Романтизм во французской живописи: Т. Жерико, Э. Делакруа.




Формирование и развитие романтизма совпадает с общественными потрясениями и трагическими событиями в Европе. Романтизм - наследник идей Просвещения и Великой французской революции.

1815-1848 - период национально-освободительных и народно-объединительных демократических движений. Подготавливает революции 1830 и 1848 гг. Появление романтизма объясняется разочарованием в результатах революции, ослаблением просветительских идеалов как общедоступных путей, недовольством современностью и образованием единой атмосферы между европейскими странами, которые провоцировали зарождение новых тенденций.

Разрушилась общность «стиля эпохи»: быстрая смена направления, распад стиля.

Усиление личностного начала в искусстве оставляло большую свободу для индивидуального развития, создавало конфликт между личностью и обществом; напряженный характер художественного процесса. По-новому решалась проблема взаимоотношений личности и массы, тема народа в истории. Заговорили о роли традиций в национальном искусстве.

Для искусства романтизма характерен историзм с эмоционально-личностной интонацией и тяготением к экстраординарному и экзотическому решениям. Тяготение к Востоку, к странам, не затронутым современной буржуазной цивилизацией, имеет огромное значение, в нем видят основу основ развития воображения, творчества.

Обзоры салонов (1822,1824,1827) Стендалем (1782-1842), его очерки об итальянском искусстве и городах («История живописи в Италии», 1817; «Прогулки по Риму»), трактат «Расин и Шекспир» (1820-е) являют пример соединения наследия века Разума и современного восприятия, прошлого и размышлений о судьбах изящных искусств в эпоху романтизма.​

Лидирующее место среди видов искусств занимает живопись. Она отличается необычайной свободой и разнообразием творческих манер. Во Франции романтизм начинается с исторической картины и портрета (Жерико, Делакруа). Активность модели, жажда чувств, открытая устремленность к жизни, необыкновенная свобода, разомкнутость образной структуры – вот новая концепция портретного произведения.

Романтикам история представляется традицией великих, где четко расставлены нравственные акценты: чистота и благородство или коварство и жестокость. Исчезли образцы гражданской добродетели, их моральная опенка. Используется евангельская иконография, чтобы показать этапы крестного пути романтического героя, а страсти Христа – архетип злоключений реальных исторических персонажей. ​

Теодор Жерико (1791-1824

Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно-героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.

Вдохновленный блестящими победами Наполеона, художник обращался к теме войны, которая приобрела в его творчестве характер благородного, но неистового действа, полного неудержимой энергии.“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, 1812,- одно из самых известных произведений Жерико. В его энергичной композиции с экспрессивным рисунком, смелым колористическим решением с использованием цветовых и световых эффектов есть то, что получит завершение в творчестве художников-колористов конца XIX- начала XX века., но уже нет тех черт которые отличали классические произведения. “Раненый кирасир, покидающий поле боя”, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (“Бег свободных лошадей в Риме”, 1817, Лувр, Париж). Одна из центральных в творчестве Жерико работ - картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж) - написана на злободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.

Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823,)

Жерико -романтик. Романтики, разочарованные итогами французской революции, не принимали ту реальность, в которой им приходилось существовать. Взамен они придумывали свой мир, или погружались в иную историческую эпоху. Отсюда потребность Жерико писать портреты душевнобольных людей, которые так же живут в своем воображаемом мире

Его интересует представление о безумии, порожденном социальными проблемами. Вместо всепоглощающей и разрушающей личность страсти показана человеческая драма. Художник не ищет исключительное, а подчеркивает обычное нездоровье, обусловленное социальным бытием. Его творческий метод основан на тщательном изучении натуры.​

Эжен Делакруа (1798-1863)

Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило гражданский пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.

Переосмысливается роль цвета, ведущая к обновлению живописной системы классической школы. Выразительная манера использование цвета, свободное использование ярких красок, преобладание живописи над рисунком, динамичность композиции, живые, разнообразные сюжеты, - все эти черты присущи творчеству Делакруа.

В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э. Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание, например в картине"Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне. Духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана “Резня на Хиосе” (1823–1824, Лувр, Париж).

Делакруа предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности.

Например, органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе, достигнут художником в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830. безупречно подчеркнула разнообразные наряды восставших, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу воевали представители самых разных слоев общества.. Многим она кажется слишком смелой, трагической и одновременно жизнеутверждающей, в ней видят «радостную веру в воскресение народа».

 

- истинный вождь романтизма, посвятивший свое творчество жизни в ее вечных, конфликтных изменениях, в ее повелительном движении вперед. Он ставит превыше всего воображение, фантазию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: