Тренинг «Развитие доверия»




«Разожми кулак» (15 минут)

Эта игра рассчитана на двух человек. Она дает возможность обоим хорошо узнать партнера: его восприимчивость, особен­ности поведения, прямоту или скрытность, склонность к ма­нипулированию, стиль поведения в конфликтах. Это упражне­ние очень простое, но очень ценное.

1. Попросите группу образовать пары: «Найдите кого-ни­будь, кто вам интересен или о ком вам трудно составить впе­чатление».

2. Партнеры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто - Б.

З. А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он выбирает любое средство (словесное или физическое воздействие), которое кажется ему подходя­щим, и пробует применить его, а партнер А решает, хочет ли он оказать сопротивление, как долго он будет это делать и ко­гда он уступит партнеру.

4. После этого партнеры меняются ролями. Теперь Б сжи­мает руку в кулак, и А пытается этот кулак разжать.

5. Когда пара завершила работу, вся группа собирается и обменивается опытом:

· Какие средства только усиливали сопротивление?

· Какие средства можно назвать тактичными?

· Пытался ли кто-нибудь проверить, как партнер реагиру­ет на стресс?

· Не отказался ли кто-нибудь выполнить задание, потому что оно показалось ему смешным или неестественным?

· Играло ли какую-либо роль доверие партнеров друг к другу?

· Как бы вы оценили атмосферу доверительности в группе

в целом?

· Есть ли среди членов группы кто-нибудь, с кем бы вы

охотно повторили задание?

 

«Сквозь игольное ушко» (10 минут)

Цель упражнения - воспитать у членов группы доверие к себе и другим, чуткость по отношению к окружающим.

Отодвиньте стулья и столы к стенам, чтобы в комнате было достаточно места.

1. Участники расходятся по комнате. Ведущий говорит, что хотел бы предложить им несложный эксперимент, который, тем не менее способен резко поменять их отношение к ко­му-либо из группы. Участники должны закрыть глаза.

2. Ведущий объясняет, что будет видеть каждого и будет следить за тем, чтобы все соблюдали правила. Пусть игроки примут «позу безопасности»: руки на уровне груди, ладонями наружу (это необходимо, чтобы столкновение не привело к травме).

3. С закрытыми глазами участники начинают медленно хо­дить по комнате и пытаются определить, что происходит во­круг: приближаются ли они к другим людям, идут ли к стене, кокну, столам, стульям и т. д.

4. Каждый должен пытаться избежать столкновения с дру­гими людьми. Чтобы это получилось, движения должны быть медленные и точные (2-3 минуты).

5. Теперь попросите игроков открыть глаза и определить, соответствует ли их реальное местонахождение тому, что они себе представляли с закрытыми глазами.

6. Это была подготовка. Теперь начинается собственно эксперимент. Группа становится в круг. Все снова закрывают глаза и держат руки перед собой, принимая защитную позу.

Задание состоит в том, чтобы все участники одновременно по­пытались достичь противоположной стороны круга. Разумеется, что при этой попытке в центре круга окажется сразу много людей. Задача каждого - пройти через толпу, не наступив никому на ноги и ни с кем не сталкиваясь. Тот, кто достигает противоположной стороны круга, останавливается там, повер­нувшись лицом в центр круга, и открывает глаза.

7. Когда группа выполнит это задание, можно его повто­рить. Упражнение завершается, только если все участники группы выполнят задание без серьезных столкновений друг с другом.

8. В конце упражнения задайте следующие вопросы:

· Что вы чувствовали во время упражнения?

· Насколько вы могли доверять другим членам группы?

· Выросло ли доверие членов группы друг к другу после выполнения задания?

· Были ли критические ситуации во время выполнения за­дания?

· Как вы ориентировались в пространстве?

· Как вы охарактеризуете успехи всей группы?

· Постоянно ли у вас были закрыты глаза или вы иногда

открывали их?

· Пригодится ли вам этот опыт в вашей профессиональ­ной деятельности?

По сути, это упражнение показывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути), что лю­ди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее все­го, отнесутся к вам так же, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных. Можно облегчить задание, пре­доставив участникам возможность провести несколько раун­дов с открытыми глазами и лишь, затем рискнуть сыграть с закрытыми. Если в группе существует сильная напряженность или неприязнь между отдельными участниками, упражнение проводить не стоит.

 

«Совместная импровизация» (5 минут)

Это короткое упражнение помогает партнерам почувство­вать доверие друг к другу. Кроме того, оно развивает фантазию и помогает найти общий язык.

1. Группа делится на пары, которые распределяются по комнате так, чтобы не мешать друг другу.

2. Партнеры встают друг напротив друга на расстоянии ру­ки, ступни они держат вместе - эту позицию они должны со­хранять на протяжении всего упражнения.

3. Оба партнера медленно отклоняются назад. Прежде чем кто-либо из них потеряет равновесие, они протягивают вперед руки и удерживают друг друга. Теперь каждый осторожно тя­нет партнера на себя, пока оба опять не встают в исходную по­зицию, а затем снова отпускают руки и т. д.

4. Затем партнеры могут попробовать держать друг друга за запястья, предплечья, локти или пальцы.

5. Когда партнеры освоились с этими движениями, предложите им станцевать медленный танец в ритме, который они сами выберут. Иногда они танцуют, держась обеими руками, иногда одной. На танец отводится 3 минуты.

6. В конце партнеры обсуждают следующие вопросы:

· Уверенно ли они чувствовали себя друг с другом?

· Нашли ли они общий ритм?

· Возникла ли между ними атмосфера взаимопонимания?

· Что они чувствовали, когда откидывались назад?

· О чем при этом думали?

 

«Небольшое путешествие» (30 минут)

Это упражнение развивает доверие членов группы друг к другу, будит фантазию и творческую энергию.

1. Участники разбиваются на небольшие группы, по шесть-восемь человек. Ведущий говорит примерно следующее: «Сейчас вы отправитесь в небольшое путешествие. Вы должны будете закрыть глаза. Кто-то из группы будет гидом. Только он может оставить глаза открытыми».

2. Затем группа встает в ряд друг за другом, первым стоит гид. Участники закрывают глаза, и каждый кладет руки на плечи впередистоящего (можно класть руки не на плечи, а на бедра).

3. Путешествие должно длиться 15 минут. Оно может про­ходить как в комнате для занятий, так и в зале. Группа ходит вверх-вниз по лестницам и может выходить на улицу. Задача гида - сделать путешествие как можно более интересным. Он слух описывает группе воображаемые места, через которые пролегает их маршрут, указывает на воображаемые опасности, делится своими впечатлениями. Гид должен давать группе инструкции, как надо вести себя в данной местности - идти на цыпочках, двигаться бесшумно, ползти на животе и т. д. Ес­ли гид ведет группу по пустыне, он может сказать примерно следующее: «Вы с трудом переставляете ноги в горячем песке... Сейчас начнется песчаная буря, повернитесь при ходьбе нале­во, чтобы ветер не дул вам в лицо... Песчаная буря усиливает­ся... Встаньте и плотно прижмитесь друг к другу, чтобы вы могли прикрыть друг друга... Держите руки перед лицом, что­бы не вдыхать песок...»

4. Остальные внимательно слушают советы гида и выпол­няют все, что он требует, представляя все события как можно реалистичнее. Перед «путешествием» группа самостоятельно может решить, нужно ли обговаривать маршрут заранее.

5. Гид отвечает за безопасность членов группы. Он должен сделать все, чтобы путешествие, стало незабываемым для всех участников.

Через 15 минут, когда путешествие закончится, все вместе обсуждают свои впечатления:

· Какое было настроение во время путешествия?

· Насколько уверенно чувствовал себя каждый?

· Было ли путешествие интересным?

· Какие эпизоды наиболее понравились?

· Были ли в путешествии критические моменты?

· Каким был контакт членов группы?

· Чувствовали ли члены группы общую поддержку; атмо­сферу взаимопомощи?

· Как себя чувствовал гид?

· Может быть, ему больше бы понравилось побыть в роли простого путешественника?

· А кто бы предпочел роль гида?

· Если бы упражнение решили повторить, что следовало бы изменить?

· Как кто себя чувствовал в роли «слепого»?

 

«Опасения» (15 минут)

Это упражнение представляет собой проверку на доверие между людьми, которые опасаются и недолюбливают друг друга.

1. Участники выбирают себе в партнеры того, с кем им тя­жело или не очень хочется общаться. Для этого достаточно, Чтобы хотя бы один из партнеров испытывал неприятные чувства­ и недоверие к другому.

2. Пары расходятся по комнате так, чтобы друг другу не ме­шать.

3. Тот, кто испытывает к партнеру отрицательные чувства имеет 5 минут, чтобы со всех сторон изучить причины своего недоверия. Он должен говорить своему партнеру фразы, кото­рые всегда начинаются так: «Я не доверяю тебе, потому что...». Например: «Я не доверяю тебе, потому что ты намного больше меня и выглядишь сильнее... Я не доверяю тебе, потому что думаю, что ты превосходишь меня не только физически...»

Партнер молча слушает, не задавая вопросов и никак не комментируя эти высказывания, тем более - не вступая в спор. Вместо этого он пытается рассматривать эту откровен­ность (зачастую неприятную) как первый шаг на пути к сбли­жению.

4. По истечении 5 минут тот человек, которому были адре­сованы «обвинения», получает возможность дать H~ них ответ. Он подтверждает то, что, на его взгляд, было отмечено пра­вильно, и обязательно говорит о том, в чем его партнер ошиба­ется. Например: «Да, ты прав, я действительно чувствую себя сильным, но я вовсе не смотрю на тебя свысока. Ты только что сказал такие вещи, которые показались мне очень интересны­ми». На этот процесс также отводится 5 минут.

5. После этого партнеры меняются ролями.

 

«Подойди ближе» (10 минут)

Это упражнение позволяет понять, сколько личного пространства нужно человеку, как близко он готов подпускать к себе других людей, каковы его потребности в одиночестве и участии и, соответственно, какова его готовность идти на кон­такт и сотрудничество.

1. Играют двое. Один закрывает глаза, другой встает на расстоянии пяти метров от него.

2. «Слепой» партнер дает сигнал к началу игры и говорит: «Иди сюда». Тогда другой медленно подходит к «слепому» до тех пор, пока тот не поднимет руку и не скажет «Стоп!». После этого партнеры меняются ролями.

3. После окончания упражнения партнеры обмениваются своими впечатлениями.

«Слепой» говорит о том:

· Что он чувствовал в тот момент, когда сказал «Стоп!»?

· Что он чувствовал при приближении партнера?

· Какое расстояние от него до партнера было комфорт­ным?

· Каков его личный ритм при вхождении в контакт и при выходе из него?

· Какое количество человек в группе для него приемлемо?

· Сколько времени ему нужно тратить на себя самого?

Его партнер также рассказывает о том, что он чувствовал: подпустили ли его ближе, чем он сам того хотел?

У этой игры есть еще два варианта:

1. Оба партнера стоят с закрытыми глазами на расстоянии около 5 м друг от друга. Один из них стоит на месте, а другой приближается. Тот, кто стоит на месте, все время издает ка­кой-нибудь звук. Пока звук продолжается, партнер может мед­ленно приближаться. Когда кто-то один почувствует, что боль­ше не хочет уменьшать расстояние, он просто говорит «Стоп!».

2. Исходная позиция такая же, как и в основной версии уп­ражнения: один с закрытыми глазами, другой с открытыми на расстоянии пяти метров. Но теперь тот партнер, у которого глаза открыты, старается неслышно подойти как можно ближе к другому, вплоть до того, что может коснуться его. При этом он может обойти партнера и подкрасться к нему сзади, может останавливаться и вообще делать все, чтобы скрыть от партне­ра свое местонахождение. Любой из них может закончить игру: «зрячий» партнер, когда выполнил задачу, а «слепой» - когда ему очень хочется узнать, где находится другой. Знаком для окончания игры служит сигнал «Стоп!».

 

«Непростое задание» (30 минут)

Это упражнение является интересным групповым экспери­ментом, в котором все зависит не только от выбранной страте­гии, но и от уровня доверия в группе. Участники смогут ус­пешно выполнить это задание, если будут часто обращаться друг к другу за помощью, а это не так просто, как может пока­заться. Многие неожиданно для себя попадают в стрессовую ситуацию. Это отличный тест на то, насколько хорошо члены группы могут взаимодействовать друг с другом при совместном решении проблемы в ситуации, где необходимо быть терпели­вым и уметь размышлять.

1. Ведущий говорит примерно следующее: «Я хотел бы пригласить вас поучаствовать в эксперименте, в результате которого вы узнаете, насколько хорошо ваша группа работа в команде. Все вместе вы будете решать проблему необычной ситуации. Сложность заключается в том, что вы должны делать это с закрытыми глазами, Пожалуйста, не подглядывайте».

2. Участники закрывают глаза или надевают повязки. Они начинают молча ходить по комнате. Никто не разговаривает до тех пор, пока ведущий не объявит конец этого этапа. Чтобы не нанести друг другу травм при случайном столкновении, участ­ники держат руки на уровне груди, ладонями наружу. Привык­нув к состоянию своей временной слепоты, они уже могут сравнительно быстро решить первую часть задания: образовать круг, встав друг за другом и положив руки на плечи соседа спе­реди.

З. Теперь каждый руками ощупывает спину, затылок, плечи и голову соседа спереди, чтобы впоследствии суметь узнать его (на этом этапе не разрешается разговаривать). Ведущий за­писывает последовательность расположения участников, чтобы потом про верить, правильно ли решена задача (1 минута).

4. Затем дается команда разойтись. Участники должны снова ходить по комнате (1 минута).

5. Когда все перемешались, ведущий говорит «Стоп!» и объявляет о втором задании. Группа должна снова образовать круг в прежней последовательности. Причем сейчас группе да­ется право решать, могут ли участники на этом этапе разгова­ривать или будут решать задачу молча. Ведущий, со своей сто­роны, должен отметить время, которое потребуется группе, чтобы договориться по этому вопросу.

6. Когда группа образует новый круг, ведущий спрашивает, все ли считают, что задание выполнено, или будут еще ка­кие-либо изменения. Лишь когда вся группа решит, что экспе­римент, по ее мнению, окончен, все могут открыть глаза.

7. Теперь ведущий рассказывает группе о том, насколько точно она выполнила задание: кто в круге стоит на правиль­ном месте, кто нет и сколько времени потребовалось для ре­шения задачи. Если упражнение заинтересовало группу, ей предлагают повторить эксперимент и 'попытаться во второй раз сделать это быстрее и правильнее.

8. В конце упражнения участники обсуждают следующие вопросы:

· Какой была атмосфера в группе?

· Была ли паника? Беспокойство?

· Как участники общались? Было ли достигнуто согласие в том, как поступать?

· Работала ли группа как команда?

· Кто взял на себя функции руководителя?

· Получили ли его усилия поддержку или вознаграждение?

· Выражались ли во время выполнения упражнения чувст­ва и каким образом?

· Возросло или снизил ось доверие каждого участника к

группе?

· Испытывал ли тот или иной участник отрицательные или, напротив, положительные чувства в ходе выполне­ния упражнения?

· Что стоило бы сделать иначе, если бы эксперимент по­вторился?

 

«Чего я избегаю» (20 минут)

Это вербальное упражнение побуждает группу к большей открытости и взаимному доверию.

1. Каждому участнику дается карандаш, бумага и 5 минут времени, чтобы написать список под общим заголовком «Чего я избегаю». Это Могут быть темы разговоров и чувства, люди и действия, точки зрения и мнения. Надо попытаться сделать это, не упрекая себя ни в чем и не думая о чужом мнении. Ве­дущий говорит, что все люди чего-нибудь не любят и избега­ют, это совершенно нормальная ситуация. Это упражнение да­ет возможность задуматься над тем, насколько мы довольны своей жизнью. Список включает в себя столько пунктов, сколько участник успеет написать за 5 минут.

2. Теперь все участники разбиваются на пары, и каждый обсуждает с партнером свой список. Однако этот разговор во­все не обязывает участников менять свое поведение и пере­стать избегать тех или иных вещей. Но когда человек знает, че­го избегает, ему легче изменить ситуацию. Если он осознает свои барьеры, ему легче понять, откуда они возникли. Участ­ники общаются в парах в течение 10 минут.

3. После этого в краткой общей беседе обсуждаются разговоры в парах.

 

«Артобстрел» (15 минут)

Это веселое упражнение позволяет расслабиться и развлечься, но и обучает. Оно уместно в ситуациях, когда группа устала, когда есть напряжение, агрессия и конфликт на бессознательном уровне. Это безопасный способ развеять плохое настроение и преобразовать агрессию в конструктивное действие.

Для каждой пары участников понадобится пара мягких «метательных снарядов», например мягкие мячики, мягкие иг­рушки, свернутые шерстяные носки и т. д. Кроме того, для ка­ждой пары потребуется одна повязка на глаза, потому что вовремя игры довольно трудно помнить о том, что надо держать глаза закрытыми.

1. Подготавливается место. Чтобы игра получилась живой. Площадка не должна быть слишком большой. Участники должны иметь возможность достаточно быстро находить и подбирать упавшие метательные снаряды. Мешающую мебель отодвигают в стороны.

2. Участники разбиваются на пары. Один из партнеров на­девает на глаза повязку и берет в руки два метательных снаря­да. Другой партнер становится его «тренером», но при этом ему не разрешено прикасаться к снарядам. «Слепой» должен бросать снаряды, подбирать их и при этом еще стараться, что­бы в него самого не попали. «Тренер» не может прикасаться к партнеру, но может разговаривать с ним, указывать направле­ние броска и давать советы. «Слепой» также может разговари­вать.

3. У каждой пары есть цель - поразить «слепого» из другой команды. Когда это происходит, «тренер» кричит: «Попали!»

В этот момент игра останавливается, члены выигравшей коман­ды меняются ролями и играют еще раз. Однако попадание в тренера - это недочет нападающей команды, при этом разда­ется сигнальный возглас «Рикошет!».

4 Никто из участников не должен покидать границы игро­вой площадки. Это важно для того, чтобы сохранить хороший обзор и обеспечить безопасность участников. Если снаряд вы­летает за пределы площадки, ведущий группы может бросить его обратно. Если ход игры замедляется, можно подбросить на площадку дополнительные снаряды - это увеличит темп.

 

«Видеть руками» (20 минут)

В отличие от восточных или южно-европейских народов се­верные европейцы избегают прикосновений друг к другу при разговоре. Порой такая сдержанность кажется неуместной, поскольку снижает эмоциональное тепло общения. Хорошо сра­ботавшиеся команды со временем создают атмосферу, в которой физический контакт возможен. Упражнение направлено на частичное разрушение привычных физических границ общения. Лучше проводить это упражнение, когда сам ведущий не имеет ничего против прикосновений.

1. Ведущий настраивает группу на работу. Участники вста­ют в круг, держа друг друга за руки. Проведите небольшую раз­минку, попросив участников закрыть глаза и представить себе, что:

· к телу прикасается нечто холодное;

· к телу прикасается нечто теплое;

· к левой руке прикасается что-то шершавое;

· к правой руке прикасается нечто гладкое;

· к обеим рукам прикасается нечто плоское;

· к обеим рукам прикасается нечто круглое;

· к пальцам прикасается нечто маленькое и острое;

· вы берете что-нибудь хрупкое двумя пальцами.

2. Затем каждый участник сравнивает ощущения от двух рук своих соседей по кругу.

3. Участники строятся в две шеренги друг напротив друга так, чтобы у каждого определился партнер в противоположной шеренге. Участники, стоящие в первой шеренге, закрывают глаза и делают шаг вперед, чтобы очутиться как можно ближе к другой шеренге и иметь возможность коснуться лица стоя­щего напротив. Они могут две минуты изучать на ощупь лица партнеров. Разговаривать запрещено.

4. Теперь игроки с открытыми глазами делают шаг назад и меняют порядок.

5. Задача «слепых» заключается в том, чтобы найти своего партнера.

6. Если «слепой» считает, что нашел партнера, он, не открывая глаз, осторожно спрашивает: «Я нашел тебя?» и только когда партнер это подтвердил, «слепой» может открыть глаза. В противном случае «слепой» продолжает поиск. Партнеры, нашедшие друг друга, отходят в сторону и делятся впечатле­ниями от упражнения.

7. В конце упражнения, при обсуждении того, что происходило в группе, ведущий может кратко рассказать о языке тела, о культурных нормах и доверии.

 

«Особенное доверие» (10 минут)

В ходе упражнения участники должны установить друг с другом контакт в течение 5 минут. Это вызывает тот комплекс чувств, который испытывают в детстве, когда ребенок умеллегко освобождаться от напряжения и был особенно близок к родителям.

1. Группа делится на две части. Члены одной из них ложат­ся в удобных позах на полу, поэтому в комнате должен быть ковер или подстилка. Эти участники держат глаза закрытыми на протяжении всего упражнения, руки свободно лежат вдоль туловища, на полу или на бедрах (ни в коем случае нельзя скрещивать руки на груди). Лежащим предлагают отдохнуть и расслабиться, пусть они дышат глубоко, равномерно и пред­ставляют себе, как их беспокойство и напряжение уходят все дальше и дальше.

2. Оставшиеся участники выбирают себе кого-нибудь в ка­честве партнера, подходят к ним и садятся рядом, скрестив но­ги. Все это происходит в молчании. Лучше всего будет, если партнерами в этом упражнении станут люди, интересные друг другу и недостаточно знакомые. Сидящие участники старают­ся расслабиться и дышать в одном ритме с лежащим партне­ром, пытаясь установить с ним связь. Для этого одна рука кла­дется под голову лежащего, а другая - под шею. После этого сидящий участник приподнимает голову партнера на пару сан­тиметров. Лежащий ничего не предпринимает, он просто по­зволяет партнеру прочувствовать вес его головы.

3. Затем сидящий начинает осторожно поворачивать голову лежащего из стороны в сторону, но так, чтобы лежащий имел возможность контролировать движения. Небольшие движения головой по кругу могут вызвать у лежащего приятное чувство расслабления и доверия, через пару минут сидящий осторожно и мягко кладет голову лежащего на пол и еще через полуминуты убирает руки из-под головы лежащего. У лежащего есть минута, чтобы прочувствовать свои ощущения. Только после этого он открывает глаза и смотрит, кто был рядом с ним.

4. После этого партнеры меняются ролями.

5. После второй части (которая также длится около 5 ми­нут) все участники обмениваются впечатлениями:

· Что я чувствовал во время упражнения?

· Сложно ли мне было отдать себя во власть другого человека?

· О чем я думал во время упражнения?

· Мог ли я довериться незнакомым рукам?

· Что я чувствовал в роли сидящего?

· Было ли мне легко прикасаться к голове другого челове­ка, держать ее?

· Сомневался ли я в том, что смогу сделать приятное сво­ему партнеру?

· Чему я научился в ходе упражнения?

 

«Поиск» (20 минут)

Упражнение выполняется в парах. Партнеры должны коор­динировать свои действия в необычной ситуации, когда один «слепой», это требует особенной коммуникации. «Зрячий» партнер должен не только ясно и четко выражать свои мысли, но и принимать во внимание неуверенность и беззащитность партнера. «Слепой» должен ориентироваться в основном по слуху, и каждое слово его партнера имеет большое значение (например, «сделай шаг влево, здесь стул» и т. д.), - но при этом он может заявлять о своих желаниях и потребностях, ко­торым в обычной ситуации внимание обычно не уделяется (например, «давай пойдем медленнее... Пожалуйста, встань слева от меня... Скажи, сколько мы еще должны пройти...» и т. д.). Это упражнение лучше проводить не в помещении, а в парке. Каждой паре потребуются повязка на глаза и теннисный мяч.

1. Участники группы разбиваются на пары. Основание для выбора партнера: стремление лучше узнать его.

2. Один из партнеров надевает повязку на глаза и делает пару кругов, держа в руках теннисный мяч. Затем он как мож­но дальше бросает его в любом направлении. Задача «зрячего» ­служить «слепому» проводником, чтобы тот мог найти мяч. Он не должен прикасаться к «слепому» - за исключением опас­ной ситуации. «Слепой» тоже может разговаривать и формулировать свои пожелания.

3. Ведущий напоминает о том, что «зрячие» партнеры ни на секунду не должны упускать из виду своих подопечных. Они отвечают за безопасность «слепых». Взаимное доверие развивается только тогда, когда «слепой» уверен в постоянной поддержке партнера.

4. После того как «слепой» найдет мяч, партнеры меняются ролями.

Можно провести упражнение несколько раз, в зависимости от того, каким временем располагает группа.

 

«Футбол» (30 минут)

Это упражнение - идеальный тренинг сотрудничества и доверия. В его основе лежат обычные футбольные правила только ворот здесь нет, а есть линия, исполняющая их функцию. Удар за линию означает Fол. Группе понадобится не туго надутый мяч. Если Группа очень большая (от восемнадцати че­ловек), можно использовать два или даже три мяча одновре­менно - это придаст игре динамичность. Чтобы различать коман­ды, можно предложить участникам повязать на лоб красные либо синие платки. Лучше всего играть на газоне. На землю параллельно кладут две веревки около 10 м: длиной, на рас­стоянии 20 м друг от друга. Пространство между ними будет игровой площадкой. (Если игра проходит 1:1 спортивном зале, границами поля могут служить баскетбольные линии.)

1. Группа делится на две равные команды. В игру надо иг­рать с закрытыми глазами, поэтому все оказываются в равных условиях, и наличие или отсутствие навыков футболиста не имеет особого значения. Каждая команда делится на пары. Один из партнеров надевает повязку на глаза (синюю или красную - в зависимости от команды) - этот партер будет играть. «Зрячий» партнер будет тренером, который направляет «слепого» с помощью голоса.

2. Прежде чем начнется игра, можно дать участникам воз­можность потренироваться. «Тренеры» указывают своим парт­нерам, где находится мяч и куда его бросать.

3. При начале игры обе команды выстраиваются возле средней линии, как это делают настоящие футболисты. Веду­щий дает сигнал к началу при помощи свистка и вбрасывает мяч (мячи) как можно точнее в середину поля. Игра началась.

4. Вот правила игры (их зачитывают до начала):

· Только «слепой» игрок может касаться мяча. «Тренеру»

разрешается лишь давать словесные указания.

· Ни «тренер», ни игрок не могут умышленно прикасаться друг к другу, но нечаянные прикосновения допускаются. Нельзя расталкивать остальных, чтобы приблизиться к мячу.

· Если мяч выбивают за пределы игровой площадки, судья (ведущий или его помощник) снова возвращает его в игру. На поле нет ворот. ­

· Запрещены дальние броски мяча. По мячу нельзя бить носком, можно только подталкивать его боковой частью ступни - это обеспечивает безопасность. Игрок, не со­блюдающий эти правила, должен быть дисквалифициро­ван.

· Не допускается тяжелая обувь для игроков, чтобы свести к минимуму риск травмы.

· В тех же целях игрокам рекомендуется двигаться в безо­пасной позе: руки перед собой ладонями наружу.

5. Через пять минут игры участники меняются ролями. При этом имеет смысл выбрать себе нового партнера. Перед этим раундом участникам снова дают время для тренировки и привыкания к партнеру.

6. Игра продолжается, пока сохраняется желание играть.

7. В конце игры проводится обсуждение:

· Насколько важна была победа для каждой команды?

· Как я лично воспринимал происходящее? Как игру или как серьезное соревнование?

· Была ли у моего «тренера» определенная стратегия?

· Были ли указания твоего «тренера» утомительными и не­

конструктивными?

· Как обстояло дело у обеих команд со спортивным поведением?

· Каким было взаимодействие между «тренером» и игро­ком?

· Как закончилась игра?

· Чему научил меня этот эксперимент?

 

«Коридор» (20 минут)

В ходе упражнения один из участников группы проверяет,

насколько глубоко он может доверять остальным. Упражнение используется тогда, когда в группе еще не установилось настоящее доверие. Лучше всего проводить его в начале занятия, когда внимание и физические реакции лучше.

1. Вся группа встает в два ряда друг напротив друга, на расстоянии руки или чуть больше, образуя своеобразный коридор, доброволец идет по этому коридору и в какой-то момент начинает падать назад. Остальные участники каждое мгновение должны быть готовы поймать его.

2. Каждый решает для себя, пойдет ли он с открытыми гла­зами или закроет их.

3. Предоставьте возможность пройти между двух рядов каждому участнику группы.

4. После упражнения обсудите с членами группы их впечатления:

· Легко ли мне было начать падать?

· Боялся ли я, что окажусь слишком тяжелым?

· Боялся ли я, что группа будет невнимательной?

· Как я чувствовал себя в момент падения?

· Какое чувство я испытал, когда меня поймали?

· Были ли в ходе выполнения упражнения неожиданно­сти?

· Возникла ли в группе атмосфера игры?

Участники, которые боятся и не доверяют своим товари­щам, могут выполнить задание несколько раз. Некоторые уча­стники предпочитают падать совершенно неожиданно. Другие же падают очень медленно, так что члены группы успевают подготовиться к этому.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: