Доказательства в пользу гипотезы РЭПТ о биологической основе человеческой иррациональности.




1. Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.

2. Фактически все иррациональные идеи, приводящие к психологическим нарушениям, которые мы видим в нашем обществе, можно обнаружить почти во всех социальных и культурных группах, изучавшихся историей и антропологией.

3. Множество саморазрушительных видов поведения, которые мы демонстрируем, например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины, идет вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации.

4. Люди – даже очень умные и образованные – часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.

5. Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого иррационального поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.

6. Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.

7. Люди часто возвращаются к саморазрушительным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.

8. Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.

9. Психотерапевты, которые предположительно должны быть хорошими ролевыми моделями рациональности, часто в своей личной и профессиональной жизни ведут себя иррационально.

10. Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события с ними произойти не могут.

Далее приведены наиболее распространенные иррациональные убеждения, провоцирующие развитие внутриличностного конфликта и, как следствие, невротической депрессии.

1. Все должны меня любить. Будет невыносимо, если те, кто важен для меня, не одобряет моих поступков или откажут мне (следствие слишком сильного беспокойства по поводу мнения окружающих).

2. Никогда нельзя терпеть неудачу, нужно делать все на «5 » (чрезмерно высокие требования к себе в бизнесе, учебе, спорте, сексе, отношениях, воспитании детей).

3. Все должно быть таким как мне хочется. Если этого не произойдет, мне этого не перенести (нереалистичные ожидания).

4. Все мои неприятности из-за плохих людей. Если со мной произошло что-то из перечисленных выше неприятностей (меня не будут любить и уважать, меня постигнет неудача, все пойдет не так, как мне хочется, или со мной поступят несправедливо), виноват кто-то другой, но не я (завышенные требования к окружающим людям).

5. У каждой проблемы есть единственное наилучшее решение, и мне нужно его найти – и немедленно! (могут отвергаться вами «не идеальные» решения, которые могли бы привести к позитивным последствиям).

6. Легче избегать трудной ситуации и ответственности за нее, чем потом разбираться с ней (проявление чрезмерной пассивности, избегание рискованных шагов).

7. Если ни к чему не относиться серьезно, не придется и огорчаться (постоянное обесценивание происходящего).

8. Причина всего происходящего со мной – моих чувств и поступков – в моем ужасном прошлом (объяснение неудач событиями прошлого, уход от ответственности за свои чувства, поступки, поведение).

9. На свете не должно быть плохих людей, плохих обстоятельств и плохих поступков (чрезмерный идеализм, который приводит к постоянным разочарованиям в людях, в жизни).

10. Я должен быть сильным (умным, аккуратным, богатым…).

РЭПТ считает, что людям свойственна еще одна – конструктивная – биологическая тенденция, а именно тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий. Так, люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных идей, которые они привносят в ситуацию, способностью осознавать, что они могут изменить свое мышление, и, самое главное, способностью активно и долго работать над изменением этого мышления и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы. Утверждая, что людям свойственна сильная биологическая тенденция мыслить дисфункционально, РЭПТ в тоже время считает, что они ни в коем случае не являются рабами этой тенденции и могут выходить из-под ее влияния.

Представление РЭПТ о происхождении стресса начинается с того, что люди пытаются достичь своих целей в некоторой среде и взаимодействуют с рядом активирующих событий, или активаторов («А» activating experience ), которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. «А», с которыми сталкиваются люди, - это обычно события настоящего времени или текущего момента или их собственные чувства, мысли, поведение в связи с данными событиями; однако они могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте. Людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек. Существует также переменные «В» (мысли, убеждения по поводу «А») и «С» (следствия в виде эмоций и поведения).

«А» фактически никогда не находятся в чистом или монолитном состоянии, они почти всегда или взаимодействуют с «В» и «С», или частично включают их в себя. Люди привносят в «А» себя (свои мысли, цели, желания и физиологические предрасположенности).

Согласно теории РЭПТ, у людей есть неисчислимое множество взглядов («В» beliefs ) – когниций, мыслей или идей – по поводу активирующих событий («А»), и эти «В» непременно оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия («С» consequences). Хотя очень часто кажется, что «А» напрямую «вызывают» «С» или играют в них важную роль, это представление редко является верным, потому что обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом «вызывают» или «определяют» «С». Люди привносят в «А» многое из своих взглядов, предубежденно воспринимают «А» в свете искаженных Верований, а также в свете их эмоциональных Следствий («С»). Следовательно, люди практически никогда не испытывают «А» без «В» и «С», но они также редко испытывают «В» и «С» в отсутствие «А».

«В» принимает множество различных форм, потому что существует множество видов когниций. В РЭПТ, однако, нас интересуют главным образом рациональные взгляды, которые, как мы предполагаем, ведут к продуктивному поведению, и иррациональные взгляды, ведущие, согласно нашей теории, к саморазрушительному поведению.

Основные виды «В»: безоценочное наблюдение; безоценочное заключение; позитивные оценки-предпочтения; позитивные оценки-долженствования; негативные оценки-предпочтения; негативные оценки-долженствования.

Следствия («С») активирующих событий («А») и взгляды («В») на «А».

«С» всегда порождаются взаимодействием «А» и «В». «С» всегда находиться под значительным влиянием «А», хотя и не вызывается им напрямую, потому что люди, естественно, в той или иной мере реагируют на стимулы окружающей их среды. Более того, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» весьма существенно.

Когда «С» представляет собой невротическую депрессию, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако иногда эмоциональные нарушения, подобные депрессии, могут происходить от сильных «А», например, от стихийных бедствий, таких как наводнение. Депрессия может быть и следствием соматических факторов, которые не зависят от «С» и все же фактически могут их обусловливать.

Когда «С» были вызваны или в значительной степени определены сильными и необычными «А» или физиологическими факторами, они также сопровождаются проявлением соответствующих «В».

«С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. «С», которые обуславливают «А» и «В», почти никогда не бывают чистыми или монолитными, они частично включают «А» и «В», неизбежно взаимодействуют с ними. Так, если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое эмоциональное состояние депрессии.

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других.

После определения у себя компонентов «А», «В», «С», следует заняться Оспариванием (D - disputing) иррациональных Убеждений (B); в результате человек вырабатывает для себя Новую Эффективную Философию (E- Effective New Philosophy), то есть систему здоровых Убеждений. Вот примеры таких Убеждений (В): "Я предпочел бы преуспевать и быть любимым, но я этого не должен!"- или: "Мне бы очень хотелось, чтобы окружающие были внимательны и заботливы по отношению ко мне, но они вовсе не обязаны быть такими!"- или: "Мне бы хотелось жить в покое и довольстве, но это не является для меня самым необходимым!"

Для работы над собственными убеждениями клиентам рекомендуется использовать следующие таблицы в той последовательности, в которой они представлены. Для начала необходимо выявить наиболее актуальные события жизни клиента, которые привели его к депрессии.

Таблица 1

События, стимулы, вызывающие депрессию (А) Последствия и проявления депрессии (С)
1.... 1....
2.... 2....

 

Как уже было сказано выше, зачастую не сами по себе события «А» вызывают проявления депрессии «С», а именно восприятие данных событий, то, что человек сам себе говорит по поводу этих событий («В»).

Затем клиенту предлагается переписать все те «А» и «С», которые ими уже были выявлены, и отражены в таблице № 1, в новую таблицу № 2, где можно попробовать самостоятельно или с помощью психолога определить «В» в каждом конкретном случае. После того, как прояснилась схема А-В-С в каждом примере, клиент получает представление о том, какие убеждения («должен», «обязан», «надо») подтолкнули его на разрушительные эмоции (в данном случае – депрессию) и поведение (упущенные возможности, нарушенный сон, ошибки, перфекционизм, бегство от ответственности и т.д.). Далее клиенту предлагается «поговорить» с собственными убеждениями и определить насколько они: а) верны? б) логичны? в) полезны? Это делается с помощью вопросов, представленных после таблицы № 2. Если убеждение логично, полезно и достоверно, то оно не является иррациональным, и не будет приводить само по себе к разрушительному «С». Если же убеждение оказалось неверным и/или вредным и/или нелогичным, то оно является иррациональным и требует дальнейшего анализа [13].

 

Таблица 2

А (активирующее событие) В (убеждения) С (последствия: разрушительные эмоции, поведение) D (оспаривание иррациональных убеждений) Е (новые эффективные убеждения)
Пример 1. Не могу переживать неудачи или проявление своего несовершенства в чем-либо Я всегда все должен делать на «отлично» Депрессия и самообвинение при неудачах или просчетах в каком-либо деле. - Кто сказал, что я должен делать все на «5»? - Почему я должен его слушаться? - Что ужасного произойдет в моей жизни, если я что-то сделаю на «4»? - Кто лишил меня права в незначительных делах совершать ошибки? - Всегда ли я приобретаю от идеального результата или иногда теряю, например, свое здоровье? Мне бы хотелось все делать отлично, но я имею право на ошибку, потому что людям свойственно иногда ошибаться. Не всегда работа на отлично приносит мне положительный результат, иногда в погоне за совершенством я теряю здоровье, поэтому иногда можно сделать хуже, но зато сохранить здоровье.
Пример 2. Мне никогда не везет с противоположным полом, потому что я неудачник Все женщины должны отвечать мне взаимностью, меня всегда должны любить Депрессия, нежелание заводить близкие отношения, предвосхищение очередной неудачи - А я сам всегда ли готов ответить любой женщине взаимностью или тоже хочу иметь выбор? - Если я не соответствую ожиданиям нескольких женщин, значит ли это, что абсолютно все меня не смогут полюбить?   Мне бы хотелось, чтобы меня любили все женщины, но это невозможно, так как у всех разные предпочтения
3....        


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: