Осознание истоков волнения.




Дипломный реферат

на тему:

«Причины возникновения сценического волнения и способы его преодоления»

 

Выполнила:

студентка 4 курса Кузнецова Т.А.

 

Консультант:

старший преподаватель Кожурина О.И.

 

 

г. Москва

2016

Содержание:

 

I. Введение..................................................................................................стр.3

II. Основная часть:...................................................................................стр.4

1. Волнение в детстве. Роль педагога и родителей.

2. Роль качественной домашней работы.

3. Осознание истоков волнения.

4. Приемы аутотренинга.

5. Роль физической подготовки.

III. Заключение..........................................................................................стр.

IV. Список литературы............................................................................стр.

 

 

I. Введение

«На сцене не волнуются только покойники и болваны» (Ф.Шаляпин)

Взволнованность, окрыляющее «волнение-подъем» желательно, полезно, благотворно, из него рождается уверенность, появляется какая-то новая энергия и желание сыграть как можно лучше, преодолеть все трудности и победить самого себя – словом, такое позитивное волнение помогает исполнителю представить квинтэссенцию своего творчества.

Огромные проблемы на сцене создает «волнение-паника», когда игра лишается управления, исполнителя «несет», как щепку по волнам, память изменяет, движения сжимаются, он комкает, мажет, путает в самых неожиданных местах…В результате – жестокая психическая травма, растущая боязнь сцены, приводящая порой к вынужденному отказу одаренных людей от артистической деятельности.

II. Основная часть

Волнение в детстве. Роль педагога и родителей.

В детстве – да и в дальнейших периодах ученичества - большую роль играет спокойное, доброжелательное, в любом случае позитивное отношение педагога к сценическим опытам ученика. То же самое можно сказать и о процессе подготовки учащегося к выступлениям – терпение и оптимизм всегда вознаграждаются. Дети в большей мере возбуждаются, нежели волнуются во время публичных выступлений, поскольку им до поры до времени незнакомо чувство ответственности за свою игру. Мудрый педагог акцентирует внимание на положительных моментах и не ругает за промахи на эстраде, чтобы не закреплять в сознании ученика отрицательные переживания. Он не устраивает «разбор полетов» с беспощадной критикой, понимая бессмысленность упреков –ведь все уже произошло! Дружеское сочувствие, сопереживание, убежденность, что в следующий раз будет лучше, - все это помогает пережить любой опыт, обрести чувство уверенности и творческой перспективы.

 

 

Роль домашней работы.

 

Когда с возрастом «обостряется» чувство ответственности и совладать с волнением становится все труднее, главный «рецепт», облегчающий состояние исполнителя на сцене – тщательно, добросовестно выученная программа. Об эстрадном волнении очень точно сказал Н.А.Римский-Корсаков:оно обратно пропорционально степени подготовки (хотя эта формула не исчерпывает всех случаев и разновидностей этого волнения). «Страх – это чувство ненадежности – и, может быть, ненадежности только одного отрывка или даже одной фразы…- но фраза эта будет мучить вас до тех пор, пока вы ее не одолеете» (И.Падеревский). Психологическое состояние напрямую связано с качеством предварительной работы, волнение возникает на почве недостаточной подготовленности. «Я лично ощущаю уверенность на сцене тогда, когда могу с уверенностью сказать: все, что требовалось предварительно сделать – в процессе домашних занятий, - я сделал. И не на 100 процентов, а на все 150…» (В.В.Третьяков). В общем, нужно заниматься так, чтобы «Трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным» (К.Станиславский)

 

 

Осознание истоков волнения.

 

«Ничто нас так не волнует, как сама мысль о том, что можно сильно разволноваться…» (Г.Цыпин). Так каким же образом воздействовать на свои внутренние психические состояния, регулировать их в процессе творческой деятельности, в процессе публичного выступления? Как вести себя в состоянии «концертного стресса»? «Именно опыт мастеров в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению»(М.Скаткин). Наука, обобщая и концентрируя опыт наиболее выдающихся деятелей культуры прошлого и настоящего, дает возможность воспользоваться этим опытом в той мере, в какой каждый сочтет для себя это приемлемым и разумным. «Нужно желание понять себя, свою природу, свой характер» (В.Мержанов). Люди разных характеров и темпераментов – так называемые холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики – все они попадают под действие законов, управляющих творческим процессом. Музыканты отмечают, как важно во время выхода на сцену сосредоточение на творческих задачах – что хотел сказать композитор - «…погрузиться во внутренний мир композитора, почувствовать подлинную творческую близость к нему, ощутить духовную первооснову его музыки…» (Ю.Башмет). «Волнуйся не за себя, а за композитора!» Чем больше в тебе будет волнения за него, тем меньше останется места для волнения за себя; если ты панически волнуешься за себя – значит, ты недостаточно взволнован той музыкой, той пьесой, которую играешь. «Артисту надо совершенно точно представлять, что он должен сделать на сцене. По возможности яснее видеть свои творческие цели и задачи. Сосредотачиваться только на них. Это – прежде всего. Если перед началом выступления удастся мысленно собраться на том, что собираешься сделать на эстраде («здесь я сыграю так-то, а тут – так-то»), уже избавляешься, и заметно, от болезненной нервозности. Входишь в нужное творческое состояние. Если артист начнет размышлять, как важно для него предстоящее выступление, как много поставлено на карту; если будет представлять себе переполненный зал, ярко освещенную сцену, воображать чьи-то лица, - ему, право же, не позавидуешь. Думать, в принципе, следует о конкретных исполнительских проблемах, и только о них. А выйдя на сцену, заставлять себя усилием воли воплощать все намеченное и задуманное в жизнь. И все. Настоящий художник при этом вскоре же увлечется музыкой, самим процессом игры; страхи его незаметно отодвинутся на второй план, волнение из помехи превратится в подспорье.» (В.Т.Спиваков).

«Сосредоточение на творческих задачах, на исполняемом произведении – вот вернейшее средство забыть о себе, устранить ту почву, из которой вырастает «волнение-паника»; появление последнего – всегда верный признак недостаточной сосредоточенности исполнителя на исполнении.» (Г.М.Коган)

Словом, как говорил Станиславский, «артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи…, нет времени заниматься самим собою как личностью и своим волнением…»

Н.К.Метнер, говоря о «волнах художественных образов, чувств», в которые погружается исполнитель, добавляет: «Только эти волны могут смыть все волнение».

Получается, существует один универсальный путь, которым следуют обычно опытные музыканты-исполнители в своем противостоянии волнению, - путь зрелых, владеющих собой мастеров. Сконцентрироваться всецело на творческой стороне дела, на самой музыке, на художественном образе, на том, что надо будет сделать на сцене. Нет лучшего способа уйти от всего постороннего, ненужного, выбивающего из колеи, травмирующего психику. Излишне волнующимся и нервничающим И.Гофман советовал «сосредоточиться на работе, которую вам предстоит выполнить: этого вы вполне можете добиться при помощи силы воли и упорного самовоспитания». Артист должен мысленно представить себе, что и как он сделает во время исполнения, вникнуть еще раз во все детали своей трактовки, проиграть их «в уме».Его внимание всецело поглощается работой, творческой задачей как таковой, что уже само по себе способствует подавлению очагов возбуждения и беспокойства в коре головного мозга. В этом с И.Гофманом едины многие музыканты-практики, указывающие, что умозрительные занятия(умозрительные в прямом и лучшем смысле слова) не только помогают сосредоточиться, но и позволяют в определенной мере отвлечься, отгородиться от всякого рода тревог, сомнений, страхов, всего того, что ведет к дискомфорту в душевном состоянии исполнителя.

Приемы аутотренинга.

 

 

Знание приемов саморегуляции, аутотренинга для обретения нужного сценического состояния. «Весьма помогают некоторые приемы аутогенной тренировки, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц перед самым концертом».

Сила внушения и самовнушения – великая вещь. «У тебя хорошее настроение, хорошо выученная программа, ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Специалисты в области психотерапии могут существенно помочь, ликвидируя психологическую неграмотность исполнителя. «Благоразумный музыкант обратит свои мысли к случаям, когда он выступал с особым успехом, тогда приятные эмоции вытеснят страхи…». К ощущению «концертности» исполнения нужно стремиться с самого начала работы над произведением. «Наши руки и уши должны заранее готовить себя к состоянию, называемому «артистическим запалом»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: