Нормативно-правовое регулирование по соблюдению обязательных требований действующего законодательства, санитарных норм и правил на предприятиях общественного питания.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Полномочия по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Одним из направлений деятельности Роспотребнадзора является надзор за питанием населения, в том числе за деятельностью предприятий общественного питания.
Нормативно-правовое регулирование по организации и проведению плановых и внеплановых проверок, соблюдению обязательных требований действующего законодательства определяется следующими основными документами:
- ФЗ 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- ФЗ 294 от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- ФЗ 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»;
- ФЗ 29 от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- ФЗ 15 от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
- СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
- ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
- ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;
- ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из овощей и фруктов»;
- ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
- ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» и т.д.
Существует риск-ориентированный подход к организации плановых контрольно-надзорных мероприятий в рамках Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, т.е. ежегодный план проверок формируется в соответствии с присвоенной объекту категорией риска.
Категория риска определяется возможным причинением вреда здоровью, тяжестью негативных последствий при несоблюдении санитарного законодательства.
Согласно ст.8 ФЗ-294, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить Роспотребнадзор о начале осуществления предпринимательской деятельности. Постановлением Правительства РФ № 584 от 16.07.2009 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» утверждены Правила представления уведомлений и учета уведомлений и Перечень работ и услуг, о которых должны представляться уведомления.
Услуги общественного питания входят в утвержденный Перечень работ и услуг, на которые надо подавать уведомление, код данного вида экономической деятельности – 56,0. Уведомление предоставляется Заявителем до начала фактического выполнения работ (оказания услуг). Любые изменения в деятельности юр.лица или ИП в течение 10 дней с момента их возникновения. За нарушение установленного порядка представления уведомлений предусмотрена административная ответственность по ст.19.7.5
Частью 2 статьи 10 ФЗ 294 предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок:
- истечение срока исполнения выданного ранее предписания об устранении выявленного нарушения;
- обращения, заявления, жалобы граждан;
- информация о возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- поручения Президента, Правительства, требования прокуратуры.
Проверки могут быть документарными или выездными, проводятся они только после уведомления о начале проведения проверки. Уведомление о проведении плановой проверки осуществляется за 3 рабочих дня. О проведении внеплановой выездной проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением возникновения угрозы жизни и здоровью граждан.
Меры, принимаемые должностными лицами Роспотребнадзора при обнаружении нарушений, определены в соответствии со ст.17 ФЗ 294:
- предписание об устранении выявленных нарушений;
- временный запрет деятельности;
- административное расследование (например, в предприятии общественного питания – с целью расследования инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, с целью предупреждения дальнейшего распространения инфекционных заболеваний (туберкулез, гепатит, ОКИ, вспышечная заболеваемость).
Типовые и массовые нарушения обязательных требований на предприятиях общественного питания.
1. Нарушение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима:
- отсутствие туалетов для посетителей;
- отсутствие локальных вытяжек от оборудования и моечных ванн;
- не соблюдение поточности технологических процессов;
- некачественная и несвоевременная уборка производственных помещений;
- отсутствие маркировки на уборочном инвентаре;
- не проводится оценка качества приготовленных полуфабрикатов;
- нарушение сроков реализации приготовленных блюд.
2. Нарушение законодательства о техническом регулировании:
- не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные изготовителем;
- реализация продукции, не соответствующей по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям;
- несвоевременное прохождение сотрудниками медицинских осмотров.
3. Вопросы соблюдения законодательства по защите прав потребителей на предприятиях общественного питания:
- предоставление достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах, стоимости), обозначение нормативных документов, наличие книги отзывов и предложений.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителей.