Проблема характера в психологии




Методика измерения уровня тревожности Тейлора.

МЕТОДИКА
ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
(Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе)

ОПИСАНИЕ
Шкала «проявления тревожности» (Manifest Anxiety Scale, MAS) — личностный опросник. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Утверждения шкалы отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для шкалы «проявления тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги»
Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и др., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких указателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.
В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.
Опросник содержит 60 утверждений и предназначен для оценки уровня тревожности как одного из показателей адаптированности работника профессиональной деятельности.
Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке..

Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин.

Более известны варианты методики в адаптации Т. А. Немчинова и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративноти, неискренности в ответах. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов

Методика «Шкала тревожности» Дж.Тейлора

Инструкция: Прочитайте первое высказывание в опроснике. Если вы согласны с данным высказыванием, то проставьте знак «Х» в графе «Да» бланка ответов, если вы не согласны – знак «Х» в графе «Нет». Оцените таким образом все 60 высказываний опросника. Старайтесь работать как можно быстрее, особенно над ответами не задумывайтесь, так как первый пришедший в голову ответ, как правило, бывает наиболее верным. Исправлений в записях делать нельзя.

Тестовый материал

1.​ Я могу долго работать не уставая.

2.​ Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3.​ Обычно руки и ноги у меня теплые.

4.​ У меня редко болит голова.

5.​ Я уверен в своих силах.

6.​ Ожидание меня нервирует.

7.​ Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8.​ Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9.​ Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.

10.​ В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

11.​ Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12.​ Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13.​ Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.

14.​ Я не слишком застенчив.

15.​ Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16.​ Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17.​ Я краснею не чаще, чем другие.

18.​ Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19.​ Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20.​ Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21.​ Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22.​ Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.

23.​ Меня часто мучают ночные кошмары.

24.​ Я склонен все принимать слишком серьезно.

25.​ Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26.​ У меня беспокойный и прерывистый сон.

27.​ В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28.​ Я более чувствителен, чем большинство людей.

29.​ Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30.​ Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие

31.​ Мой желудок сильно беспокоит меня.

32.​ Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33.​ Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34.​ Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

35.​ Я легко прихожу в замешательство.

36.​ Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.

37.​ Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38.​ У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39.​ Я никогда не опаздывал на свидание или pa боту.

40.​ Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41.​ Иногда мне хочется выругаться

42.​ Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо

43.​ Меня беспокоят возможные неудачи.

44.​ Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45.​ Меня нередко охватывает отчаяние.

46.​ Я - человек нервный и легко возбудимый.

47.​ Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

48.​ Я почти всегда испытываю чувство голода.

49.​ Мне не хватает уверенности в себе.

50.​ Я легко потею, даже в прохладные дни.

51.​ Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52.​ У меня очень редко болит живот.

53.​ Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54.​ У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55.​ Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56.​ Я легко расстраиваюсь.

57.​ Практически я никогда не краснею.

58.​ У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.

59.​ Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60.​ Обычно я работаю с большим напряжением.

Интерпретация: Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

·​ 40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

·​ 25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

·​ 15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню тревоги;

·​ 5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню тревоги;

·​ 0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.

Шкала тревоги

·​ В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам: 6, 7, 9 11, 12, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 60.

·​ Ответы «Heт» к пунктам: 1, 3, 45, 8,13, 14, 17, 19, 22, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи

·​ В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам: 2, 10,39, 55.

·​ Ответы «Нет» к пунктам: 16, 20, 28, 29, 41, 51, 59.

 

Проблема характера в психологии

Проблема характера — одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить. Характерология давно выделилась как важная субдисциплина психологии. Ее проблематика расширилась до характера возраста, пола, народа, социального характера. Несмотря на это, теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия.

Первые попытки составить представление о характере были сделаны еще Платоном. Введенный им термин “характер”, в переводе с греческого “черта”, “примета”, “чеканка”, в ходу был для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использовался термин “этос” — нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными добродетелями, и пытался составить их классификацию, основанную на этических принципах.

К середине XIX в. возрастает количество научных работ по данной проблематике, углубляется собственно психологическое осмысление феномена характера, утверждается сам термин характерологии. В эти годы складываются школы характерологии: французская (А. Бине, Ф. Полан, Ф. Галль, Т. Рибо), английская (Дж. С. Милль, Ф. Гальтон), немецкая (В. Штерн, Э. Кречмер) и русская (А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский).

Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан с именем выдающегося русского психолога А. Ф. Лазурского (1847—1917). В его знаменитых работах “Очерк науки о характерах” и “Классификация личностей” на материале классической литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыслены ключевые вопросы характерологии — природа и структура характера, классификация [10,11]. А. Ф. Лазурский рассматривает характер как один из аспектов личности, четко выделяя специфику данного феномена. Характер, по А. Ф. Лазурскому, представляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность. Характерологические свойства проявляются как устойчивые способы поведения.

А. Ф. Лазурский подошел к пониманию характера как сложного этико-психологического образования из устойчивых поведенческих форм, способов, реакции, причинно коренящихся и во врожденных нравственно-духовных склонностях человека, и в природных психических свойствах, и в приобретенных поведенческих установках, привычках. Новое толкование данного феномена основывается на динамической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрейдом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. 3. Фрейд также показал, что фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой. Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой структуры. Динамическая теория характера приобрела новую направленность в работах выдающегося психолога XX в. Эриха Фромма (1900—1980). Главное отличие его теории состоит в том, что фундаментальную основу характера он видит не в различного типа либидиозной организации человека, а в специфических типах его отношений с миром. Эти отношения, или ориентации, определяют суть характера, выражают форму, способ проведения психической энергии

В отечественной психологии советского периода интерес к проблеме характера более четко выражен в 40—70-е гг. XX в. В это время защищаются докторские и кандидатские диссертации, выходят в свет многочисленные монографии, сборники статей, брошюры, определяются ведущие исследователи в этой области: Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. Д Левитов, И. В. Страхов, В. С. Филатов, Д. Н. Норакидзе и др. Понятие характера идеологизируется, интерпретируется как жизненная направленность личности и образ действия. В центр ставится вопрос о типичных чертах характера советского человека. Но исследователи стремятся преодолеть тенденцию жесткой идеологизации данного феномена.

Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. В свою очередь тип характера предполагает определенное, достаточно устойчивое сочетание определенных черт характера — такое, которое встречается в жизни чаще, чем другие возможные их сочетания.

начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предприняли его американский коллега У.Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Лионгард, А.Е.Личко и ряд других учёных. Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера: 1) Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник-это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. 2) Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. 3) Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Типология характеров, предложенная немецким учёным К.Леогардом основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1) Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выражение жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. Положительные черты людей этого типа – энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивают люди этого типа обычно своим легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. 2) Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Отталкивают эти люди обычно своей пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, индивидуализмом. 3) Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. 4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. 5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчинённым на работе. 6) Педантичный тип. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надёжность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание. 7) Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Нередко располагают следующими привлекательными чертами - дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. 8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не «выплёскивая» их наружу. Привлекательные черты - доброта, сострадательность, обострённое чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты - чрезмерная чувствительность, слезливость. 9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется лёгкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и, вместе с тем, склонность к интригам. 10) Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. 11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей и знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чём просят, исполнительность. Отталкивающие особенности – подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространение сплетен и слухов. 12) Интровертированный тип. Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: