англ. «cache»– тайник) – это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации. Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями.

· Адвент-календарь.Адве́нт (от лат. Adventus – приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание... Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.

Выделение двух пространств: зоны ближайшего развития (ЗБР) и

пространства детской реализации (ПДР) позволяет говорить о существовании характерного для каждого из них типа общения. Общение взрослого и ребенка в ЗБР фактически направлено на то, чтобы ребенок освоил идеальную форму, и представляет собой по сути дела инструктирование детей. Задача этого типа общения состоит в том, чтобы ребенок понял указания взрослого и подчинился логике структурных отношений, стоящих за системой научных знаний.

Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.

Таким образом, можно сказать, что развитие ребенка в детском возрасте, представленное в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ », характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР, т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры будущего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: