МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для подготовки к практическим занятиям
по учебному курсу «Русский язык и культура речи »
для студентов заочной формы обучения
Основная образовательная программа 40.05.02 Правоохранительная деятельность, 40.05.01 Национальная безопасность
Квалификация (степень) выпускника «специалист»
Челябинск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….................3Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………………….....3
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…..........4
Тема1. История русского языка. Понятие о современном русском литературном языке
и тенденциях его развития. Культура речи как раздел лингвистики ………………….......5
Тема 2.Языковая норма как центральное понятие культуры речи. Виды языковых норм………………………………….............................................................................................7
Тема 3. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых
уровней в научной речи…………………………………………………………………………8
Тема 4. Функциональные стили современного русского литературного языка
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. Юридический подстиль…....9
Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………………………............12
Вопросы к зачёту……………………………………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.05.01 Национальная безопасность. Квалификация выпускника - «специалист».
Цели освоения учебной дисциплины: повышение уровня практического владения современным русским литературным языком студентов в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области, особенно в правоохранительной сфере деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
- сформировать навыки грамотной речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности;
- уяснить значение и роль речи, культуры общения, привить навыки культуры и этики общения в определенных юридических ситуация
- научить вести межличностный и социальный диалог, используя эффективные методики общения;
- совершенствовать уровень владения нормами русского литературного языка;
- уметь распознавать, предупреждать и исправлять речевые ошибки, лингвистически некорректные высказывания;
- выявлять особенности использования языковых единиц всех уровней в текстах разной функциональной принадлежности;
- научить выступать публично, аргументировать собственную позицию в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать готовые тексты различных жанров, создавать свой текст, осуществлять правку готового текста с учётом требований оптимальной коммуникации.
В процессе обучения студент изучает: стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в речи. Речевые нормы учебной и научной сфере деятельности. Официально-деловой стиль его функционирование, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность, выразительность публичной речи.
Программой учебного курса запланированы лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и зачет.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Содержание данного учебного курса ориентировано на последовательное повторение и изучение студентами основных правил русского языка, норм употребления языка в речи. Работа организуется на основе полученных знаний в области права и русского языка с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций.
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» являются лекционные и практические занятия.
Теоретический курс «Русский язык и культура речи» позволит углубить знания студентов о современном русском литературном языке в его главных функциональных разновидностях: научном, официально-деловом, публицистическом стилях; познакомить с основными направлениями совершенствования навыков грамотного письма и говорения, особенностями устной публичной речи.
Письменная речь предполагает наличие у юриста специальных языковых знаний, богатого лексикона, умения логически мыслить и убедительно обосновывать выбор той или иной языковой конструкции. Теоретические положения по основным разделам русского языка изложены в виде электронных учебников.
Изучение теоретической части потребует от студентов основательной подготовки в области русского языка, внимания, вдумчивости и будет составлять фундамент в усвоении практической части курса.
Программой предусмотрена работа студентов на практических занятиях. Практические задания формируют у студентов навыки эффективного использования средств русского языка в определенной речевой ситуации в соответствии с поставленной задачей общения, закрепляют знания стилистических норм русского языка.
Наряду с разбором теоретического материала к каждой теме разработаны задания, которые предполагают разнообразные по форме и содержанию упражнения,сопоставительный анализ дефиниций терминов, письменный сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему для приобретения студентами практического опыта работы с юридическими текстами.
Обязательные домашние письменные задания помогут студентам повысить грамотность, поработать над стилем, обнаружить и корректировать ошибки, исследовать индивидуальные языковые особенности авторов в юридических текстах.
На практическом занятии предполагается проводить работу по анализу письменного юридического текста: аналитическое чтение и правка заданного текста, выявление структуры текста с выделением рационально-логической составляющей, редактирование его, выполнение письменной контрольной работы. На практических занятиях даются творческие задания.
Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студентов, заключающаяся в изучении теоретического материала и информации, содержащейся в литературе, рекомендованной преподавателем.
Самостоятельная работа студентов предусматривает работу со справочниками и учебной литературой по русскому языку по темам, соответствующим учебному плану, выделенных для самостоятельной работы, конспектирование, выполнение упражнений и других заданий.
В процессе изучения дисциплины студенты выступают на практических занятиях с докладом или сообщением, творческим заданием.
Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен преподавателем к сдаче зачета.
Перечень заданий для проведения текущего контроля:
Работа с рекомендованной литературой:составление тезисов, конспектов, сопоставительный анализ дефиниций терминов, письменный сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.
Работа по поиску дополнительной литературы:составление библиографии по отдельным проблемам курса, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников к теме для интерактивного обсуждения.
Подготовка к практическим занятиям:подготовка к выступлению на тему практического занятия по заранее предложенным вопросам.
Анализ юридического текста:аналитическое чтение и правка заданного текста, выявление его структуры с выделением специфических характеристик и языковых средств.
Подготовка текста выступления и выступление без опоры на текст.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая организуется на основе полученных знаний с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций преподавателя.
В самостоятельной работе студента особая роль отводится умению работать с литературой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень специалиста определяется этим умением.Самостоятельная работа включает в себя изучение теоретического материала, первоисточников, учебников и учебных пособий, конспектирование отдельных положений учебника, подготовку сообщений, выступления на практических занятиях, выполнение домашних письменных работ.
В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать полученную информацию, выбирая из нее самое основное, и научиться выстраивать план ответа.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над учебным курсом необходимо начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов. Нужно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Необходимо пользоваться специальными и универсальными словарями и энциклопедиями, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Нужно обратить внимание на рекомендации преподавателя, и только затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой учебного курса.
Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Следует составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала, повышение грамотности письменной и устной речи. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с правовыми документами. При написании учебного конспекта необходимо записывать все использованные источники с указанием автора, названия, года и место издания с указанием использованных страниц.
Подготовка к зачету. К зачету допускаются студенты, систематические посещавшие учебные занятия и показавшие знания в течение всего семестра.
Подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в методических указаниях дисциплины.