Основные виды соединений и пересечений путей
Соединения путей служат для перевода подвижного состава с одного пути на другой, а также для поворота поезда или отдельных единиц подвижного состава на 18Зачем укладывают перекрестные стрелочные переводы0 градусов; пересечения – для пропуска подвижного состава по любому из пересекающихся в одном уровне путей без возможности перехода на другой путь.
Основными видами соединений являются: стрелочные переводы, служащие для соединения путей друг с другом и для ответвления путей; съезды, соединяющие два соседних пути; стрелочные улицы, соединяющие ряд параллельных путей, петля или треугольник для поворота подвижного состава.
Основными видами пересечений являются: глухие пересечения под прямым углом и острым углом.
Глухие пересечения путей укладываются тогда, когда нет надобности перехода подвижного состава с одного пути на другой. Глухие пересечения бывают прямоугольные и косоугольные. Они состоят из четырех крестовин с контррельсами.
ПРямоугольное глухое пересечения
1-крестовина;
2-усовики;
3-замкнутый контр-рельс
В прямоугольном пересечении четыре крестовины одинаковые, они как и всякая крестовина состоят из сердечника, усовиков и контррельсов, причем усовики составляют одно целое с контррельсами.
В косоугольном пересечении две крестовины острые, такого же типа, что и в обыкновенном стрелочном переводе, и две тупые.
Схема косоугольного (ромбического) глухого пересечения
Перекрестные стрелочные переводы также занимают меньше места.
Перекрестный стрелочный перевод представляет собой комбинацию глухого пересечения и стрелок.
|
К применению перекрестных стрелочных переводов и глухих пересечений прибегают в стесненных условиях, при ограниченной длине станционной площадки, а также для сокращения маневровых перемещений и устройства прямых ходов при пересечении нескольких путей. На линиях, где предусмотрен безостановочный пропуск поездов со скоростью более 70 км/ч укладывать перекрестные переводы запрещено.
Стрелочные улицы
Путь, на котором расположен ряд различных стрелочных переводов, называется стрелочной улицей.
Стрелочные улицы делятся на две основные категории:
-оконечные стрелочные улицы, т.е. расположенные в конце или в начале парка;
- срединные стрелочные улицы, пересекающие парк.
В свою очередь, указанные стрелочные улицы подразделяются на:
- прямолинейные, имеющие прямолинейные оси;
-ломанные стрелочные улицы, оси которых представляют ломанные линии;
-смешанные стрелочные улицы, представляющие сочетание первых двух.
Стрелочная улица обычно состоит из обыкновенных одиночных стрелочных переводов, расположенных на основном пути и ответвляющих от него боковых путей. Такие улицы находят широкое применение при устройстве приемо-отправочных парков с небольшим числом путей.
При выборе стрелочной улицы необходимо руководствоваться тем, чтобы рационально принятая стрелочная улица обеспечивала: безопасность движения поездов с установленной скоростью, наименьшие пробеги подвижного состава при маневрировании с ним, простоту в устройстве и содержании, возможность переустройства и развития станции, наименьшие расходы по устройству и содержанию.
|
Схема оконечной стрелочной улицы с ответвлениями в одну сторону от основного пути
Схема оконечной стрелочной улицы, расположенной под углом α к основному пути
Схема промежуточной или срединной стрелочной улицы с перекрестными стрелочными переводами
Сплетение путей, схематично, представляет собой совмещение двух путей, при котором в местах пересечения рельсовых нитей сплетаемых путей укладываются крестовины, а рельсовые нити на длине сплетения размещаются на общих поперечинах. К сплетению путей прибегают обычно в случаях выполнения сложных и длительных работ по реконструкции пути или искусственного сооружения на одном из путей двухпутного участка.
Слетение путей
Совмещение путей
п ри укладке железнодорожных путей с разной шириной колеи, например 1520 и 1000 мм, когда необходимо разместить их на одном земляном полотне (при переходе через мост или у грузовых устройств), или при переходе на западно-европейские пути с шириной 1435мм на пограничных станциях применяют способ совмещения путей.
Схема совмещения путей
В этом случае в месте совмещения внутри широкой колеи укладывается дополнительно третий рельс, одна острая крестовина и один остряк стрелочного перевода
Главные пути- это продолжение перегона, как правило не отклоняются на стрелочных переводах и предназначены для безостановочного пропуска поездов
Приемоотправочные пути служат для приема, стоянки и отправления поездов
|
Сортировочные пути предназначены для накопления и сортировки вагонов
Погрузо-выгрузочные – для постановки вагонов под погрузку выгрузку
Вытяжные-для сортировки, перестановки вагонов, а также перестановки составов с пути на путь
Деповские-для перемещения и стоянки локомотивов и вагонов на территории локомотивного и вагонного хозяйства
Прочие пути-соединительные (между парками, складами, путями ремонта), обгонные (для обгона локомотивов)
Пути отстоя – для пожарных, восстановительных поездов
Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.
Железнодорожные пути на раздельных пунктах подразделяются на станционные и пути специального назначения.
К станционным относятся пути в границах станций: главные, приемоотправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно-выгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные и пр.
К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути предприятий.
Предохранительные тупики — это тупиковые пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
Улавливающие тупики представляют собой тупиковые пути, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску, расположенному на примыкающем к станции перегоне.
Пути, предназначенные для выполнения одних и тех же операций, объединяют в отдельные группы, называемые парками. В зависимости от назначения различают парки приема и отправления поездов, сортировочные и др.
Зону, в которой уложены стрелочные переводы, соединяющие друг с другом пути и парки, называют стрелочной горловиной станции. Конструкция горловины должна обеспечивать необходимую пропускную способность и безопасность движения. Для этого при проектировании предусматривают возможность одновременного передвижения в горловине поездов и маневрового состава.
Число и длину путей на станциях устанавливают исходя из технико-экономических расчетов.
При этом различают полную и полезную длину путей.
Полной длиной сквозного пути называется расстояние между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих путь, тогда как для тупикового пути эта величина представляет собой расстояние от стыка рамного рельса стрелочного перевода, ограничивающего путь, до упора.
Полезной считается часть полной длины, в пределах которой может находиться подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. При отсутствии выходных сигналов полезная длина сквозного пути ограничивается предельными столбиками, относящимися к этому пути, а полезная длина тупикового пути — с одной стороны путевым упором, а с другой — предельным столбиком или стыком рамного рельса стрелочного перевода.
При наличии выходных сигналов и электрических рельсовых цепей полезная длина сквозного пути определяется расстоянием от выходного сигнала до изолирующего стыка, установленного на расстоянии 3,5 м от предельного столбика в противоположном конце междупутья, а тупикового пути — от выходного сигнала до путевого упора.
Предельные столбики устанавливают посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм.
Полезную длину приемоотправочных путей для грузового движения устанавливают с учетом унификации полезной длины путей на связанных направлениях. Ее значение принимается равным 850 или 1050 м, а для части станционных путей при наличии технико-экономического обоснования — 1700 или 2100 м.
Полезная длина путей, специализируемых на пропуске, приеме и отстое пассажирских поездов, устанавливается в соответствии с наибольшей длиной поездов, намечаемых для данной железнодорожной линии на десятый год эксплуатации.
Полезная длина сортировочных путей должна отвечать длине формируемых поездов, увеличенной не менее чем на 10 %. Полезную длину вытяжных путей на сортировочных и участковых станциях устанавливают, исходя из возможности размещения на них грузового поезда полной длины, тогда как на промежуточных, а также в трудных условиях на сортировочных и участковых станциях она должна быть не менее половины длины поезда. Полезная длина предохранительных тупиков составляет не менее 50 м, а у улавливающих тупиков она определяется расчетным путем (как правило, на длину поезда).
Каждому пути и стрелочному переводу станций присваивают номер. Главные пути нумеруют римскими цифрами, а остальные станционные пути — последующими арабскими. Стрелочные переводы со стороны прибытия четных поездов нумеруют четными цифрами (2, 4 и т.д.), а со стороны прибытия нечетных поездов — нечетными (1, 3, 5 и т.д.). Границей между четной и нечетной сторонами станций или парка путей при нумерации стрелочных переводов является ось пассажирского здания или ось парка, перпендикулярная направлению путей.
Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами.
Границами станций, разъездов, обгонных пунктов являются:
1. На однопутных линиях – с обеих сторон входные светофоры
2. На двухпутных линиях– с одной стороны входной светофор, с другой – знак «граница станции на расстоянии не менее 50 м от за послдним выходным стрелочным переводом
Предельный столбик – постоянный сигнальный знак, который указывает место, далее которого на ж/д. пути запрещается устанавливать ж/д. подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения.
Устанавливаются посредине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся ж/д. путей составляет 4100 мм.
На путях, предназначенных для погрузки – разгрузки грузов – 3600мм.
Контрольные вопросы:
1. Зачем укладывают перекрестные стрелочные переводы?
2. Для чего укладывают сплетения путей?
3. Какие пути относятся к путям специального назначения?
4. Полезная длина предохранительного тупика и отчего она откладывается?
5. Как определяется полезная длина вытяжного пути?