Основы логистической концепции




 

Изучение и применение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками, также как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике. Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения. Реализация принципа системного подхода. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления - сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, то есть все элементы макрологистических и микрологистических систем, должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из основных задач логистики - управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками, общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры. Однако, работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие в ней "вечной" проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то не будет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала, а значит элемент "кадры" в логистической системе будет, так называемым, "узким местом". Развитие логистического сервиса. Нишу на рынке можно занять: повышая качество товара; выпуская новый товар; повышая уровень логистического сервиса. Применение первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке. В решении задач, которые ставит перед логистикой сегодняшняя экономическая реальность, эта наука использует большой арсенал методов и алгоритмов, заимствованных из других научных дисциплин, что еще раз подчеркивает ее междисциплинарный и интегрированный характер. В число этих методов входят:

Принципиальные положения системного подхода к решению логистических задач. Реализация принципов кибернетики - при создании логистических систем на предприятиях. Широкий спектр статистических инструментов - при анализе рынков поставщиков и определении потребности в материальных ресурсах (регрессионный анализ спроса и рыночных тенденций). Инструментарий экономико-математических методов - при решении задач оптимизации процессов (методы линейного программирования, исследования операций, теории массового обслуживания

На современном этапе развития рыночного хозяйства в России значительная часть предприятий, стремится строить свою деятельность на основе логистики, чтобы достигать свои рыночные цели с минимальными затратами времени и ресурсов. Учитывая темпы роста отечественной экономики, очевидным становится тот факт, что с течением времени возникнет необходимость использования новейших логистических технологий современными предприятиями. В жесткой конкурентной среде возникает интерес сохранить конкурентоспособность при постоянных изменениях в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов, что вынуждает непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Но для этого во многих случаях не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения, что диктует необходимость обращения за помощью к квалифицированным консультантам или компаниям, специализирующимся на предоставлении консалтинговых услуг, и, в частности, - на логистическом консалтинге.

В концентрированном виде "логистический консалтинг" можно охарактеризовать как оказание интеллектуальных услуг в области предоставления помощи руководителям предприятий в разработке комплексных и системных решений логистических проблем с целью оптимизации логистических активностей.

Областью приложения логистического консалтинга, в отличие от других видов управленческого консалтинга, является оптимизация логистических активностей, которые можно понимать как "логистические действия, операции или функции, направленные на совершенствование каких-либо процессов". Логистический консалтинг призван оптимизировать функциональные области логистики - закупочную, складскую, производственную, транспортную, сбытовую, управление запасами. Оптимизация может проводиться фрагментарно - например, технологическое проектирование складской системы, либо комплексно - формирование концепции логистики компании и стратегии ее развития с оптимизацией соответствующих бизнес-процессов.

Неужели мы сами не в состоянии правильно организовать снабжение своего предприятия? Почему на складе товар стоит в проходах, а отправки продукции срываются? Как получается, что использовать наемный транспорт выгоднее, чем содержать собственный гараж? Почему у нас участились случаи простоев из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов, а клиенты все чаще присылают претензии из-за срывов сроков поставок? Такие вопросы в последнее время все чаще задают себе владельцы бизнеса и топ-менеджеры предприятий, и на эти вопросы отвечают специалисты по логистическому консалтингу.

Родоначальником логистического консалтинга в России я считаю царя Петра I, который приглашал иностранных специалистов, в том числе и для организации работы в морских портах по погрузке - разгрузке торговых судов.

Логистический консалтинг сравнительно новый вид консультационных услуг в современной России и странах СНГ. Первые проекты были проведены в конце 90-х годов прошлого века, когда в период экономического кризиса во всех видах производства и торговли возникла необходимость максимально сократить финансовые затраты.

Как сократить затраты? Самое простой способ – это сократить фонд оплаты труда, но такой способ дает и побочный эффект в виде нехорошей славы фирмы на рынке и нервозности в рабочем коллективе. Оценить долгосрочные последствия от данного способа довольно сложно. Если бизнес нормально развивается, то потребность в квалифицированных специалистах рано или поздно возникнет, а слухи о массовых сокращениях штатов быстро не забываются.

Логистика – самая затратная часть бюджета практически любой торговой или производственной компании. Увеличить прибыль на 30% от продаж за три месяца в настоящее время маловероятно, но получить такой же экономический эффект от оптимизации логистической системы компании вполне возможно.

Логистический консалтинг использует методы, модели и знания таких наук, как логистика; логистические и маркетинговые исследования; экономико-математические методы; информатика; менеджмент; маркетинг; управление проектами; психология и др.

Основными методами решения поставленных задач в рамках проведения логистического консалтинга являются:

· моделирование бизнес-процессов с использованием методологий IDEF и ARIS;

· экспертные методы;

· моделирование деятельности предприятий в области логистики с помощью вероятностно-статистических методов имитационного моделирования;

· методы эвристического анализа и синтеза;

· методы линейного, нелинейного, динамического и стохастического программирования для решения оптимизационных экономических задач;

· методы структурного анализа и структурной оптимизации.

Почему бывает сложно реорганизовать логистическую систему компании силами своих сотрудников? В каждой компании работают квалифицированные специалисты в области логистики. Это снабженцы, сотрудники складского хозяйства, транспортники и другие. Все они имеют хороший опыт и стаж работы в этой компании. Они прекрасно знают все операционные процессы в существующей логистической цепочке компании. У них устоявшиеся методы и стереотипы. Вот здесь и заключается основная проблема. Они привыкли работать по-старому и не хотят ничего менять, т.к. любое нововведение – это, прежде всего, неудобство. Взгляд на старые проблемы кадровыми сотрудниками «замыливается» и не хочется ничего менять. В результате проведения реструктуризации логистической системы компании появляются организационные и технологические новшества. Ломаются устоявшийся порядок работы, взаимоотношения подразделений внутри компании, пересматриваются отношения с поставщиками товаров и услуг, вводится новая система планирования, управления запасами, новые регламенты, обновляется структура логистических подразделений компании, пересматривается система поощрений и многое другое. Все это разрабатывают, мотивируют необходимость введения новшеств и рассчитывают экономический эффект от внедрения специалисты по логистическому консалтингу.

Топ-менеджеры многих компаний уже поняли, что один из основных критериев правильной организации развития бизнеса – это привлечение сторонних консультантов. До недавнего времени в основном ставка делалась на специалистов по развитию продаж, но зарабатывать деньги можно не только увеличивая выручку, но и сокращая затраты.

Логистическая часть затрат в стоимости товаров иногда достигает 40%. Сократив ее даже на 10% получите дополнительно экономию денежных средств в сумме… Считайте сами!

Логистический консалтинг можно рассматривать как способ решения логистических проблем на основе рекомендаций сторонних исследовательских организаций. Понятие "логистическая проблема" рассматривается как "несоответствие между фактическим и необходимым (желаемым) положением дел в логистизируемой системе, требующее исследования решения (устранения) на основе концепции логистики".

Все проекты по логистическому консалтингу уникальны, поскольку цели и задачи логистизации разных предприятий разнообразны, различны бюджеты на осуществление изменений. Это обуславливает различие подходов к составу работ и механизму их проведения даже в рамках одной консалтинговой организации. В общем виде можно предложить такую схему подхода к проведению логистического консалтинга:

1. Анализ первичных требований заказчика и разработка плана проведения работ. 2. Диагностика логистической системы компании. 3. Анализ текущей ситуации в сфере логистики на предприятии, выявление "узких мест" и перспективных направлений логистизации. 4. Выработка рекомендаций по оптимизации. 5. Внедрение выработанных предложений по оптимизации. 6. Контроль за внедрением и подготовка заключительного отчета. 7. Послепроектное сопровождение бизнеса.

Консультант по консалтингу оценивает «свежим» взглядом профессионала логистическую систему компании. Порой основные проблемы лежат на поверхности и очевидны, но чаще всего их удается выяснить только после всестороннего аудита организации работы логистических подразделений компании. Единой универсальной логистической системы нет. Каждая система единствена в своем роде. К примеру, в металлургическом производстве маленькая номенклатура закупаемого сырья, но большие объемы; в машиностроение наоборот – небольшие объемы закупаемых сырья и материалов, но многотысячная номенклатура. На нее влияет множество факторов: местоположения склада, сезонности товара, состояния подъездных путей во время весенних половодий и т.д. Мелочей в логистической системе нет!

Очевидно, что у большинства российских предприятий наблюдается недостаток финансовых ресурсов на привлечение консалтинговых фирм и осуществление изменений. Поэтому целесообразным может стать логистическое обследование с целью выявления "узких мест" в логистике компаний и выработки рекомендаций по их устранению. В научно-практической литературе дается следующее определение: узкое место - это "рабочий центр, машина, устройство, функция, подразделение и т.п., сдерживающее производство ввиду того, что их производственная мощность меньше плановой нагрузки". Узкими местами логистики на предприятии могут быть нерациональное использование транспорта, складов; недостатки информационного взаимодействия с поставщиками и потребителями и т.п.

Обследование логистической системы компании с целью выявления "узких мест" и выработке рекомендаций по улучшению состояния логистики позволит руководству клиента за относительно небольшой срок (даже без применения всего спектра научных методов) увидеть "осязаемость" логистических бизнес-процессов, которая обычно теряется в огромной массе управленческих и финансовых документов. Это позволит наметить ориентиры развития не только логистической системы, но и всех аспектов деятельности компании в целом.

Итак, логистический консалтинг - новый элемент в инфраструктуре бизнеса, призванный помочь руководителям предприятий во внедрении новых логистических методов управления, что позволит добиться конкурентных преимуществ за счет снижения доли логистических затрат и повышения качества обслуживания клиентов. Экономическая эффективность от данного вида услуг будет напрямую зависеть от профессионального уровня сотрудников консалтинговых структур, их технического оснащения и вовлеченности клиентов в процесс.

Каково будущее у логистического консалтинга? Потенциал огромен! Практически все клиенты обращаются за комплексными услугами, т.е. не только решить их текущую проблему. При внедрении новшеств в логистическую систему компании необходимо до каждого сотрудника довести суть изменений, обучить его новым технологиям. Для этого необходимо обучить группу менеджеров среднего звена, чтобы они, в свою очередь, организовали работу подразделений по-новому. Обучение, проводимое тренерами, основано на конкретных примерах работы уже внедренных и успешно действующих логистических системах. После оптимизации необходимо периодически проводить текущий аудит работы логистической системы компании, т.к. прогресс и бизнес не стоят на месте и многие внешние и внутренние факторы в компании постоянно меняются.

Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью сказать, что в современном бизнесе без оказания грамотных консультаций в области логистики, успешно работать очень сложно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: